Научить робота чертить ракету

9 мая 2017 9:25 Из газеты
 олимпиада по робототехнике
олимпиада по робототехнике

26 апреля в архангельской гимназии № 24 прошла олимпиада по робототехнике «Будущий инженер»

Состоялась она в рамках проекта «Промшкола», который запущен при поддержке Корпорации развития Архангельской области. Его главные участники – некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия № 24. Они же и организовали олимпиаду для школьников, студентов ссузов и вузов.

Смогут ли решить производственную задачу?

Эта олимпиада по робототехнике – далеко не первая в Архангельской области, ведь эта область технического творчества в последнее время стала своеобразным «трендом» в системе дополнительного образования региона. Но её особенность в том, что её заказчиком выступило настоящее производство – архангельское ООО «Вальма», которое занимается выполнением заказов по металлообработке по чертежам и фрезерными работами.

— У нас всегда дети делали роботов ради роботов, – отметил замдиректора компании «Вальма» Павел Юницын. – Но в жизни нужны не просто роботы, а решение конкретных задач. Нам было интересно, смогут ли школьники решить производственную задачу с помощью роботов. Мы поставили задачу, и они попытались решить её. И частично она решена. На сегодняшний день мы реально видим, что школьники могут свои знания по робототехнике применить в будущем на работе. Как работодатель я вижу, что эти ребята могли бы мне выдавать программы.

Собрать и заставить работать

За задачу, которую «Вальма» поставила ребятам – она называлась «Чертёжник» – смогли взяться только трое юношей. Один из них – ученик 9 «А» класса 24‑й гимназии Владислав Егоров. Он довольно‑таки давно занимается робототехникой и лего-программированием, но и ему было непросто.

— По сути, от нас требовался алгоритм для шлифовального или фрезерного станка для крупных производств по обработке металла или твёрдых горных пород, – рассказал Владислав. – Ключевая задача была не собрать робота, а придумать алгоритм, который будет повторять контуры заданной фигуры и закрашивать её площадь.

Задание состояло из трёх уровней сложности: на первом – заставить робота начертить и закрасить треугольник, на втором – пятиугольник, а на третьем, самом сложном – условную «ракету».

— Это невыпуклый многоугольник, и из‑за этого его сложнее было нарисовать, – пояснил девятиклассник. – Методы закраски надо было придумывать самому. Всё было реализовано на роботе «Lego Mindstorms», так как это достаточно простая среда для программирования и понимания. Но сам алгоритм оказался очень тяжёлым, поэтому собралось всего три участника.

Ребята получили задание в середине февраля.

— К 17‑му числу у меня уже был треугольник, – рассказал Владислав. – Робототехникой я занимаюсь с пятого класса, езжу на городские и областные олимпиады, такие как «РобоНорд». В этом году я ездил туда уже как тренер. Опыт в лего-программировании у меня хороший. Но и с ним задача была сложной. Если бы давали не два месяца, а полгода… А так, пока слепил из того, что было.

Лего-сумо

Пока трое участников олимпиады показывали членам жюри свои варианты реализации задания «Чертёжник» в актовом зале гимназии, в холле работала выставка других лего-роботов, которых гимназисты привезли с регионального турнира «РобоНорд-2017», прошедшего в апреле в Северодвинске.

Эти роботы выполняли самые разные задачи: «Шорт-трек», «Сортировщик», «Сложная линия», «Биатлон», «Шагающие роботы», «Кегельринг-макро» и другие.

Наиболее азартная атмосфера царила у стола с заданием «Сумо»: забавно было смотреть, как толпа пятиклашек сгрудилась вокруг импровизированной арены, на которой пытались побороть друг друга два робота. Причём девчонки были в большинстве, и за своих роботов болели очень рьяно.

— Мы сами придумываем модели, сами собираем, сами программу пишем. У этих роботов есть ультразвук, с его помощью они находят противника, – рассказала ученица пятого класса Катя, оторвавшись от робо-«махача».

— И тут уже дальше зависит от того, кто сильнее, – сказал Даня.

— Одного такого робота можно собрать где‑то за неделю. Мы только в этом году начали заниматься. Главное – понять принцип. Программировать сложнее, чем собирать. Но это очень интересно, – добавила Саша.

Неподалёку от них множество детей столпилось у стоящих в ряд 3D-принтеров. Девочки и мальчики следили за тем, как печатались маленькие разноцветные фигурки – игрушечные собаки.

