Научить робота чертить ракету

9 мая 2017 9:25 Из газеты
 олимпиада по робототехнике
олимпиада по робототехнике

26 апреля в архангельской гимназии № 24 прошла олимпиада по робототехнике «Будущий инженер»

Состоялась она в рамках проекта «Промшкола», который запущен при поддержке Корпорации развития Архангельской области. Его главные участники – некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия № 24. Они же и организовали олимпиаду для школьников, студентов ссузов и вузов.

Смогут ли решить производственную задачу?

Эта олимпиада по робототехнике – далеко не первая в Архангельской области, ведь эта область технического творчества в последнее время стала своеобразным «трендом» в системе дополнительного образования региона. Но её особенность в том, что её заказчиком выступило настоящее производство – архангельское ООО «Вальма», которое занимается выполнением заказов по металлообработке по чертежам и фрезерными работами.

— У нас всегда дети делали роботов ради роботов, – отметил замдиректора компании «Вальма» Павел Юницын. – Но в жизни нужны не просто роботы, а решение конкретных задач. Нам было интересно, смогут ли школьники решить производственную задачу с помощью роботов. Мы поставили задачу, и они попытались решить её. И частично она решена. На сегодняшний день мы реально видим, что школьники могут свои знания по робототехнике применить в будущем на работе. Как работодатель я вижу, что эти ребята могли бы мне выдавать программы.

Собрать и заставить работать

За задачу, которую «Вальма» поставила ребятам – она называлась «Чертёжник» – смогли взяться только трое юношей. Один из них – ученик 9 «А» класса 24‑й гимназии Владислав Егоров. Он довольно‑таки давно занимается робототехникой и лего-программированием, но и ему было непросто.

— По сути, от нас требовался алгоритм для шлифовального или фрезерного станка для крупных производств по обработке металла или твёрдых горных пород, – рассказал Владислав. – Ключевая задача была не собрать робота, а придумать алгоритм, который будет повторять контуры заданной фигуры и закрашивать её площадь.

Задание состояло из трёх уровней сложности: на первом – заставить робота начертить и закрасить треугольник, на втором – пятиугольник, а на третьем, самом сложном – условную «ракету».

— Это невыпуклый многоугольник, и из‑за этого его сложнее было нарисовать, – пояснил девятиклассник. – Методы закраски надо было придумывать самому. Всё было реализовано на роботе «Lego Mindstorms», так как это достаточно простая среда для программирования и понимания. Но сам алгоритм оказался очень тяжёлым, поэтому собралось всего три участника.

Ребята получили задание в середине февраля.

— К 17‑му числу у меня уже был треугольник, – рассказал Владислав. – Робототехникой я занимаюсь с пятого класса, езжу на городские и областные олимпиады, такие как «РобоНорд». В этом году я ездил туда уже как тренер. Опыт в лего-программировании у меня хороший. Но и с ним задача была сложной. Если бы давали не два месяца, а полгода… А так, пока слепил из того, что было.

Лего-сумо

Пока трое участников олимпиады показывали членам жюри свои варианты реализации задания «Чертёжник» в актовом зале гимназии, в холле работала выставка других лего-роботов, которых гимназисты привезли с регионального турнира «РобоНорд-2017», прошедшего в апреле в Северодвинске.

Эти роботы выполняли самые разные задачи: «Шорт-трек», «Сортировщик», «Сложная линия», «Биатлон», «Шагающие роботы», «Кегельринг-макро» и другие.

Наиболее азартная атмосфера царила у стола с заданием «Сумо»: забавно было смотреть, как толпа пятиклашек сгрудилась вокруг импровизированной арены, на которой пытались побороть друг друга два робота. Причём девчонки были в большинстве, и за своих роботов болели очень рьяно.

— Мы сами придумываем модели, сами собираем, сами программу пишем. У этих роботов есть ультразвук, с его помощью они находят противника, – рассказала ученица пятого класса Катя, оторвавшись от робо-«махача».

— И тут уже дальше зависит от того, кто сильнее, – сказал Даня.

— Одного такого робота можно собрать где‑то за неделю. Мы только в этом году начали заниматься. Главное – понять принцип. Программировать сложнее, чем собирать. Но это очень интересно, – добавила Саша.

Неподалёку от них множество детей столпилось у стоящих в ряд 3D-принтеров. Девочки и мальчики следили за тем, как печатались маленькие разноцветные фигурки – игрушечные собаки.

