Фёдор Литке – человек и пароход

14 октября 2017 14:30 Из газеты
Знаменитый ледокольный пароход «Фёдор Литке» впервые прошёл Северным морским путём из Владивостока в Мурманск в 1934году
Знаменитый ледокольный пароход «Фёдор Литке» впервые прошёл Северным морским путём из Владивостока в Мурманск в 1934году

28 сентября 1797 года родился выдающийся мореплаватель, географ, основатель Русского Географического общества, президент Российской академии наук, адмирал Фёдор Петрович Литке

Он прожил долгую и насыщенную событиями и трудами жизнь. С Архангельском и исследованиями Арктики его связывает относительно короткий, но чрезвычайно насыщенный период с 1821 по 1824 год.

К началу экспедиции ему было неполных 24 года. Несмотря на молодость, за плечами моряка уже были участие в боях против французских частей в Данциге, за что Фёдор Литке был награждён знаком отличия Военного ордена и произведён в мичманы, и двухгодичное кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка».

Специально для экспедиции в Архангельске был построен бриг «Новая Земля» вместимостью в 200 тонн, имевший 80 футов длины, 25 футов ширины и осадку 9 футов, набор его был сделан сплошным, а подводная часть скреплена и обшита медью. Бриг имел такое устройство, что в случае вынужденной зимовки на нём можно было провести зиму. Строил его известный корабельный мастер А. М. Курочкин.

Модель брига «Новая Земля» из коллекции Северного морского музеяФёдор Литке прибыл в Архангельск в начале апреля 1821 года. Он тогда дал такое описание городу:

«Строения большей частью деревянные, но в середине города есть немало и каменных, как казённых, так и частных. Из первых замечательны дом генерал-губернатора и присутственные места, также – военно-сиротское отделение, стоящее на берегу Кузнечихи, и семинария, находящаяся близ монастыря. Гостиный двор, состоящий из нескольких каменных домов старинной архитектуры, лежит на берегу Двины, немного ниже старой крепости. Перед ним каждый вторник бывает торжище, на которое собираются жители как всех окрестных деревень, так и городские, со съестными припасами, рукоделиями, словом, со всем, что есть продажного… Город расположен довольно правильно. Улицы секутся под прямыми углами; три из них идут вдоль города, остальные поперёк. Перед домом генерал-губернатора находится изрядная площадь. Главные улицы довольно широки и вымощены камнем; на всех по краям есть мостки для пешеходов».

Первое плавание брига «Новая Земля» началось 14 июля и продолжалось до 11 сентября 1821 года. Оно было непростым и не особенно удачным. Почти месяц экспедиция пыталась пробиться к южному побережью архипелага, но льды не позволили это сделать. Затем Литке прошёл вдоль западного берега Новой Земли, пытаясь найти вход в пролив Маточкин Шар, но, пройдя дважды мимо входа в пролив, он не смог его обнаружить. Впрочем, это не удивительно. Вход в пролив выглядел следующим образом:

По возвращении в Архангельск Литке составляет отчёт о плавании, и ему попадает «случайно в руки карта штурмана Поспелова с видами». Рисунки выполнены так хорошо и точно, что Литке сразу же узнал все осмотренные им части берега к югу от Маточкина Шара, и теперь ему стало ясно, что неудача, постигшая его в розысках пролива, произошла исключительно из‑за неточностей бывших у него карт и ещё более неверных изображений видов устья Шара с моря.

Второе плавание экспедиции проходило с 21 июня по 6 сентября 1822 года.

Помимо описи Мурманского берега, на Новой Земле была произведена опись берега к северу от горы Первоусмотренной до мыса Нассау. На обратном пути был описан берег к югу от Маточкина Шара до южного Гусиного носа.

Готовясь к третьей экспедиции, капитан-лейтенант Фёдор Литке решает нанять кормщиков из числа поморов. В Государственном архиве Архангельской области хранится его записка с пояснением, зачем нужен кормщик.

Был нанят за хорошее жалование мезенский помор Откупщиков-Пыхин.