— Эту собачку создала я, – с гордостью сказала мне одна из девочек.

Ребята постарше «тусовались» у площадок «Кегельринг-макро» или «Шорт-трек». Старшеклассники рассказали, что функционал у их роботов очень большой: фактически они могут выполнять любые задачи, какие в них ни заложишь.

— Всё, что вы ни придумаете, они могут, – сказал десятиклассник Максим Родионов. – Их возможности ограничиваются только тем, что роботы сделаны из пластика. И всё.

Жизненная необходимость

Параллельно в гимназии в рамках олимпиады «Будущий инженер» прошёл круглый стол «Робототехника в Архангельске», на котором представители промышленности и образования обсудили точки роста и дальнейшие направления развития.

Встречу также посетил министр экономического развития Архангельской области Семён Вуйменков.

— Нам необходимо расширяться по двум направлениям: дошкольной подготовки и сопровождения детей, увлечённых робототехникой, до университета, – отметил министр. – Кроме того, в рамках международного Арктического форума у меня была встреча с генеральным конструктором Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики. Мы говорили о том, чтобы проводить российский кубок робототехники и кибернетики в Архангельской области. Робототехника, биотехнологии, материаловедение и информационные технологии – это отрасли, в которых мы жизненно заинтересованы, потому что в будущем в них может быть востребована наша молодёжь.

Мария АТРОЩЕНКО, фото автора 

Из жизни

22 июня

Улицы Архан­гель­ска отрем­он­тиру­ют за 190 мил­ли­онов рублей

22 июня

Для Солов­ков про­ек­тиру­ют вет­ря­ную энер­гети­чес­кую станцию

22 июня

В память о пре­по­да­ва­теле зооло­гии САФУ наз­вали новый вид бабочки

22 июня

«Какие ещё гра­ницы? У нас же любовь!»

21 июня

Сер­финг в Рос­сии: меч­ты, воп­лощ­ен­ные в жизнь

21 июня

Архан­гельск и Севе­род­винск – во влас­ти интел­лек­туаль­ной лихорадки

21 июня

«Заним­ай­тесь тем, что любите»

20 июня

Деле­га­ция Нор­вежско­го тех­ноло­гич­ес­кого уни­вер­сите­та познако­милась с иссле­до­ва­ни­ями САФУ

20 июня

Луч­шие меди­ки Новод­винска получи­ли награды

19 июня

Архан­гель­скую область ожи­да­ют гро­зы, ливни и уси­ле­ние ветра

18 июня

Севе­род­ви­нец Марат Хайт четы­ре из своих 21 года занима­ет­ся тату­иров­ками

18 июня

В нац­парке «Онеж­ское Поморье» посчита­ют бурых медведей

16 июня

Суп­руги Антоно­вы из Лешу­конья отмети­ли брил­ли­ан­то­вую свадьбу

15 июня

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

15 июня

Атом­ный ледо­кол «50 лет Победы» отпра­вил­ся в пер­вый в этом году турис­тич­ес­кий круиз к Север­ному полюсу

Похожие материалы

22 июня Из жизни

«Какие ещё гра­ницы? У нас же любовь!»

21 июня Из жизни

Сер­финг в Рос­сии: меч­ты, воп­лощ­ен­ные в жизнь

21 июня Из жизни

Архан­гельск и Севе­род­винск – во влас­ти интел­лек­туаль­ной лихорадки

21 июня Из жизни

«Заним­ай­тесь тем, что любите»

20 июня Из жизни

Луч­шие меди­ки Новод­винска получи­ли награды

18 июня Из жизни

Севе­род­ви­нец Марат Хайт четы­ре из своих 21 года занима­ет­ся тату­иров­ками

14 июня Из жизни

Про­фес­сия – «ангел-хра­нитель»

14 июня Из жизни

У Архан­гель­ска появил­ся новый почтовый индекс – 163052

14 июня Из жизни

Ком­форт­ное Вара­вино, удоб­ная Фактория

14 июня Из жизни

Задачи по физи­ке от пре­по­да­ва­те­лей МФТИ

14 июня Из жизни

За мир и сог­ла­сие: в Архан­гель­ске про­шёл Х Север­ный меж­наци­ональ­ный форум

14 июня Из жизни

Как проще и дешев­ле зарег­ис­три­ровать лодку

13 июня Из жизни

Свал­ку в Виле­год­ском райо­не убрали. Но вырас­тет новая