21.06.2018 06:47

«Занимайтесь тем, что любите»

Фото Артёма Келарева и Олега Маглича

На XX областной конференции малого и среднего предпринимательства обсуждали внешние и внутренние факторы развития бизнеса

Большой интерес вызвала тема «Инструменты поддержки предпринимателей и инвесторов в муниципальных образованиях». Причём актуальный «круглый стол» уместил и малый, и средний, и крупный бизнес – всего около ста человек. О мерах финансово-инвестиционной поддержки рассказывали Евгений Дерягин, управляющий делами Корпорации развития Архангельской области, Ольга Горелова, первый заместитель гендиректора КРАО, одновременно выступавшая в секции в качестве модератора, а также Олег Бачериков, замглавы Северодвинска по финансово-экономическим вопросам.

Муниципалитеты придут к инвестстандартам

Вопросов из зала было предостаточно. Особенно высокую активность проявлял экс-работник прокуратуры, а ныне северодвинский предприниматель Антон Дыкоменко. На секции практическим опытом делились люди, реализующие серьёзные бизнес-проекты. К примеру, ООО «Семейная клиника», работающая в сфере здравоохранения, намерена предоставлять медицинские услуги в густонаселённом округе Майская Горка города Архангельска.

Жилая застройка расширяется, поэтому дефицит медучреждений здесь будет только нарастать. Отчасти проблему может решить планируемый к строительству частный многофункциональный медцентр. Проект будет реализован через механизм государственно-частного партнёрства.

Как сообщил Владимир Белоус, технический директор предприятия, здание клиники появится на пересечении улиц Галушина и Осипенко. Проект претендует на льготные кредитные средства, он вошёл в перечень приоритетных инвестпроектов в сфере здравоохранения Архангельской области. Услуги в основном будут платными, но и бесплатному обслуживанию по программе ОМС планируется уделять внимание. Начинающим предпринимателям Владимир Белоус посоветовал больше заниматься фазой планирования.

Проект модернизации Северо­двинс­кого завода строительных материалов также претендует на статус приоритетного. При этом компания не может рассчитывать на стандартные меры поддержки малого и среднего бизнеса, поскольку сто процентов акций завода принадлежат муниципалитету.

Оксана Гусева из Няндомы была банковским работником, но в один момент решила перенастроить карьеру – открыла хлебно-кондитерское производство. Буквально на днях предприятие запустило новый цех. Причём идея расширения, как призналась сама Оксана Гусева, пришла к ней на прошлогоднем форуме и стала реальной благодаря муниципальному гранту. 500 тысяч были потрачены на оборудование. В КРАО сегодня помогают компании в получении кредита «МСП Банка» на приобретение и выкуп здания под новое производство.

Судя по выступлениям представителей профильных служб муниципалитетов Поморья, взаимодействие с предпринимателями пока приносит неоднородные результаты. Для того чтобы выровнять ситуацию, в этом году в Поморье начнут формировать систему качества работы с инвесторами «Муниципальный инвестиционный стандарт 2.0».

Кстати, как показал диалог, сами предприниматели считают, что муниципальная власть должна уделять им больше внимания. Также высказывалось много просьб о проведении обучающих программ для малого бизнеса, развивающих доходность предприятий для следующих стадий роста.

Мотивирующие истории

Довольно востребованной на конференции оказалась открытая дискуссия, посвящённая успешным практикам реализации молодёжных бизнес-проектов в области. Её предваряла церемония вручения благодарностей предпринимателям от зампредседателя Госдумы Ольги Епифановой. Награды достались фермерам, бизнесменам, работающим в сфере информационных технологий, предпринимателям, обеспечивающим продуктами удалённые территории области – всем, кто продолжает развивать предпринимательское дело.

Молодые предприниматели поделились с аудиторией своими бизнес-историями и планами. Для делающих первые шаги в собственном деле такая информация – хороший мотивирующий фактор. Истории – очень живые.

К примеру, агентство событий и праздников «O2», которое представляла руководитель Наталья Щукина, несмотря на относительно недолгое время работы, набрало солидный вес. За плечами организации – проведение третьего международного образовательного форума «Арктика. Сделано в России» (молодёжная часть форума «Арктика – территория диалога»); чемпионат, первенство и финал кубка России по лыжным гонкам; рок-фестивали «Мост» и другие яркие мероприятия. В планах предприятия – выход на Северо-Западный и Центральный регионы России, а также развитие дочерних предприятий в Архангельске и области.

Андрей Раков, молодой предприниматель из Виноградовского района, решил заняться мясным животноводством, после того как отслужил в армии, поработал водителем и электриком. ИП открыл через центр занятости, написал бизнес-проект, получил субсидию в 70 тысяч рублей. Думал, что на этом дело остановится: будет растить «хрюшек» и обеспечивать население района свежим мясом.

