29.11.2016 14:52

«Потребитель всегда прав» – в школьных столовых не работает

Фото Татьяны Зиновьевой

Многодетная мама Наталья Голубцова об особенностях организации питания в школах Северодвинска.

В столовой ели, пока были маленькие

Моя дочь – восьмиклассница, в настоящий момент в школе организованно не питается. На то есть ряд причин.

Прежде всего, причины возрастные – маленького ребёнка легче организовать на питание, которое ему не по вкусу, на большого воздействовать сложнее. Давить не вижу смысла, мы, родители, тоже не будем есть то, что нам не нравится, если вдруг такое случится – потребуем книгу отзывов. А претензии от школьников в столовых не принимают, и принцип «потребитель всегда прав» там не работает.

Контролировать этот процесс родителям проблематично – дежурить в столовых и защищать права детей нет времени. Заставлять ребёнка, который ясно дал понять, что там он есть не будет, считаю насилием.

В целом картина по классу такая же. Когда учились в четвёртых-пятых классах, питались в столовой почти все. Даже когда‑то были на первом месте по школе – за организацию центрального питания классному руководителю начисляют допбаллы по ЗП и ведут рейтинг классов.

Сейчас это человек семь-десять. Остальные или покупают что‑то сами, или носят из дома перекус, или едят до и после школы дома. Конечно, это неполезно. Жалобы детей на школьное питание: холодное – невозможно есть (самая частая причина), невкусно, пахнет.

Важное удобство – оплата по карточке

В Северодвинске школы обслуживает муниципальное предприятие «Комбинат школьного питания». Несколько лет назад ввели карточную систему – оплата обедов по карте – безналичный расчёт. Карта именная. Это удобно – родителям нет необходимости давать наличные деньги детям, а ранее бывали случаи вымогательства денег детьми у других детей. Родители могут контролировать траты детей по карте через сайт и там же пополнять счёт: cards.eda29.ru На этом же сайте можно смотреть меню и цены.

Стоимость плотного завтрака – 81 рубль, лёгкого завтрака – 51 рубль, обеда – 103 рубля.

При этом, например многодетным семьям по Указу Президента РФ (от 5 мая 1992 года № 431) предусмотрено предоставление бесплатного питания для школьников, включающего завтраки и обеды, а у нас в области эта мера областным законом («О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» от 22 июня 2005 года № 55–4‑ОЗ) заменена компенсацией, которая не индексировалась с 2011 года и составляет в настоящий момент 440 рублей в месяц!

Даже если мы возьмём лёгкий завтрак и обед – это уже 154 рубля, компенсации не хватает даже на три дня. Чтобы ребёнку полноценно питаться в школе (завтрак + обед) при шестидневке (25 учебных дней в месяц), родителям необходимо минимум 3850 рублей в месяц, если школьника два, то это уже почти 8 тысяч! При этом качество питания большинство родителей класса, по отзывам детей, не устраивает.

Ремонт провели, а привкус остался

Хотя в северодвинских школах была проведена масштабная реконструкция столовых, заменено оборудование, что потребовало вливания огромных бюджетных средств, изменения заметны по большей части внешне – в столовых проведён ремонт, они резко отличаются от зданий школ, там светло, чисто, новые столы и табуреты.

Оборудование за прилавком не видно, администрация отчитывается, что оно хорошее, некоторые работники столовых рассказывают, что часто выходит из строя, некачественное и спустя три-четыре года работы уже требует замены.

В целом посыл хорош – организовать детям диетическое питание – больше парового, меньше жареного, в «Комбинате школьного питания» следят за калорийностью, соблюдают сезонность, из продаж исключены вредные продукты – газированные напитки и пр.

Но как всегда, множество нюансов. Школьники нередко сообщают, что пюре разведённое, а не натуральное, имеет какой‑то привкус. Хотя по отчётам делается исключительно из картофеля. Сосиски «картонные», котлетки тоже не мясные… Блюда чаще подаются холодными, работники ссылаются, что накормить горячим всех разом невозможно.

Легче отказаться от столовой

Пытались ли родители влиять на ситуацию? Да, но через общеклассные собрания ничего сделать не удалось. Недовольство родители высказывают и учителям, но от учителей в этой системе тоже мало чего зависит.

Единичные родители после случаев рвоты у детей ходили жаловаться директору, но это тоже в целом на ситуацию не влияет.

Знаю, что в младших классах некоторые родители устраивают график дежурств и подходят в столовую, чтобы контролировать, как накрываются столы у их класса. Но организовать такое дежурство системно, особенно для старшеклассников, не у всех хватает и сил, и желания – проще отказаться от услуг столовой.

На ребёнка, требующего разогреть холодную еду, не обращают внимания – в перемену у раздачи и кассы всегда большие очереди из самих учителей и других школьников, покупающих булочку и чай или питающихся индивидуально.

Разумеется, книгу отзывов тоже не дают, да и дети 7–8 класса ещё не могут правильно сформулировать и оформить свои претензии и отстаивать свои права на качественное обслуживание.

Пара-тройка микроволновок в доступе школьников тоже не исправила бы ситуацию – очереди стояли бы к ним. Возможно, ситуацию изменила бы большая перемена минимум 45 минут, лучше час, в разное время для разных классов, чтобы дети могли сходить домой на обед или не спеша поесть в столовой, взяв горячее блюдо с раздачи, а не получив холодное на столе.

Но эти вопросы системы, наверное, надо решать на уровне управления образования совместно с «Комбинатом школьного питания».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.