Научить робота чертить ракету

9 мая 9:25 Из газеты
 олимпиада по робототехнике
олимпиада по робототехнике

26 апреля в архангельской гимназии № 24 прошла олимпиада по робототехнике «Будущий инженер»

Состоялась она в рамках проекта «Промшкола», который запущен при поддержке Корпорации развития Архангельской области. Его главные участники – некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия № 24. Они же и организовали олимпиаду для школьников, студентов ссузов и вузов.

Смогут ли решить производственную задачу?

Эта олимпиада по робототехнике – далеко не первая в Архангельской области, ведь эта область технического творчества в последнее время стала своеобразным «трендом» в системе дополнительного образования региона. Но её особенность в том, что её заказчиком выступило настоящее производство – архангельское ООО «Вальма», которое занимается выполнением заказов по металлообработке по чертежам и фрезерными работами.

— У нас всегда дети делали роботов ради роботов, – отметил замдиректора компании «Вальма» Павел Юницын. – Но в жизни нужны не просто роботы, а решение конкретных задач. Нам было интересно, смогут ли школьники решить производственную задачу с помощью роботов. Мы поставили задачу, и они попытались решить её. И частично она решена. На сегодняшний день мы реально видим, что школьники могут свои знания по робототехнике применить в будущем на работе. Как работодатель я вижу, что эти ребята могли бы мне выдавать программы.

Собрать и заставить работать

За задачу, которую «Вальма» поставила ребятам – она называлась «Чертёжник» – смогли взяться только трое юношей. Один из них – ученик 9 «А» класса 24‑й гимназии Владислав Егоров. Он довольно‑таки давно занимается робототехникой и лего-программированием, но и ему было непросто.

— По сути, от нас требовался алгоритм для шлифовального или фрезерного станка для крупных производств по обработке металла или твёрдых горных пород, – рассказал Владислав. – Ключевая задача была не собрать робота, а придумать алгоритм, который будет повторять контуры заданной фигуры и закрашивать её площадь.

Задание состояло из трёх уровней сложности: на первом – заставить робота начертить и закрасить треугольник, на втором – пятиугольник, а на третьем, самом сложном – условную «ракету».

— Это невыпуклый многоугольник, и из‑за этого его сложнее было нарисовать, – пояснил девятиклассник. – Методы закраски надо было придумывать самому. Всё было реализовано на роботе «Lego Mindstorms», так как это достаточно простая среда для программирования и понимания. Но сам алгоритм оказался очень тяжёлым, поэтому собралось всего три участника.

Ребята получили задание в середине февраля.

— К 17‑му числу у меня уже был треугольник, – рассказал Владислав. – Робототехникой я занимаюсь с пятого класса, езжу на городские и областные олимпиады, такие как «РобоНорд». В этом году я ездил туда уже как тренер. Опыт в лего-программировании у меня хороший. Но и с ним задача была сложной. Если бы давали не два месяца, а полгода… А так, пока слепил из того, что было.

Лего-сумо

Пока трое участников олимпиады показывали членам жюри свои варианты реализации задания «Чертёжник» в актовом зале гимназии, в холле работала выставка других лего-роботов, которых гимназисты привезли с регионального турнира «РобоНорд-2017», прошедшего в апреле в Северодвинске.

Эти роботы выполняли самые разные задачи: «Шорт-трек», «Сортировщик», «Сложная линия», «Биатлон», «Шагающие роботы», «Кегельринг-макро» и другие.

Наиболее азартная атмосфера царила у стола с заданием «Сумо»: забавно было смотреть, как толпа пятиклашек сгрудилась вокруг импровизированной арены, на которой пытались побороть друг друга два робота. Причём девчонки были в большинстве, и за своих роботов болели очень рьяно.

— Мы сами придумываем модели, сами собираем, сами программу пишем. У этих роботов есть ультразвук, с его помощью они находят противника, – рассказала ученица пятого класса Катя, оторвавшись от робо-«махача».

— И тут уже дальше зависит от того, кто сильнее, – сказал Даня.

— Одного такого робота можно собрать где‑то за неделю. Мы только в этом году начали заниматься. Главное – понять принцип. Программировать сложнее, чем собирать. Но это очень интересно, – добавила Саша.

Неподалёку от них множество детей столпилось у стоящих в ряд 3D-принтеров. Девочки и мальчики следили за тем, как печатались маленькие разноцветные фигурки – игрушечные собаки.

— Эту собачку создала я, – с гордостью сказала мне одна из девочек.

Ребята постарше «тусовались» у площадок «Кегельринг-макро» или «Шорт-трек». Старшеклассники рассказали, что функционал у их роботов очень большой: фактически они могут выполнять любые задачи, какие в них ни заложишь.

— Всё, что вы ни придумаете, они могут, – сказал десятиклассник Максим Родионов. – Их возможности ограничиваются только тем, что роботы сделаны из пластика. И всё.

Жизненная необходимость

Параллельно в гимназии в рамках олимпиады «Будущий инженер» прошёл круглый стол «Робототехника в Архангельске», на котором представители промышленности и образования обсудили точки роста и дальнейшие направления развития.

Встречу также посетил министр экономического развития Архангельской области Семён Вуйменков.

— Нам необходимо расширяться по двум направлениям: дошкольной подготовки и сопровождения детей, увлечённых робототехникой, до университета, – отметил министр. – Кроме того, в рамках международного Арктического форума у меня была встреча с генеральным конструктором Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики. Мы говорили о том, чтобы проводить российский кубок робототехники и кибернетики в Архангельской области. Робототехника, биотехнологии, материаловедение и информационные технологии – это отрасли, в которых мы жизненно заинтересованы, потому что в будущем в них может быть востребована наша молодёжь.

Мария АТРОЩЕНКО, фото автора 

Из жизни

27 мая

Ноч­ной дрифт у ТЦ «Мак­си» в Архан­гель­ске при­во­дит жите­лей сосед­них домов в отчаяние

27 мая

ЕГЭ по мате­мати­ке 2017: сове­ты от доцен­та САФУ

27 мая

В Архан­гель­скую область приш­ли холод­ные север­ные ветры

26 мая

В Кем­ском посел­ке и на Крас­ноф­лот­ском ожи­да­ет­ся повыше­ние уров­ня воды

26 мая

В Архан­гель­ске начал­ся ремонт про­ез­да Приорова

26 мая

Пче­ло­во­ды Архан­гель­ской области пред­лага­ют пра­вильный мёд

26 мая

Архан­гело­гор­од­цы смо­гут летать в Кали­нин­град без пересадок

26 мая

Жите­ли Шен­курска украша­ют город ска­мей­ками, соз­данны­ми свои­ми руками

26 мая

В Архан­гель­ской области ожи­да­ют­ся дожди и грозы

25 мая

Пло­хому не научили

25 мая

В Архан­гель­ской области дейс­тву­ет ограни­че­ние на про­дажу алкоголя

25 мая

В Архан­гель­ской области потеп­ле­ет до +18°

24 мая

Пар­ная и моеч­ная – отдельно

24 мая

Дого­вор с пере­воз­чи­ком марш­ру­та № 33 в Архан­гель­ске будет рас­торг­нут

24 мая

Между Архан­гель­ском и южными курор­тами будут кур­сиро­вать допол­нитель­ные поезда

Похожие материалы