Диана, решившая стать ледокольным капитаном

5 марта 8:57 Море Молодёжь
Диана Киджи
Диана Киджи

Диана Киджи – второй помощник капитана на атомном ледоколе «50 лет Победы», самом большом в мире. Его место работы – Арктика

Сегодня мы говорим с ней о том, легко ли современной девушке соответствовать традиционно мужской профессии, работая в традиционно «мужских» широтах.

– Диана, в моряков и капитанов обычно играют мальчишки. А вы в детстве во что играли?

— В капитана! Сразу чёткая цель была.

– Вы окончили «Макаровку» – теперь это университет морского и речного флота имени адмирала Макарова в Санкт-Петербурге. Учиться в таком специфическом учебном заведении вам было трудно?

— Учёба давалась несложно, проблем не было. Очень хотелось пойти на практику, а первая была только после второго курса на паруснике «Мир». Практика была достаточно долгая – полгода в море. За это время человек понимает, нужно ли ему дальше работать в море или нет. Я полюбила свою профессию, поняла, что она мне нравится и у меня всё получается.

– Качка не оттолкнула от профессии? Или вы ей не подвержены?

— Морская болезнь есть у всех, просто она проявляется по‑разному. Кстати, ледоколы по своим конструктивным особенностям очень сильно подвержены качке на чистой воде. Но мне на ледоколе нормально работается. Зато в период работы во льдах другая специфика – там сильная вибрация.

– Работа в Арктике – это случайность или осознанный выбор?

— Я попала на ледоколы после выпуска из академии – в 2016 году. Совершенно случайно пришла на фестиваль ледоколов в Санкт-Петербурге. И там познакомилась с капитаном дизель-электрического ледокола «Иван Крузенштерн» Александром Ефимовым. Он пригласил к себе на работу, так как у него освободилось место третьего помощника. Так произошло моё трудоустройство на ледоколы. Сначала я была уверена, что поработаю одну навигацию и вернусь на танкеры, где была преддипломная практика.

– Но остались на ледоколе. Почему?

— Эта работа более динамичная, требует постоянно думать и оценивать ситуацию, а не идти по написанному маршруту, грубо говоря. И этим специфика интересна. А уже после работы на дизельных ледоколах приход на атомные ледоколы был логичной ступенькой. «Атомфлот» пригласил меня на работу с повышением, что было очень приятно. Сейчас я второй помощник капитана на атомном ледоколе «50 лет Победы», из ныне действующих он самый большой в мире.

– Как долго длится ваш рейс?

— Традиционно рейс длится четыре месяца, потом ещё четыре – отпуск. Понятно, что сроки могут сдвигаться. Ну, вот за последний год, например, рейс получился «сдвоенным», вместо четырёх месяцев в навигации – почти восемь. Зимой мы работали в Обской губе – обеспечивали вывоз сжиженного газа, добытого на проекте «Ямал СПГ». К концу зимней навигации туда начался завоз материалов для строительства нового завода «Арктика СПГ 2» на восточном берегу Обской губы. Лето провели в круизах. «50 лет Победы» традиционно возит туристов на Северный полюс, мы выполнили пять коммерческих круизов и один юбилейный – специальный к 60‑летию «Атомфлота». Это был так называемый «детский рейс»: дети – победители конкурсов и олимпиад разного возраста, от восьми до 18 лет, отобранные «Атомфлотом», – получили уникальную возможность побывать на Северном полюсе.

– Чем необычен Северный полюс для вас в работе?

— С физической точки зрения интересен тем, что там сходятся все часовые пояса, то есть там формально нет времени. Понятно, что есть судовое, по которому мы работаем. С навигацией там тоже могут быть проблемы. Спутниковый компас при пересечении точки полюса начинает прокручиваться в поисках «северного» и «южного» направления. Гирокомпас в высоких широтах в принципе к работе непригоден, только в режиме гироазимута. И поэтому эта точка не столько чем‑то интересна, сколько специфична и требует от нас более напряжённой работы. Там ты полностью полагаешься на спутниковую навигационную систему и специфическую электронную карту. Не на всех современных электронных картах хоть как‑то отмечены районы выше 82–85 широты, и есть всего лишь несколько производителей программ, где карты покрывают приполюсную область.

– Опишите свой типичный распорядок дня в рейсе.

— Это зависит от того, на какую вахту поставит капитан. Вахты от рейса к рейсу могут меняться. Если это самая лёгкая вахта с 8 до 12 часов, то около 7 утра подъём, в 7.30 завтрак. В 7.50 я на мостике, до 12 часов идёт вахта. После сдачи вахты я обедаю, потом свободное время, которое обычно я посвящаю либо учёбе в аспирантуре, либо отдыху: читаю художественную литературу или смотрю взятые в рейс фильмы, ну или просто сплю. В рейсе довольно быстро начинаешь ценить любой момент времени, который можешь урвать для сна, потому что при вахтовом режиме работы недосып, конечно, хронический. Ещё занимаюсь спортом. На ледоколе есть два спортзала: зал для игр и тренажёрный, больше всего времени я провожу на беговой дорожке. А вечером всё повторяется – в 7.30 ужин, и дальше до полуночи вахта, и потом отбой. Вахта у нас традиционная – четыре часа через восемь. Я в работе сталкивалась с вахтами шесть часов через шесть. Полагаю, что это недопустимо с точки зрения безопасности судна.

– Между рейсами чем наполнена ваша жизнь?

