04.12.2018 12:45

Почему «Курочка Ряба» – сказка для настоящих мужчин?

Фото Павла Лосевского (Pressfoto)

Споры о том, как правильно воспитывать девочек и как не надо воспитывать мальчиков, наверное, не утихнут никогда. Но, по мнению психологов, они ни к чему не приведут, если не признать очевидное: мальчики и девочки – это как две планеты. И с самого рождения мир они воспринимают по-разному

Почему, например, сказка про «Курочку Рябу» интереснее мальчикам, а «Маша и медведи» – девочкам? Почему сыну важнее мамино доверие, а дочке – папина забота? Разбираемся вместе с Екатериной Пятковой, методистом Архангельского центра помощи детям «Лучик».

«Перестань плакать!»

– Так уж устроено природой, что есть мужская физиология, анатомия, генетика, а есть женская. И ещё в утробе матери биоритмы головного мозга ребёнка считываются по-разному, в зависимости от того, мальчик это или девочка. И даже сердце у нас стучит с разной частотой, – говорит Екатерина Пяткова.

По статистике мальчиков рождается больше. Но выживаемость девочек выше. Мальчики-младенцы физически слабее девочек, и если взять возраст до года, то отстают от них по развитию месяца на два. К подростковому периоду эта разница составляет уже не два месяца, а два года. Но потом мальчишки «берут своё» – начинается период бурного роста.

По эмоциональной составляющей девочки, безусловно, более эмоциональны. Но родители иногда сами пытаются обесценить чувства сыновей: «Перестань плакать! Что ты боишься, как девчонка!» Это путь, который ведёт к мужской депрессии и неуверенности в себе. Эмоции важны и нужны всем.

Просто как мы выражаем их? Например, если девочка не способна жить без тактильных контактов – такая «прилипалка», которая любит обниматься в садике с воспитателем и подружками, то мальчик в объятиях очень избирателен. И как бы вы ни хотели зацеловать двухлетнего сынишку, он может запросто отмахнуться. Не стоит мучить себя: «Почему сын такой неласковый? Вот дочка…» Он ласковый, просто он мальчик.

Мальчики и девочки даже мир слышат по-разному. В прямом смысле. Девочки более чувствительны к шуму. И часто можно заметить, как они закрывают ладошками уши, когда мальчишки начинают слишком громко кричать. Но с последней парты в классе мальчишка услышит гораздо лучше, чем девчонка на первой.

Прогресс и выживание

Девочки больше нуждаются в общении. Мама разговаривает с подругой, а пятилетняя дочка сидит тут же, открыв рот. Парни другие. Сидеть «бесцельно» – это не для них. Они должны бежать, скакать.

Понаблюдайте, как играют дети. У девочек локальность игры – метр, полтора. Игрушки вокруг. Мальчик берёт расстоянием. Ему надо осваивать территорию. Если девочка буквально «зациклена» быть принцессой, то парню вступать в отношения с другими игроками не так важно. Ему интереснее схватить палку и бежать одному на «дракона». Эволюционно сложилось, что мальчики направлены на прогресс, девочки – на выживание. Инстинкт самосохранения у мальчиков развит слабее. Девочка два раза подумает, как обойти лужу. А мальчик пойдёт напролом. Ругать пацана за то, что он набил лишнюю шишку – бессмысленно. Он так познаёт мир. Это как матрица, спущенная сверху.

Поэтому останавливать мальчика в познании, стучать по рукам: «Куда полез? Почему вперёд всех убежал?» – прививать ему черты, не свойственные мужскому характеру. А потом удивляться: «Почему у нас нет самостоятельных мужчин?»

Любовь как забота – это то, что девочка должна получать от родителей в первую очередь. Любовь как доверие – должны получать мальчики. А у нас в мальчиков часто не верят. Я лучше за него сама всё сделаю! Да он у меня ещё маленький… В школе учителя тоже больше опираются на «послушных и умных» девочек. И, создавая два «лагеря», сами сталкивают детей лбами.

