28.01.2015 08:26

Пожарную сигнализацию выключили. Думали – сигнал ложный...

29 января минует 40 лет со дня, унесшего жизни десяти рыбаков зверобойнорыболовного судна «Березина» Архангельского тралового флота Это был первый год моей работы штурманом, наверное, потому хорошо запомнил столь давние трагические события. Много позже, сталкиваясь с нелепыми и печальными случаями, убеждался, что море не терпит расхлябанности и карает тех, кто забывает этот закон.

Тогда, зимой 1975 года, мы возвращались в Мурманск. Шли, привычно переваливаясь с волны на волну, вахта сменяла вахту. В один из таких дней радист принес на мостик и отдал капитану какую- то бумажку со столбиком цифр. Расшифрованная радиограмма перечеркнула спокойную жизнь на судне. До самого захода в Кольский залив экипаж учился и переучивался бороться с пожаром: тренировки на боевых постах, занятия с дыхательными аппаратами, зачетные учения проходили и днем, и ночью. С загадочным лицом помполит проходил по коридору, а через минуту из какой-нибудь кладовки клубами валил дым – срабатывала сигнальная шашка. Аврал!

Даже не зная причины такого пристального внимания к борьбе за живучесть судна, моряки догадывались – где-то случилось что-то серьезное. И наверняка с человеческими жертвами.

В порту на судно пришла комиссия. Люди с хмурыми лицами долго листали судовой журнал, книгу приказов, аварийную папку. Понаблюдав, как мы лихо носимся по палубе со шлангами и огнетушителями, они удалились. Инспекторский смотр закончился для нас без оргвыводов. А старший штурман, ответственный за противопожарную безопасность судна, приоткрыл тайну: «В конце января в Норвежском море сгорел новенький траулер, погибли десять человек. Министерства морского флота и рыбного хозяйства распорядились проверять все суда; погоны уже слетели со многих плеч начальствующего состава морских организаций».

Подробности морской трагедии удалось услышать от одного из участников спасательной операции. Зверобойно-рыболовное судно «Березина» следовало на промысел. Рейс только начался. Ночью от тлеющего окурка загорелась каюта механика. Когда сработала пожарная сигнализация на мостике, штурман ее просто выключил, решил, что сигнал ложный. Обнаружил пожар боцман, да и то по случайности. Объявили общесудовую тревогу, но было уже поздно. Огонь быстро пошел по коридорам, по вентиляционным шахтам. Сонные моряки, задыхаясь от ядовитого дыма, оказались в огненном плену. Потушить пожар пробовали собственными силами и с помощью подошедших судов. Но бесполезно. Пока не выгорела надстройка, огонь не утих. Часть экипажа была доставлена в Мурманск на рыбацком транспорте. Часть еще долго оставалась на судне-погорельце.

Официальная информация о гибели ЗРС-2012 «Березина» попала на глаза много месяцев спустя. Бюллетень аварийности флота распространялся под грифом «Для служебного пользования».

Вот их сухие строчки. «В спасательной операции участвовало шесть судов. С огнем боролись четверо суток. Мешала штормовая погода, несколько раз рвались буксирные тросы. «Березина» получила опасный крен. К аварийному судну ошвартовался транспорт «Отто Гротеволь», снял большинство членов экипажа. Этот смелый до отчаянности маневр помог переломить ситуацию в пользу спасателей. Аварийные партии высадились на «Березину», судно «Диамант» взял ее на надежный буксир». Итог расследования, как приговор: «Судно восстановлению не подлежит. Причиной аварии послужила преступная халатность ответственных лиц».

Вот что рассказывает Георгий Гуринович, директор музея Архангельского тралового флота:

Директор музея Георгий Гуринович– Останки тех, кто погиб на ЗРС «Березина», через несколько дней привезли в Архангельск. Всех похоронили в одном месте – на Ильинском кладбище. Тогда и появился здесь мемориал рыбакам, погибшим в море. В нашем музее бережно хранятся свидетельства почти вековой истории рыбацкого предприятия, как трудовых успехов и воинских подвигов, так и произошедших трагедий.

Рассказывая посетителям (а в основном это курсанты морских учебных заведений и старшеклассники) о работе экипажей судов на промысле, мы не устаем повторять: «Море не прощает ошибок. К работе на флоте надо готовиться осознанно и серьезно». Каждый год в начале февраля мы, теперь уже ветераны тралфлота, собираемся у мемориала на Ильинском кладбище, чтобы почтить память тех, кто не вернулся из плавания. Решением совета ветеранов АТФ поездка к мемориалу состоится 5 февраля. Автобус от здания управления тралфлота отправится в 10 часов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