Диана, решившая стать ледокольным капитаном

5 марта 2020 8:57 Море Молодёжь
Диана Киджи
Диана Киджи

Диана Киджи – второй помощник капитана на атомном ледоколе «50 лет Победы», самом большом в мире. Его место работы – Арктика

Сегодня мы говорим с ней о том, легко ли современной девушке соответствовать традиционно мужской профессии, работая в традиционно «мужских» широтах.

– Диана, в моряков и капитанов обычно играют мальчишки. А вы в детстве во что играли?

— В капитана! Сразу чёткая цель была.

– Вы окончили «Макаровку» – теперь это университет морского и речного флота имени адмирала Макарова в Санкт-Петербурге. Учиться в таком специфическом учебном заведении вам было трудно?

— Учёба давалась несложно, проблем не было. Очень хотелось пойти на практику, а первая была только после второго курса на паруснике «Мир». Практика была достаточно долгая – полгода в море. За это время человек понимает, нужно ли ему дальше работать в море или нет. Я полюбила свою профессию, поняла, что она мне нравится и у меня всё получается.

– Качка не оттолкнула от профессии? Или вы ей не подвержены?

— Морская болезнь есть у всех, просто она проявляется по‑разному. Кстати, ледоколы по своим конструктивным особенностям очень сильно подвержены качке на чистой воде. Но мне на ледоколе нормально работается. Зато в период работы во льдах другая специфика – там сильная вибрация.

– Работа в Арктике – это случайность или осознанный выбор?

— Я попала на ледоколы после выпуска из академии – в 2016 году. Совершенно случайно пришла на фестиваль ледоколов в Санкт-Петербурге. И там познакомилась с капитаном дизель-электрического ледокола «Иван Крузенштерн» Александром Ефимовым. Он пригласил к себе на работу, так как у него освободилось место третьего помощника. Так произошло моё трудоустройство на ледоколы. Сначала я была уверена, что поработаю одну навигацию и вернусь на танкеры, где была преддипломная практика.

– Но остались на ледоколе. Почему?

— Эта работа более динамичная, требует постоянно думать и оценивать ситуацию, а не идти по написанному маршруту, грубо говоря. И этим специфика интересна. А уже после работы на дизельных ледоколах приход на атомные ледоколы был логичной ступенькой. «Атомфлот» пригласил меня на работу с повышением, что было очень приятно. Сейчас я второй помощник капитана на атомном ледоколе «50 лет Победы», из ныне действующих он самый большой в мире.

– Как долго длится ваш рейс?

— Традиционно рейс длится четыре месяца, потом ещё четыре – отпуск. Понятно, что сроки могут сдвигаться. Ну, вот за последний год, например, рейс получился «сдвоенным», вместо четырёх месяцев в навигации – почти восемь. Зимой мы работали в Обской губе – обеспечивали вывоз сжиженного газа, добытого на проекте «Ямал СПГ». К концу зимней навигации туда начался завоз материалов для строительства нового завода «Арктика СПГ 2» на восточном берегу Обской губы. Лето провели в круизах. «50 лет Победы» традиционно возит туристов на Северный полюс, мы выполнили пять коммерческих круизов и один юбилейный – специальный к 60‑летию «Атомфлота». Это был так называемый «детский рейс»: дети – победители конкурсов и олимпиад разного возраста, от восьми до 18 лет, отобранные «Атомфлотом», – получили уникальную возможность побывать на Северном полюсе.

– Чем необычен Северный полюс для вас в работе?

— С физической точки зрения интересен тем, что там сходятся все часовые пояса, то есть там формально нет времени. Понятно, что есть судовое, по которому мы работаем. С навигацией там тоже могут быть проблемы. Спутниковый компас при пересечении точки полюса начинает прокручиваться в поисках «северного» и «южного» направления. Гирокомпас в высоких широтах в принципе к работе непригоден, только в режиме гироазимута. И поэтому эта точка не столько чем‑то интересна, сколько специфична и требует от нас более напряжённой работы. Там ты полностью полагаешься на спутниковую навигационную систему и специфическую электронную карту. Не на всех современных электронных картах хоть как‑то отмечены районы выше 82–85 широты, и есть всего лишь несколько производителей программ, где карты покрывают приполюсную область.

– Опишите свой типичный распорядок дня в рейсе.

— Это зависит от того, на какую вахту поставит капитан. Вахты от рейса к рейсу могут меняться. Если это самая лёгкая вахта с 8 до 12 часов, то около 7 утра подъём, в 7.30 завтрак. В 7.50 я на мостике, до 12 часов идёт вахта. После сдачи вахты я обедаю, потом свободное время, которое обычно я посвящаю либо учёбе в аспирантуре, либо отдыху: читаю художественную литературу или смотрю взятые в рейс фильмы, ну или просто сплю. В рейсе довольно быстро начинаешь ценить любой момент времени, который можешь урвать для сна, потому что при вахтовом режиме работы недосып, конечно, хронический. Ещё занимаюсь спортом. На ледоколе есть два спортзала: зал для игр и тренажёрный, больше всего времени я провожу на беговой дорожке. А вечером всё повторяется – в 7.30 ужин, и дальше до полуночи вахта, и потом отбой. Вахта у нас традиционная – четыре часа через восемь. Я в работе сталкивалась с вахтами шесть часов через шесть. Полагаю, что это недопустимо с точки зрения безопасности судна.

– Между рейсами чем наполнена ваша жизнь?