Но появилась возможность взять в аренду старое совхозное здание свинарника. Написал заявку на грант почти в 1,5 миллиона рублей в областное министерство АПК и торговли и победил. Далее – ремонт здания и строительство убойного цеха.

– Но мы столкнулись с проблемой качества кормов. Думали, как её решить. Качественные корма – дорогие, дешёвые – неэффективные. В конце концов, мы решили начать новый проект по производству кормов, – рассказал Андрей Раков.

Реализовать задумку помогла поддержка районной администрации (около 400 тысяч рублей). Сейчас предприятие Андрея производит корма для разных видов сельскохозяйственных животных.

Переоценка и ценности

Интересно строилась бизнес-карьера Константина Копосова, учредителя ООО «Поморские пекарни». Долгое время он работал в сфере продаж. Торгуя автомобилями, Константин заметил, как макроэкономические процессы влияют на покупательскую способность людей. В ноябре 2014 года во время поездки на презентацию нового автомобиля в Москве обратил внимание, как сильно отличаются цена и ассортимент хлеба в архангельских и столичных магазинах. Тут, вероятно, и произошла переоценка ценностей.

Изучил досконально хлебную тему с помощью интернета и решился. А чтобы открыться, пошёл в «полный ва-банк»: продал свой основной и запасной автомобили, попросил помощи у друзей и знакомых. В 2015 году служащие автосалонов попали в категорию «ненадёжных» и «неплатёжеспособных», поэтому чтобы взять кредит в банке, пришлось пойти на ухищрение и оформить его на знакомого.

Но Константин не ошибся с выбором. Пошла выручка, и через полтора месяца он взял в лизинг автомобиль для работы на доставке продукции. Сейчас в активах предприятия – пять производственных помещений, пять торговых точек и несколько автомобилей для доставки.

Ценнейшие советы начинающим (и не только) предпринимателям дал Егор Трескин, соучредитель и управляющий ЗАО «Арбис: Прикладные решения». Презентация его начиналась словами «Делай, что любишь…» Но им любовь потребителя к IT-продуктам «Арбис» тоже имеет место быть: в клиентской базе – ГК «Титан», САФУ, правительство области, администрация Архангельска и даже Курчатовский институт.

Сотрудничество с САФУ – важный момент. На предприятии работают студенты-программисты, совмещая интеллектуальный труд с учёбой в вузе. Причём обучающиеся могут писать дипломную работу на базе компании и получать специальную стипендию.

Егор Трескин особо подчеркнул роль ценностей компании:

– Хорошо бы начинать бизнес не с расчёта рентабельности и возврата инвестиций, а выведения общих с партнёрами ценностей. Это предотвращает многие конфликты в будущем. Когда вы эти ценности перечислили, у вас всё чётко устаканивается. Вы понимаете цель, к которой идёте, для чего вы всё это организовали. И это не груз, разрывающий вас центробежными силами, а чёткая конструкция, в которой вам хорошо. Ценности являются мерилом добра и зла, арбитражем наших решений.

По его словам, ценности – центральный элемент корпоративной культуры, если они не «проросли», то обязательно «прорастёт» что‑то иное (интриги и сплетни, например). А всем бизнесменам, желающим роста, эксперт неожиданно посоветовал отделить функцию собственника и стратегического планирования от оперативного исполнения.

Вадим РЫКУСОВ

****************************

комментарии

Ольга Горелова, заместитель генерального директора КРАО:

– В конференции участвует наша целевая аудитория – малый, средний и крупный бизнес, а также представители муниципалитетов, непосредственно выстраивающих работу с бизнесом. И всё больше убеждаешься, что информация о мерах финансовой поддержки, инструментах, предоставляемых на региональном и федеральном уровнях, не всегда доходит до муниципалитетов. Именно с помощью таких дискуссионных площадок мы пытаемся этот разрыв минимизировать. Более того, на таких мероприятиях можно тет-а-тет поработать с бизнесом, обсудить точки их роста и помочь им сформулировать свою цель.

Также важно, что мы услышали отклик предпринимателей, которые используют эти меры поддержки. Они поделились собственным опытом с теми, кто находится на начальном этапе планирования. Будущие инвесторы смогут извлечь уроки, они узнали что при планировании инвестиционных объектов крайне важно: быть открытым, осознавать свою ответственность, разделять стратегический уровень управления и операционную деятельность, а также комплексно походить к структурированию финансирования проекта.

В финале сессии мы собрали список пожеланий в адрес власти и институтов развития. Нам удалось раскрыть аудиторию, что не всегда просто даётся. Бизнес поделился достаточно откровенными пожеланиями: власть должна быть более активной, компетентной, ориентирующейся в инструментах поддержки, оперативно реагирующей на проблемы бизнеса.