— Эту собачку создала я, – с гордостью сказала мне одна из девочек.

Ребята постарше «тусовались» у площадок «Кегельринг-макро» или «Шорт-трек». Старшеклассники рассказали, что функционал у их роботов очень большой: фактически они могут выполнять любые задачи, какие в них ни заложишь.

— Всё, что вы ни придумаете, они могут, – сказал десятиклассник Максим Родионов. – Их возможности ограничиваются только тем, что роботы сделаны из пластика. И всё.

Жизненная необходимость

Параллельно в гимназии в рамках олимпиады «Будущий инженер» прошёл круглый стол «Робототехника в Архангельске», на котором представители промышленности и образования обсудили точки роста и дальнейшие направления развития.

Встречу также посетил министр экономического развития Архангельской области Семён Вуйменков.

— Нам необходимо расширяться по двум направлениям: дошкольной подготовки и сопровождения детей, увлечённых робототехникой, до университета, – отметил министр. – Кроме того, в рамках международного Арктического форума у меня была встреча с генеральным конструктором Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики. Мы говорили о том, чтобы проводить российский кубок робототехники и кибернетики в Архангельской области. Робототехника, биотехнологии, материаловедение и информационные технологии – это отрасли, в которых мы жизненно заинтересованы, потому что в будущем в них может быть востребована наша молодёжь.

Мария АТРОЩЕНКО, фото автора 

Из жизни

20 февраля

Швед­ский фотог­раф Сте­фан Ват­тайн­ен: «Про­гул­ка по льду на Кегос­тров была фан­тасти­чес­кой»

20 февраля

Жите­лям Кегост­ро­ва при­дёт на помощь про­ект «Воз­душ­ная подушка»

19 февраля

В Архан­гель­ской области нача­лась эпи­де­мия гриппа

19 февраля

За январь 2018-го в Поморье «палё­ным» алкого­лем нас­мерть отрави­лись 24 человека

19 февраля

«Аквил­он-Ин­вест» при­вёл Мас­лени­цу во дворы Ломо­нос­ов­ско­го округа и Май­ской Горки

16 февраля

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

16 февраля

«Кули­нар­ный» фотог­раф из Шве­ции дела­ет в Архан­гель­ске иллюстра­ции для буду­щей книги

15 февраля

Аркти­ка – коро­лев­ское дело

14 февраля

Из квар­тиры на окра­ине Архан­гель­ска поли­ция и спа­са­те­ли изъя­ли изможд­ён­ную лису

12 февраля

Архан­гель­ская школа № 54 отмети­ла 120-летие

12 февраля

Архан­гель­ские семьи на празд­ни­ке «В кругу дру­зей» раск­ры­ли свои таланты

12 февраля

Победи­те­лем выставки кошек в Архан­гель­ске стал «шот­ланд­ец» с раз­ными глазами

12 февраля

Когда чело­век не может улыбаться

11 февраля

Вик­то­рия и Антон Макар­ские: «Нам дико скуч­но друг без друга»

9 февраля

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

Похожие материалы

15 февраля Из жизни

Аркти­ка – коро­лев­ское дело

12 февраля Из жизни

Когда чело­век не может улыбаться

11 февраля Из жизни

Вик­то­рия и Антон Макар­ские: «Нам дико скуч­но друг без друга»

8 февраля Из жизни

Про­дав­цы из Ленс­ко­го райо­на до сих пор пользу­ют­ся счётами

2 февраля Из жизни

Про­из­веде­ния искусства есть не обя­затель­но

29 января Из жизни

Общест­вен­ная органи­за­ция «Мост» возв­ра­ща­ет людей с мен­таль­ными расстр­ойс­тва­ми к нор­маль­ной жизни

28 января Из жизни

У нас теп­ле­ет быс­трее, чем в мире в целом

26 января Из жизни

Ледо­колы оста­лись без работы

22 января Из жизни

Архан­гель­ский пси­хо­лог: «Учи­те ребён­ка гово­рить „нет“»

20 января Из жизни

Волог­да: мы люди местные

18 января Из жизни

Гото­вы ли жите­ли Архан­гель­ской области сле­довать меня­ющим­ся усло­ви­ям на рынке труда?

2 января Из жизни

За десять лет в Архан­гель­ской области в два раза уве­ли­чи­лось коли­чес­тво семей с тремя детьми

1 января Из жизни

Год соба­ки: Жора, Вжик и Дуся с Душег­рей­кой