21 июня 1823 года бриг вышел из Архангельска. За время третьего плавания был определён и описан Маточкин Шар, описан берег от южного Гусиного носа до Кусова, произведены магнитные наблюдения в некоторых местах, определён и описан северный берег Колгуева и Канина Носа. Но сильные повреждения, полученные бригом на неизвестной ранее банке (был сломан руль, сильно повреждён киль, утрачена часть обшивки), заставили Литке повернуть в Архангельск ранее, чем планировалось. Повреждения были столь значительны, что судно не погибло только благодаря исключительным качествам брига (сплошной набор) и высокой выучке и дисциплине команды.

Четвёртое плавание Литке к Новой Земле продолжалось с 17 июня по 10 сентября 1824 года. В ходе него было продолжено изучение Мурманского берега, а также западного и южного побережья Новой Земли.

Результаты экспедиций Литке обобщил в своей книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершённое по повелению императора Александра I на военном бриге «Новая Земля» в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах флота капитан-лейтенантом Фёдором Литке».

После окончания экспедиции Фёдор Литке больше не возвращался в Архангельск. Его ждала блестящая научная и государственная карьера. Но связь его с Арктикой не прекращалась. Южное и восточное побережье Новой Земли исследовал Пётр Пахтусов, которого можно назвать учеником Литке. Благодаря своей близости к императору Николаю I (Литке был воспитателем великого князя Константина), Литке оказал содействие видному гидрографу и исследователю М. Ф. Рейнеке в издании «Атласа Белого моря» и «Гидрографического описания северного берега России». Когда архангелогородский мореход Иван Пашин подал в морское министерство свой план создания цепи маяков в Белом море, именно влияние Литке обеспечило благожелательное рассмотрение этого проекта в министерстве, что привело к началу строительства цепи маячных огней в Белом море.

Память Фёдора Литке была увековечена в целом ряде названий островов, мысов и других географических объектов, а также кратера на обратной стороне Луны. Его именем был назван знаменитый ледокольный пароход, ранее носивший имя «Канада», впервые прошедший Северным морским путём из Владивостока в Мурманск в 1934 году.

Золотой медалью имени Ф. П. Литке награждают за труды в области географических наук.

Имя Литке носят улицы в городах Кронштадт, Донецк, Бердянск, Кривой Рог. В Архангельске память о выдающемся географе и мореплавателе не увековечена.

Андрей БАРЗЕНИН, научный сотрудник Северного морского музея

Из жизни

11 января

В новом году раз­меры мак­сималь­ного и мини­маль­ного посо­бий по без­рабо­тице сох­ране­ны на преж­нем уровне.

11 января

Покуп­ку ста­ро­го дома на мате­рин­ский капи­тал приз­нали неза­кон­ной

11 января

В испра­витель­ных коло­ни­ях области появи­лись снеж­ные скуль­птуры

11 января

2020 год наз­ван самым теп­лым в исто­рии мете­онаб­люде­ний на тер­рито­рии России

9 января

В Кот­ласе возоб­нови­ла рабо­ту ледо­вая пере­права по марш­ру­ту 46-й Лесо­за­вод – дерев­ня Макарово

6 января

Самый вост­ре­бов­ан­ный суве­нир на ярмарке в Санкт-Пет­ер­бурге – из Архан­гель­ска

6 января

Про Коля­ду и январс­кую землянику

3 января

В Архан­гель­ске откры­ли пеше­ход­ную пере­праву на Кегостров

3 января

В Архан­гель­ске откры­лись бес­платные катки

2 января

Кораб­ли Север­ного флота впер­вые пере­сек­ли 82 параллель

30 декабря

Наш постоя­нный автор стал при­зё­ром двух все­рос­сийск­их конкурсов

30 декабря

Из жизни ушёл Кол­то­вой Юрий Федорович

29 декабря

Про­ща­ние с Рена­той Кур­бато­вой прой­дёт чет­вёрто­го января

25 декабря

Прак­тику на судах Север­ного речного паро­ходства про­шли 110 студентов

25 декабря

Севе­ряне стали лучше раз­бирать­ся в денеж­ных вопросах

Похожие материалы