Светлана Шадрина, советник генерального директора КРАО:

– Когда к нам обращаются инициаторы проектов, мы порой слышим некоторый скепсис по поводу того, реально или нереально реализовать их в Архангельской области. Основная наша задача – показать, что сегодня у нас можно реализовывать любые проекты в самых разных сферах. Главное, помнить, что все задачи по плечу, если ты предприниматель с пытливым умом, чувством риска, пониманием того, что нужно анализировать свои действия, прежде чем выходить на рынок.

Когда ты стартуешь с первым бизнес-проектом, хочется избежать возможных ошибок. Наша конференция позволяет реальным предпринимателям поделиться своим опытом, рассказать о том, каких ошибок не стоит допускать, чтобы проект сразу был эффективным и успешным.

Конечно, для начала нужно разобраться с самим собой: готов ты к предпринимательству или нет. Откровенно говоря, доля истинных предпринимателей по психотипу не так велика. А если ты хочешь работать на себя, то нужно готовиться к тому, что придётся работать 24 часа в сутки семь дней в неделю, почти без отпусков. Придётся подбирать хорошую команду.

Если бизнесмен чувствует, что где‑то он «буксует», для него открыты двери институтов развития, готовых помочь и консультациями, и содействием в привлечении финансовых ресурсов. Большая часть проектов, находящихся на сопровождении КРАО, инициирована молодыми предпринимателями. Это экономически активное население, которое готово реализовывать свои идеи на территории региона. Кому‑то мы помогаем информационно, кому‑то подбираем площадку, а кому‑то оказываем помощь в привлечении финансовых ресурсов – грамотно «упаковываем» проект, чтобы получить грант или иную материальную поддержку.

Антон Дыкоменко, руководитель Первой юридической компании (Северодвинск):

– Решение начать свой бизнес пришло неожиданно, но на основании личных убеждений. Я предоставляю юридические услуги физическим лицам и предпринимателям. Раньше я работал на госслужбе. Перспективу дальнейшего роста я увидел в организации собственного бизнеса. Решил зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, создать свой бренд и предоставлять юридические услуги.

На старте может проявиться страх быть невостребованным, не добиться результата, страх конкуренции. Но если ты работаешь усердно, вкладываешь свою душу, то люди начинают тянуться к тебе. Самое главное – понять, что всё зависит от тебя: как ты работаешь, такая будет и отдача извне. Результаты, которых мы достигаем, радуют моих клиентов, я радуюсь вместе с ними и получаю от бизнеса не только материальный результат, но и моральное удовлетворение.

Эта конференция дала мне понимание того, как действовать на начальной стадии бизнеса, что рекомендовать начинающим предпринимателям. К нам зачастую обращаются, например, с вопросом о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с вопросами, где взять стартовый капитал. Здесь, на конференции, я получил ответы на эти вопросы. Власть открыта для диалога и готова помогать, в том числе материально.

_______________________________________________________________________________________

инициатива

«Упаковка» для поддержки бизнеса

На конференции МСП власть и предприниматели обсудили новую систему «Единого окна» для бизнеса

На XX конференции малого и среднего предпринимательства состоялась открытая дискуссия «Перспективы и проблемы внедрения системы поддержки малого и среднего предпринимательства Архангельской области». Представители органов власти и бизнес-сообщества обсудили концепцию системы «Единого окна» для бизнеса.

Принципы «Единого окна» для предпринимателей и инвесторов уже реализуются в ряде регионов России. В Поморье такую систему разрабатывает Корпорация развития Архангельской области.

Виктор Иконников, заместитель губернатора по стратегическому планированию и инвестиционной политике, отметил, что концепцию «Единого окна» для бизнеса и инвесторов предложил губернатор Игорь Орлов, он же озвучил необходимость её внедрения в своём послании областному Собранию депутатов.

– Речь идёт о том, чтобы все институты развития, которые функционируют на территории региона, и меры поддержки, предоставляемые бизнесу их федеральными коллегами, были бы «упакованы» в одну систему, работающую в режиме «Единого окна». Это создаст максимальные удобства для предпринимателей, которые приходят за поддержкой со своими проектами. Эффект от новой структуры будет достигаться, в первую очередь, за счёт повышения качества предоставляемых услуг, а также оптимизации управленческих расходов, – подчеркнул Виктор Иконников.

По словам разработчиков системы, предполагается объединение компетенций, знаний и возможностей всех существующих институтов по поддержке предпринимательства, что приведёт и к повышению информированности представителей бизнеса о существующих мерах поддержки.

На дискуссии представители бизнеса региона высказали свои пожелания в отношении создания новой системы.

Так, предприниматели отметили сложности по сбору данных о состоянии тех или иных отраслей экономики и, соответственно, подготовке прогнозов, остановились на важности обучающих и акселерационных программ, продолжении субсидирования сельского хозяйства и других сложных направлений предпринимательства.

Предполагается, что новая система «Единого окна» заработает уже к концу 2018 года.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анастасия ВОЛОДИНА