Научить робота чертить ракету

9 мая 2017 9:25 Из газеты
 олимпиада по робототехнике
олимпиада по робототехнике

26 апреля в архангельской гимназии № 24 прошла олимпиада по робототехнике «Будущий инженер»

Состоялась она в рамках проекта «Промшкола», который запущен при поддержке Корпорации развития Архангельской области. Его главные участники – некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия № 24. Они же и организовали олимпиаду для школьников, студентов ссузов и вузов.

Смогут ли решить производственную задачу?

Эта олимпиада по робототехнике – далеко не первая в Архангельской области, ведь эта область технического творчества в последнее время стала своеобразным «трендом» в системе дополнительного образования региона. Но её особенность в том, что её заказчиком выступило настоящее производство – архангельское ООО «Вальма», которое занимается выполнением заказов по металлообработке по чертежам и фрезерными работами.

— У нас всегда дети делали роботов ради роботов, – отметил замдиректора компании «Вальма» Павел Юницын. – Но в жизни нужны не просто роботы, а решение конкретных задач. Нам было интересно, смогут ли школьники решить производственную задачу с помощью роботов. Мы поставили задачу, и они попытались решить её. И частично она решена. На сегодняшний день мы реально видим, что школьники могут свои знания по робототехнике применить в будущем на работе. Как работодатель я вижу, что эти ребята могли бы мне выдавать программы.

Собрать и заставить работать

За задачу, которую «Вальма» поставила ребятам – она называлась «Чертёжник» – смогли взяться только трое юношей. Один из них – ученик 9 «А» класса 24‑й гимназии Владислав Егоров. Он довольно‑таки давно занимается робототехникой и лего-программированием, но и ему было непросто.

— По сути, от нас требовался алгоритм для шлифовального или фрезерного станка для крупных производств по обработке металла или твёрдых горных пород, – рассказал Владислав. – Ключевая задача была не собрать робота, а придумать алгоритм, который будет повторять контуры заданной фигуры и закрашивать её площадь.

Задание состояло из трёх уровней сложности: на первом – заставить робота начертить и закрасить треугольник, на втором – пятиугольник, а на третьем, самом сложном – условную «ракету».

— Это невыпуклый многоугольник, и из‑за этого его сложнее было нарисовать, – пояснил девятиклассник. – Методы закраски надо было придумывать самому. Всё было реализовано на роботе «Lego Mindstorms», так как это достаточно простая среда для программирования и понимания. Но сам алгоритм оказался очень тяжёлым, поэтому собралось всего три участника.

Ребята получили задание в середине февраля.

— К 17‑му числу у меня уже был треугольник, – рассказал Владислав. – Робототехникой я занимаюсь с пятого класса, езжу на городские и областные олимпиады, такие как «РобоНорд». В этом году я ездил туда уже как тренер. Опыт в лего-программировании у меня хороший. Но и с ним задача была сложной. Если бы давали не два месяца, а полгода… А так, пока слепил из того, что было.

Лего-сумо

Пока трое участников олимпиады показывали членам жюри свои варианты реализации задания «Чертёжник» в актовом зале гимназии, в холле работала выставка других лего-роботов, которых гимназисты привезли с регионального турнира «РобоНорд-2017», прошедшего в апреле в Северодвинске.

Эти роботы выполняли самые разные задачи: «Шорт-трек», «Сортировщик», «Сложная линия», «Биатлон», «Шагающие роботы», «Кегельринг-макро» и другие.

Наиболее азартная атмосфера царила у стола с заданием «Сумо»: забавно было смотреть, как толпа пятиклашек сгрудилась вокруг импровизированной арены, на которой пытались побороть друг друга два робота. Причём девчонки были в большинстве, и за своих роботов болели очень рьяно.

— Мы сами придумываем модели, сами собираем, сами программу пишем. У этих роботов есть ультразвук, с его помощью они находят противника, – рассказала ученица пятого класса Катя, оторвавшись от робо-«махача».

— И тут уже дальше зависит от того, кто сильнее, – сказал Даня.

— Одного такого робота можно собрать где‑то за неделю. Мы только в этом году начали заниматься. Главное – понять принцип. Программировать сложнее, чем собирать. Но это очень интересно, – добавила Саша.

Неподалёку от них множество детей столпилось у стоящих в ряд 3D-принтеров. Девочки и мальчики следили за тем, как печатались маленькие разноцветные фигурки – игрушечные собаки.

