12.03.2015 06:08

Перемена ума

Покаяние, одно из самых часто слышимых слов, порой теряет истинный смысл. Словарь Ожегова дает такое, не лишенное остроумия, определение: «Отпустить душу на покаяние» – оставить кого-нибудь в покое, перестать донимать чем-нибудь. А вот покаяние с древнегреческого ἡ μετάνοια означает буквально: «перемена ума».

В библии, в качестве синонима, иногда используется слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки  игумен Феодосийваши». (Иер.18:11)

Как понимать слово «покаяние», в дни Великого поста рассказывает игумен Феодосий (Нестеров), настоятель храма святого благоверного Александра Невского в Архангельске:

– Безрадостное, бесплодное состояние означает, что человек не совершает правильного покаяния. Правильное покаяние дарит ощущение легкости, дает человеку выход из каких-либо жизненных ситуаций. Истинное покаяние приносит тихую радость, освобождение, просветление, трезвенное видение самого себя, но не унылое состояние. Порой жизненные обстоятельства кольцом сжимают нас, и кажется, все у нас нехорошо. И душа начинает трепетать: «Как же быть? Как поступить?» Прежде всего, верно осознать ситуацию мешает нам собственное эго.

Эго – неистребимое самолюбование, самочиние, вредоносное начало в нас. Нам порой кажется, что мы даже можем быть смиренными, и различные обстоятельства жизненные как-то спокойно переносим. Кажется, и бури нет в душе. Но, бывает, часто лжем сами себе. Не можем просто взглянуть на ситуацию и доверить себя Богу. Потому что страшно доверить. И нет опыта доверять. Подвиг души и реальное исповедничество – доверить свою жизнь Богу. Доверить ему свою проблему. И как окажется, никто нас особенно не обижал, сознательно зла нам не делал. Только в искренней молитве человек может найти правильный выход.

И от этого дух человека становится легким и простым. Это все говорить просто, а выполнить в жизни не так-то легко. Выполнять – это и называется подвигом. Только этот опыт веры и может дать человеку твердое жизненное основание. Шаг за шагом, с постепенностью, с постоянным упованием смиряем себя. Это обращение к Богу, искреннее, очень трудно.

Многосложные хитросплетения нашего разума, помыслы так и готовы накинуться на нашу душу и волочить ее то туда, то сюда, испугать нас, наполнить душу неуверенностью и страхом, беспокойством, всякими ожиданиями недобрыми, подозрительностью, неприязненными воспоминаниями, вспоминанием обид, собственных своих грехов, замыканием в этом круговороте: «Как я мог! Что я наделал!»...

И это без конца. Нужно разрывать это. Помыслы отбрасывать, сливать их, как в отхожее место. Ни во что их не ставить. «Да, Господи, не здоров я. Но ищу от Тебя поддержки». И Господь пошлет человека, ситуацию, и все разрешится. На блюдечке поднесут – только стоит человеку смириться. Оставить все памятозлобие, успокоиться, остановиться, прекратить свое безумствование. Совсем мы не знаем, что нас ждет. И это не полезно знать. А ждет каждого свое. Нам хочется покоя и тишины. Но мы, даже в состоянии испытания, можем жить в покое и тишине внутренней, которые больше всего сладостны человеку. Как только смиряется человек, так его перестает сотрясать яростной силой.

Господь всегда рядом. Он всегда готов обнять нас, охватить любовью, всегда Он нас ждет. Пост – это путь к Нему. Утеснения постовые помогают нам прийти в себя. Но утеснение опять же – в соответствии с разумом. Если кто имеет тяжелую болезнь, то это уже пост. Мы должны понимать, как с собой обращаться, учиться этому. Не можешь в гастрономическом смысле поститься, то обрати внимание на свою мыслительную сферу. А кто очень здоровый, тот должен утеснять себя как можно строже.

Пост, прежде всего, нужен для стяжания внутренних сил. Всем нам – полезного Великого поста. Радостного Поста.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Подготовила Мария ЗАСЕЦКАЯ