Проводилось много исследований, показавших, что мышление мальчишек более неординарное. Девчонки способны сделать несколько улучшенных версий из предложенного варианта. Но мальчишки скорее привнесут новую идею. Условно говоря, если группе детей продемонстрировать кирпич и спросить, как его можно использовать, то девочки первыми ответят стереотипно: – «строить дом». А мальчики предложат следом – «ну, можно ещё и колоть орехи».

«Не пойму… Брови что ли выщипала?»

У девочек изначально более красивая речь. Мальчишки, в силу возрастного «запаздывания», имеют речь более простую. Но с годами начинают отличаться большей аргументацией. Сказал два слова, но всё по делу.

Из-за этой особенности маленькие девчонки лучше воспринимают информацию с картинками, длинные сказки, а мальчики – стихи, где есть чёткий ритм. Трёхлетний малыш, скорее, выберет «Курочку Рябу», где действия быстро сменяют друг друга, чем сказку про «Машу и медведей», в которой надо запоминать, кто на каком стуле сидел. И если рассказывать мальчику «нудные» сказки в детстве, то можно отбить у него желание самостоятельно читать.

Внимательность к мелочам, интерес к подробностям у девочек развиты больше. Мама пришла из парикмахерской – дочь первая оценит причёску и маникюр. А мужчины, как маленькие, так и большие, заметят – «мама стала какая‑то красивая».

Это как анекдот про противогаз, когда жена, уставшая от того, что муж не замечает её новую причёску, надела противогаз. И вот муж долго и пристально всматривается: «Не пойму… Брови что ли выщипала?» Утрированно, но это так. Удивить мужчину мелочами сложно, потому что он воспринимает «картинку» в целом.

Двойное послание

Как вырастить из сына мужчину? Вопрос, который часто задают на консультациях именно мамы. Природой заложено, что «глаза девочки – в сердце отца, а глаза мальчика – в сердце матери». И лет до пяти, через общение с ребёнком противоположного пола, происходит психологическое укрепление женственности мамы и мужественности папы. И когда мама говорит крошечному сыну: «Ты понёс мою сумку! Ах ты помощник!» А папа восхищается нежностью и красотой маленькой дочки – это важно для них обоих.

Но желательно, чтобы с пяти лет воспитанием ребёнка, по возможности, занимался больше родитель одного с ним пола. То есть мама, конечно, может научить сына забивать молотком гвозди, но совмещение сразу двух ролей – это большая ошибка. Даже если мама одна, надо постараться найти для сына пример настоящего мужского подражания: дедушка, дядя, тренер в спортивной секции…

Постоянно забивать гвозди, «вбивая» в голову детей: «Я всё могу сама. Мужчина в доме не нужен» – это неправильное программирование будущего для своего ребёнка. Можно ведь сказать и по-другому: «Давай, сынок, вместе справляться. Я буду держать молоток, ты – гвозди. Сможем сделать с тобой полку?» Хотите воспитать мужественного сына – создайте условия, чтобы он стал таким. Не взваливайте на себя всё.

У меня была на консультации одинокая мама, которая весело рассказывала, как она «пошла и нарубила дрова». Мол, сама себе хозяйка. Но видно, как это маму тяготит, так как эмоция в глазах совсем другая. У этой мамы пятеро детей. Сыновьям старшим по 12–14 лет! Нельзя утрачивать собственную женственность, списывая это на «жизненные обстоятельства». Для сына это посыл: «мама не надеется на меня…» Даже если мама – единственная добытчица в своей семье, она должна оставаться женщиной.

Детей воспитывает пример родителей. Если сын видит, как мама ценит папу, то он усваивает: «я хочу быть таким же, как отец». Если папа заботится о маме, то и дочка в семье расцветает, поскольку учится ценить себя. И здесь очень важно, чтобы пример, который мы подаём детям, не содержал в себе двойного послания, способного покалечить детскую психику – говорим ребёнку одно, а демонстрируем другое.

То есть если папа красноречиво объясняет сыну, как важно помогать маме, но при этом сам всё время лежит на диване с газетой, то ребёнок уловит совсем другое послание – не словесное. И именно это послание укоренится у него прочнее остальных.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