27.08.2014 10:36

Замолкли мобильники, поморгал и погас телевизор

Отход «Профессора Молчанова» из Архангельска
Отход «Профессора Молчанова» из Архангельска
Ольга Ефремова

Хроника рейса научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов»

на Землю Франца-Иосифа.

Отход из Архангельска.

23 августа

Короткой получилась стоянка в родном порту у научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов». Вернувшись из рейса в Карское море 20 августа, его экипаж сразу стал готовиться к следующему. За двое суток на теплоход было доставлено необходимое снабжение, продукты, в судовые танки приняты топливо и пресная вода.

Частично сменился экипаж. 23 августа в полдень «научник» был готов к выходу в море. Нынешний отход очень отличался от всех предыдущих. Не было ставших традиционными торжественных проводов – флагов, оркестра, прощальных речей. Не было провожающих, если не считать тех, кто по служебным обязанностям должен присутствовать на причале в момент отшвартовки судна.

В пассажирских каютах судна было так же непривычно пусто. Теплоход уходил в порт Кандалакша. Там он примет на борт людей – бригаду строителей,

отвезет в далекий, суровый край с названием Земля Франца-Иосифа.

Всю ночь и все утро лил дождь. Наверное, он насквозь промочил весь город. И даже, как показалось, все шесть палуб «Профессора Молчанова» были мокры- ми насквозь. Но непогода не стала препятствием для выхода в море. В 11.30 над судном раздалось: «Палуб- ной команде по местам швартовки стоять!» А еще через десять минут теплоход, подав протяжный гудок, отошел от причала. Штурман записал в судовом журнале: «На отход – экипаж 20 человек, экспедиция 2 человека». Двое – это работники Северного управления гидрометеослужбы. По ходу следования судна они выполнят в Двинском заливе гидрографические работы.

Это то, что входит в понятие «государственный заказ». Старший группы Ольга Ефремова объяснила:

– В точно установленные сроки, в определенное время в нужных точках моря мы, специалисты-гидрологи, берем пробы воды. В судовой лаборатории определяем состав, соленость температуру, наличие примесей. Полученные результаты будут внесены в базу данных Мирового океана. Малым ходом, будто нехотя, теплоход пошел вниз по Северной Двине. Поворот за поворотом – с каждой милей все дальше и дальше от дома. Вместе с нами порт покидал теплоход «Бал-тийский-108». Было видно, что его палуба плотно заставлена автомашинами и домиками-балками. Его порт назначения – Нарьян-Мар. Навстречу по двинскому фарватеру шли два других судна, возвращавшихся после выгрузки в портопунктах Баренцева моря, «Беломорский-11» и «Тюмень-2». Удивительно, но как только город оказался за кормой, дождь кончился. На фоне разъясневшего горизонта, когда за очередным маневром впереди не оказалось берегов, островов и мелей, неожиданно появилось море. Еще через час теплоход вышел за приемный буй порта Архангельск. Курс на северо-запад, до порта Кандалакша– 220 миль.

Белое море. 24 августа

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» – это в стихах у Пушкина морской рейс выглядит бодренько и весело. Но на самом деле выход в море для любого экипажа – работа. И, по сути, первый день рейса – проверка, обкатка, настройка судового оборудования, чтобы потом быть уверенным в его безотказной эксплуатации. А также «обкатка» людей перед дальней дорогой по морю-океану. НИС «Профессор Молчанов» в Северном управлении гидрометеослужбы работает уже три года. Его экипаж под командованием капитана Виктора Лощевского в основном постоянный. Но время от времени происходит замена. В нынешнем рейсе новичков трое. Правила, по которым живет морской флот, не рекомендуют – требуют: каждый из прибывших в день поступления на судно должен пройти обучение по судовой организации и использованию спасательных средств. Вот почему старший помощник капитана Евгений Мартынов устроил для молодежи «ликбез», дал инструктаж по расположению судовых помещений, средств борьбы с пожаром, шлюпок и плотов, показал, как правильно надевать спасательный жилет и гидрокостюм.

В морской распорядок экипаж включился без напряжения: штурманы и механики перешли на ходовые вахты, палубная команда занялась наведением порядка на палубах и в кладовых. Как только скрылись за кормой берега устья Северной Двины, сразу ощутили, что оторвались от цивилизации: замолкли «мобильники», поморгал и погас телевизор. Современная система спутниковой связи работала, но чаще только для того, чтобы сообщить: «сигнал отсутствует». Единственной

надежной ниточкой стала судовая радиостанция, но ее толщина ограничивалась передачей служебной информации о рейсе.

Наш кораблик бежал со скоростью 11 узлов, делая время от времени остановки. По плану гидрографических исследований их было семь. Так, на подходе к месту, где в морскую глубину надо опустить прибор для взятия проб, именуемый «розетта», давали главному двигателю команду «стоп».

На крепком тросе «розетта» с кормы уходила под воду, а через 7–10 минут ее поднимали на борт. Снова давали «полный ход», следовали дальше. Работы были закончены на северной границе Двинского залива, когда на горизонте показался остров Жижгин. До Кандалакши оставалось 150 миль. С борта судна в адрес портовых властей ушла радиограмма: «Полагаемый приход 25 августа в 12 часов. Требуется лоцман».

Кандалакша. 25 августа

НИС «Профессор Молчанов» шел в западной части Белого моря в полном одиночестве: за полсуток плавания на нашем пути не встретилось ни одного суд- на. И эта пустота особенно тяготила ночью. В конце августа даже в Заполярье белые ночи уже не совсем светлые; сумерки закрыли небо и далекий берег. Рассвет наступал медленно, как бы нехотя. По мере приближения к Кандалакшскому заливу пространство моря сужалось, и к утру мы оказались «зажатыми» между высокими серыми сопками, густо поросшими елями и соснами. Огромные валуны, по местному названию – стамики, порой выглядывали из воды всего в нескольких сотнях метров.

В конце этого длинного, в 60 миль, коридора находится порт Кандалакша. Это уже Кольский полуостров, Мурманская область. К 11 часам перед нами открылась панорама города: десятка три многоэтажных зданий, грузовые краны, причалы. У причалов порта стояли архангельский теплоход «Инженер Плавинский» и мурманчанин – «Северная Земля». Еще один грузовой ранспорт, «Новая Земля», находился на рейде. Лоцман, прибывший для проводки нашего судна в портовые воды, объяснил, что вторую навигацию Кандалакша работает с грузами снабжения Арктики. А находящийся рядом порт Витино, активно занимавшийся экспортом на Европу нефтепродуктов, уже два года закрыт из-за финансовых проблем. Там сегодня полное запустение...

Продолжение следует.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ. Фото автора.