— Когда есть свободное время, занимаюсь активным отдыхом: верховая езда, катание на мото. Но, вообще, сейчас на берегу активно привлекают к участию в различных научных проектах, чем я с большим интересом занимаюсь. В частности, в Санкт-Петербурге есть Крыловский государственный научный центр, он выполняет научно-исследовательские работы для крупных современных арктических проектов, и в части работ, касающихся навигационного моделирования, я принимаю участие. Сотрудничество началось после того, как мы выиграли стажировку в этом центре, победив в конкурсе Арктического молодёжного центра компетенций.

– Какая у вас специализация в аспирантуре?

— Совпадает с моей прямой специальностью – «эксплуатация водного транспорта, судовождение». Тема работы связана с мореходной астрономией и её использованием в электронных картографических системах. Было время, когда от мореходной астрономии все отходили, говорили, что это не нужно, когда есть современные навигационные приборы. А сейчас к ней возвращаются обратно, потому что астрономия – это сегодня единственный альтернативный способ навигации. Её преимущество в том, что она автономна, то есть, находясь в открытом море и не имея никаких ориентиров, кроме светил на небе, вы можете определить место судна. В следующем году осенью будет защита научного доклада по работе в аспирантуре, а потом я надеюсь подать работу в диссертационный совет.

– Определите главный принцип вашей работы?

— Безопасность человеческой жизни на море. Человеческая жизнь всегда дороже и превыше всего.

– Вас как‑то касается стереотип, что у вас «неженская» профессия?

— Могу сказать, что этот стереотип более популярен на берегу, чем в море. А в профессиональной среде, – и не только в море, кстати – сегодня в первую очередь оценивают знания, навыки и личные качества человека.

– Вы планируете всю жизнь работать в море или всё же уйдёте со временем на берег?

— Всерьёз я буду думать об этом, когда дойду до логического завершения карьеры в плавсоставе – должности капитана. После этого на судне в карьерном плане некуда расти (смеётся). Но в мастерстве можно расти, сколько бы лет ты ни проходил в море.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы работать в море?

— Один умный человек когда‑то сказал, что ценности во все времена остаются неизменными: порядочность, честность и доброта. Я бы добавила туда ещё силу, потому что в море должен работать сильный человек.

Беседовала Лидия АГАФОНОВА. Фото предоставлено героиней публикации

Из жизни

16 апреля

Синоп­тики обе­ща­ют: на сле­ду­ющей неде­ле в Поморье сох­ран­ит­ся теп­лая погода

16 апреля

В Поморье более 60 муж­чин получа­ют еже­мес­яч­ные посо­бия по уходу за ребенком

15 апреля

Ремон­тные рабо­ты на Ягринс­ком мосту в Севе­род­винске про­дол­жатся до конца апреля

15 апреля

Сбер­Банк сни­жа­ет став­ки по про­грамме льг­от­ной ипотеки

15 апреля

Часть све­то­фо­ров Севе­род­винска пере­ве­дут на преж­ний режим работы

15 апреля

Вышел на суб­бот­ник – на забудь вывез­ти соб­ранный мусор

14 апреля

Сту­ден­тка САФУ попала в число супер­фина­лис­ток «Кра­сы сту­ден­чества России»

9 апреля

Архан­гельск потра­тил 50 мил­ли­онов руб­лей на содер­жа­ние неис­поль­зу­емой нед­вижи­мос­ти

9 апреля

В Архан­гель­ске закрыва­ет­ся ещё одна пеше­ход­ная переправа

9 апреля

В Архан­гель­ской области тру­дит­ся более 70 про­цен­тов осуж­денных

9 апреля

В Архан­гель­ской области потеп­ле­ет до плюс 15

1 апреля

Ушла из жизни хиру­рг-сто­ма­то­лог, кото­рого всег­да ждали в глубинке

1 апреля

Более 25 тысяч пен­си­оне­ров Архан­гель­ской области с 1 апреля будут получать повыш­ен­ную пенсию

1 апреля

В Архан­гель­ске предп­ри­ни­ма­те­ля обвиня­ют в неза­кон­ном извле­че­нии дохо­да в особо круп­ном размере

1 апреля

Двое жите­лей Архан­гель­ской области стали жерт­ва­ми обмана

Похожие материалы

23 марта Из жизни

Пер­вая море­ход­ная школа в Рос­сии была откры­та на севе­ре 240 лет назад

22 марта Из жизни

Архан­гель­ский трау­лер помог тер­пя­щим бедст­вие польск­им рыбакам

27 января Общество

В Вель­ске уста­но­вят под­вод­ную лодку и прев­ра­тят её в музей

2 января Из жизни

Кораб­ли Север­ного флота впер­вые пере­сек­ли 82 параллель

26 апреля Из жизни

Уро­вень воды в Хол­мого­рах приб­лижа­ет­ся к отметке девять метров

15 апреля Из жизни

Ледо­колы «Капи­тан Чада­ев» и «Капи­тан Евдоки­мов» очи­ща­ют Север­ную Двину ото льда

19 марта Из жизни

В Севе­род­винске отмеча­ют День моря­ка-под­водни­ка

5 марта Из жизни

Диа­на, решив­шая стать ледо­коль­ным капитаном

17 января Из жизни

В Унской губе и губе Ухта Онежс­ко­го залива запреща­ет­ся ловить навагу

14 января Из жизни

В Архан­гельск при­ве­зут глав­ную икону ВМФ России

2 октября Из жизни

Сот­рудни­ки «Рус­ской Аркти­ки» нашли рог аркти­чес­кого единорога

4 августа Из жизни

Лай­нер «Seven seas navigator» пере­ду­мал заходить в Архан­гельск

31 июля Из жизни

Яхту, потер­яв­шую ход в Белом море, отбукси­ро­ва­ли к прием­ному бую Архан­гель­ска