— Когда есть свободное время, занимаюсь активным отдыхом: верховая езда, катание на мото. Но, вообще, сейчас на берегу активно привлекают к участию в различных научных проектах, чем я с большим интересом занимаюсь. В частности, в Санкт-Петербурге есть Крыловский государственный научный центр, он выполняет научно-исследовательские работы для крупных современных арктических проектов, и в части работ, касающихся навигационного моделирования, я принимаю участие. Сотрудничество началось после того, как мы выиграли стажировку в этом центре, победив в конкурсе Арктического молодёжного центра компетенций.

– Какая у вас специализация в аспирантуре?

— Совпадает с моей прямой специальностью – «эксплуатация водного транспорта, судовождение». Тема работы связана с мореходной астрономией и её использованием в электронных картографических системах. Было время, когда от мореходной астрономии все отходили, говорили, что это не нужно, когда есть современные навигационные приборы. А сейчас к ней возвращаются обратно, потому что астрономия – это сегодня единственный альтернативный способ навигации. Её преимущество в том, что она автономна, то есть, находясь в открытом море и не имея никаких ориентиров, кроме светил на небе, вы можете определить место судна. В следующем году осенью будет защита научного доклада по работе в аспирантуре, а потом я надеюсь подать работу в диссертационный совет.

– Определите главный принцип вашей работы?

— Безопасность человеческой жизни на море. Человеческая жизнь всегда дороже и превыше всего.

– Вас как‑то касается стереотип, что у вас «неженская» профессия?

— Могу сказать, что этот стереотип более популярен на берегу, чем в море. А в профессиональной среде, – и не только в море, кстати – сегодня в первую очередь оценивают знания, навыки и личные качества человека.

– Вы планируете всю жизнь работать в море или всё же уйдёте со временем на берег?

— Всерьёз я буду думать об этом, когда дойду до логического завершения карьеры в плавсоставе – должности капитана. После этого на судне в карьерном плане некуда расти (смеётся). Но в мастерстве можно расти, сколько бы лет ты ни проходил в море.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы работать в море?

— Один умный человек когда‑то сказал, что ценности во все времена остаются неизменными: порядочность, честность и доброта. Я бы добавила туда ещё силу, потому что в море должен работать сильный человек.

Беседовала Лидия АГАФОНОВА. Фото предоставлено героиней публикации

Из жизни

24 ноября

Алек­сандр Цыбуль­ский пред­ло­жил возоб­новить рабо­ту мед­пункта в Цигломени

24 ноября

На пере­праве на Кегос­тров уста­но­вят фона­ри со све­тоди­од­ными лампами

23 ноября

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие в бла­гот­вори­тель­ной акции «Елка желаний»

23 ноября

Моло­дёжь Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на фес­тиваль OPEN SPACE.Карье­ра

23 ноября

У главы Архан­гель­ска – новый советник

20 ноября

До минус 8: синоп­тики рас­ска­зали о погоде в Архан­гель­ской области на выходных

20 ноября

В Архан­гель­ске в двух автобу­сах марш­ру­та №44 уста­но­ви­ли рецир­куля­торы воздуха

10 ноября

Фонд Виле­годс­ко­го райо­на «Истоки» стал лау­ре­атом наци­ональ­ной пре­мии «Сем­ей­ная релик­вия-2020»

6 ноября

В Архан­гель­ске жен­щину искуса­ла соба­ка до потери чувств

6 ноября

В этом году праз­дник «Синич­кин день» прой­дет в фор­мате квеста

6 ноября

Как раз­вить эко­тур­изм в Архан­гель­ской области спро­сят у детей и под­рос­тков

6 ноября

В Кронш­та­дте освя­тили сразу четы­ре памят­ника Иоан­ну Кронш­тад­тско­му

6 ноября

В биб­ли­оте­ке имени Доро­любо­ва про­шла ночь искусств

4 ноября

В Архан­гель­ской области снова прой­дут дожди

3 ноября

Архан­гель­ская сбор­ная стала лау­ре­атом Все­рос­сийск­их сорев­нова­ний «Юный вод­ник-2020»

Похожие материалы

26 апреля Из жизни

Уро­вень воды в Хол­мого­рах приб­лижа­ет­ся к отметке девять метров

15 апреля Из жизни

Ледо­колы «Капи­тан Чада­ев» и «Капи­тан Евдоки­мов» очи­ща­ют Север­ную Двину ото льда

19 марта Из жизни

В Севе­род­винске отмеча­ют День моря­ка-под­водни­ка

5 марта Из жизни

Диа­на, решив­шая стать ледо­коль­ным капитаном

17 января Из жизни

В Унской губе и губе Ухта Онежс­ко­го залива запреща­ет­ся ловить навагу

14 января Из жизни

В Архан­гельск при­ве­зут глав­ную икону ВМФ России

2 октября Из жизни

Сот­рудни­ки «Рус­ской Аркти­ки» нашли рог аркти­чес­кого единорога

4 августа Из жизни

Лай­нер «Seven seas navigator» пере­ду­мал заходить в Архан­гельск

31 июля Из жизни

Яхту, потер­яв­шую ход в Белом море, отбукси­ро­ва­ли к прием­ному бую Архан­гель­ска

25 июля Из жизни

Польс­кая яхта «Lady Dana 44» вто­рой раз отпра­вилась на Землю Фран­ца-Иоси­фа

16 июля Из жизни

В Архан­гельск при­был круиз­ный лай­нер «Nautica»

11 июля Из жизни

11 июля в Архан­гельск встре­тят «Аркти­чес­кий Пла­ву­чий уни­вер­си­тет»

11 июля Из жизни

Отор­вавши­еся от земли