— Эту собачку создала я, – с гордостью сказала мне одна из девочек.

Ребята постарше «тусовались» у площадок «Кегельринг-макро» или «Шорт-трек». Старшеклассники рассказали, что функционал у их роботов очень большой: фактически они могут выполнять любые задачи, какие в них ни заложишь.

— Всё, что вы ни придумаете, они могут, – сказал десятиклассник Максим Родионов. – Их возможности ограничиваются только тем, что роботы сделаны из пластика. И всё.

Жизненная необходимость

Параллельно в гимназии в рамках олимпиады «Будущий инженер» прошёл круглый стол «Робототехника в Архангельске», на котором представители промышленности и образования обсудили точки роста и дальнейшие направления развития.

Встречу также посетил министр экономического развития Архангельской области Семён Вуйменков.

— Нам необходимо расширяться по двум направлениям: дошкольной подготовки и сопровождения детей, увлечённых робототехникой, до университета, – отметил министр. – Кроме того, в рамках международного Арктического форума у меня была встреча с генеральным конструктором Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики. Мы говорили о том, чтобы проводить российский кубок робототехники и кибернетики в Архангельской области. Робототехника, биотехнологии, материаловедение и информационные технологии – это отрасли, в которых мы жизненно заинтересованы, потому что в будущем в них может быть востребована наша молодёжь.

Мария АТРОЩЕНКО, фото автора 

Из жизни

20 апреля

Ледо­вые пере­правы в Архан­гель­ске будут закрывать «по погоде»

20 апреля

В Архан­гель­ске суд оштра­фо­вал, но не закрыл кафе-бар «База тор­педных катеров»

20 апреля

С небес – на Архан­гель­скую землю

20 апреля

Ледо­колы 23 апреля нач­нут рабо­ту по спус­ку льда в аквато­рии Архан­гель­ска

20 апреля

Сбор­ник «Рус­ская Аркти­ка»: забытые иссле­до­ва­ния

19 апреля

В Кено­зерье про­снулись медведи

18 апреля

У Севе­род­винска появит­ся еди­ный диз­айн-код

18 апреля

В Архан­гель­ске суд рас­смо­трит дело о приос­тан­ов­ле­нии рабо­ты кафе-бара

18 апреля

Доро­ги в Архан­гель­ске и области будут ремон­тиро­вать с при­це­лом на Аркти­чес­кий форум-2019

17 апреля

На Север­ной Двине 22 апреля закроют все ледо­вые переправы

17 апреля

Беседа с пси­хо­ло­гом: как пере­жить самое страшное

17 апреля

Цен­ная рыба ряпуш­ка впер­вые пой­мана ещё в одном озере «Онежс­ко­го Поморья»

16 апреля

Пере­правы в Архан­гель­ске будут рабо­тать ещё неделю

16 апреля

В Кено­зерье при­ле­те­ли лебе­ди-раз­ведчи­ки

13 апреля

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

Похожие материалы

20 апреля Из жизни

С небес – на Архан­гель­скую землю

20 апреля Из жизни

Сбор­ник «Рус­ская Аркти­ка»: забытые иссле­до­ва­ния

17 апреля Из жизни

Беседа с пси­хо­ло­гом: как пере­жить самое страшное

13 апреля Из жизни

Для радос­ти и смирения

10 апреля Из жизни

В «Бело­морье» – за душев­ным рав­нове­си­ем, кра­со­той и здоровьем

25 марта Из жизни

Архан­гель­ские школь­ники гото­вы занимать­ся робо­тот­ех­ни­кой 54 часа в неделю

24 марта Из жизни

Утро волон­тёра: «Что я сегод­ня сде­лаю хоро­шего?»

20 марта Из жизни

Дере­вен­ский про­да­вец – самый влия­тель­ный

28 февраля Из жизни

В Аркти­ке нужны осо­бые ком­пет­ен­ции

25 февраля Из жизни

В мас­терс­кой архан­гель­ских худож­ни­ков Евге­ния и Татья­ны Зими­ревых зацвёл амор­фоф­ал­лус коньяк

23 февраля Из жизни

При­мите поздра­вле­ния с Днём защит­ника Оте­чес­тва!

15 февраля Из жизни

Аркти­ка – коро­лев­ское дело

12 февраля Из жизни

Когда чело­век не может улыбаться