29.01.2015 11:44

Во что нарядиться, чтобы преобразиться

«Евдокиевские дни» 2013 года.

Если хотите узнать, чем полосочки отличаются от «пирогов», кто тоскует по статным женщинам и красным сарафанам, как полюбить высшую математику и что нужно сделать, чтобы сотрудники Русского музея прислали за вами поезд, то вам сюда. В Шенкурск, на фестиваль «Евдокиевские дни».

О том, что происходило и что будет происходить с 13 по 15 марта на фестивале, рассказали организаторы – директор местного краеведческого музея Лариса Князева и мастер шенкурской росписи Михаил Бронский.

Михаил Бронский:

– Многие, кто бывал в нашем музее, спрашивали – почему бы вам не сделать фестиваль? Каргополь, например, гончарный фестиваль устраивает, Нижний Новгород – по хохломской росписи. А ваш район на всю страну славился, у вас же Евдокия Кожевникова была! А в 2008 году как раз был столетний юбилей Евдокии Александровны, он и стал поводом первого фестиваля.

Наша-то Евдокия родилась в Устьянском районе, а к нам замуж вышла, а у нас было очень много ткачих, вот ей и показали – как ткать «пирогами». Половички обычно как выглядят? Тельняшка такая – только полосочки разноцветные, а Евдокия Александровна ткала не полосочками, а ромбами. Это и называется – «пироги». Ее «пироги» получались аккуратные, громадные, яркие и очень красивые.

Русский музей этим заинтересовался. И вывезли ее вместе со станком ткацким в Ленинград. Она сидела в одном из залов Русского музея и ткала свои «пироги». Две недели работала на выставке. Люди во время экскурсии подходили и спрашивали: «Бабушка, а что это вы делаете?» Она отвечала: «Половики тку. Хотите, и вас научу». Вот и учила, выражаясь современным языком, – мастер-класс давала.

Лариса Князева:

– Нынешний, пятый, фестиваль посвящен браному ткачеству – от слов «брать», «выбирать». Простая техника – это заправленный станок, у него две педальки, нажимаешь на них, переплетаешь нити. Техника браного ткачества посложнее: мастерицы некоторые нити выбирают, как будто вывязывают узор. А еще есть станки с множеством педалей – до тридцати двух. Эта высшая математика называется многоремизная техника. То есть вроде бы процесс автоматизирован, но сначала ткачиха должна настроить станок, представить и просчитать, как узор будет выглядеть на полотне.

К нам едут узнать тонкости, научиться ремеслу, а большинство мастеров – чтобы отдать знания. Например, у многих фольклорных ансамблей костюмы уже как музейный экспонат, ими пользоваться нельзя. Фольклористы говорят, что лучший костюм – это тот, который ты сошьешь себе сам. Целая выставка будет посвящена традиционному северному костюму.

И что радостно – дети хорошо реагируют. В прошлый раз волонтеры дежурили на разных площадках, за порядком присматривали на мастер-классах. Мальчишка один смотрел-смотрел, сел за станок да и соткал пояс. А девочки! Реконструированные костюмы Каргополя привез из Москвы клуб «Русские начала». И эту красоту видел только узкий круг специалистов, вот мы и решили на завершающем концерте ансамбля «Скерцо» показать эти костюмы народу. Девочки вышли в них на концертную площадку. Они себя вести начали по-другому, преобразились, нарядившись в эти костюмы. Русские красавицы.

Михаил Бронский:

– У людей тоска по красным сарафанам, по статным женщинам. Кто-то говорит – генетическая память. По другой жизни, когда бабушки пели песни, открывали сундуки и доставали костюмы.

И ведь народ включается! Знакомая предпринимательница, у которой вообще-то магазины, наткала половиков, повезла на Маргаритинскую ярмарку. Муж вертел пальцем у виска, говорил, дура ты, тряпок в Архангельске нет, что ли? А когда она привезла кучу денег, продав все половики, зауважал. Для него это было откровение.

Еще одна семейная пара. Жена настолько заинтересовалась ткачеством, что мужа уговорила, чтобы он сделал ей станок. И этот кулибин сделал! Старинные сломанные смотрел, вскрывал, чертежи чертил и соорудил. Теперь иногда даже на заказ станки делает. А жена ткет половики. Ведь если вещь хорошая, она пользуется спросом. Причем не только сувениры. Веники, к примеру. Или вот, в Шенкурске мастер чунки делает, санки деревянные. Где возьмешь? А для сельской местности очень нужно. 

Мы на фестиваль приглашение послали шведам и норвежцам. Я был на ярмарке в Хапаранде. Они там ткут дорожки для ванной комнаты из бельевых веревок, и это все в современных интерьерах используется. Нашим бы еще как-то объяснить – насколько ценно то, что они делать умеют.

В прошлом году приезжала из Москвы Юля Терехова, работает в фонде «Открытая коллекция». Она не ткачиха – она от имени фонда выискивает интересных мастеров и размещает о них информацию на сайтах. Так вот она консультировала дизайнерский проект, который хочет вернуть красоту русских ремесел и традиций в обыденную жизнь. Например, на металлических канистрах для бензина они напечатали орнамент резьбы, глаз не оторвать! Мне очень понравился орнамент для ракеты-носителя «Ангара». Там шенкурская роспись! Вот бы ее выпустить в космос. Чего мелочиться-то, норвежцам и шведам показывать? Надо стразу всем, и инопланетянам в том числе.

Лариса Князева:

– Мы еще в 2008 году решили делать все, чтобы фестиваль жил, независимо от того, принимаем мы в нем участие или нет. Почему бы и нет? Вот в Финляндии в маленьком городе Кухмо двухнедельный фестиваль камерной музыки проходит больше сорока лет, а ведь кто-то его когда-то начал. Население сразу в три раза увеличивается – от 10 до 30 тысяч человек. Вся инфраструктура развивается. Наш идет три дня, на множестве площадок, мастер-классы, выставки, ярмарка ремесел, каждый день концертная программа. «Скерцо», которым мы гордимся, завершит фестиваль. А кто-то приедет только на ярмарку. На гулянье местный коллектив «Коренушка» будет всех хороводить. А ведь еще «Новиця» из Малых Корел. И заявки все идут и идут. До 10 февраля надо определиться, сколько народу приедет. И вы приезжайте. Город принимает радостно.

Михаил Бронский:

– У нас тоже благодаря фестивалю кое-что происходит. Верхопаденьга, например, в 70 километрах от трассы. Первый фестиваль туда выезжал. Теперь местные рассказывают – поставили станки, и к ним дети на переменках прибегают поткать.

А в Шереньге ТОС развивается. Они говорят: «Мы хотим, чтобы к нам туристы приезжали». Спрашиваешь: «А что вы сделали для этого?» – «Отремонтировали здание школы, купили спортивные тренажеры». – «И что, туристы поедут смотреть тренажеры? Деревня от Шенкурска далеко, за рекой. Гости грибов-ягод пособирали, а потом занять их чем-то надо. Хоть станок ткацкий поставьте».

Я всегда удивляюсь Шереньге. Они смотрят на тебя, и никакой реакции вообще. Время прошло, выясняется, что они не один станок поставили, а четыре. Им выехать трудно, так они звонили дедушке, который родом из Шереньги, сейчас в Москве живет, и он по телефону учил, как заправлять нити в станок. Они научились. На все ярмарки приезжают с половиками, и в один из фестивалей мы выезжали на семинар в Шереньгу. И хотя попажа плохая, все гости в восторге были. У них и музей хороший появился! И смысл там жить.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина ЖУРАВЛЕВА. Фото предоставлено организаторами фестиваля.