Научить робота чертить ракету

9 мая 9:25 Из газеты
 олимпиада по робототехнике
олимпиада по робототехнике

26 апреля в архангельской гимназии № 24 прошла олимпиада по робототехнике «Будущий инженер»

Состоялась она в рамках проекта «Промшкола», который запущен при поддержке Корпорации развития Архангельской области. Его главные участники – некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия № 24. Они же и организовали олимпиаду для школьников, студентов ссузов и вузов.

Смогут ли решить производственную задачу?

Эта олимпиада по робототехнике – далеко не первая в Архангельской области, ведь эта область технического творчества в последнее время стала своеобразным «трендом» в системе дополнительного образования региона. Но её особенность в том, что её заказчиком выступило настоящее производство – архангельское ООО «Вальма», которое занимается выполнением заказов по металлообработке по чертежам и фрезерными работами.

— У нас всегда дети делали роботов ради роботов, – отметил замдиректора компании «Вальма» Павел Юницын. – Но в жизни нужны не просто роботы, а решение конкретных задач. Нам было интересно, смогут ли школьники решить производственную задачу с помощью роботов. Мы поставили задачу, и они попытались решить её. И частично она решена. На сегодняшний день мы реально видим, что школьники могут свои знания по робототехнике применить в будущем на работе. Как работодатель я вижу, что эти ребята могли бы мне выдавать программы.

Собрать и заставить работать

За задачу, которую «Вальма» поставила ребятам – она называлась «Чертёжник» – смогли взяться только трое юношей. Один из них – ученик 9 «А» класса 24‑й гимназии Владислав Егоров. Он довольно‑таки давно занимается робототехникой и лего-программированием, но и ему было непросто.

— По сути, от нас требовался алгоритм для шлифовального или фрезерного станка для крупных производств по обработке металла или твёрдых горных пород, – рассказал Владислав. – Ключевая задача была не собрать робота, а придумать алгоритм, который будет повторять контуры заданной фигуры и закрашивать её площадь.

Задание состояло из трёх уровней сложности: на первом – заставить робота начертить и закрасить треугольник, на втором – пятиугольник, а на третьем, самом сложном – условную «ракету».

— Это невыпуклый многоугольник, и из‑за этого его сложнее было нарисовать, – пояснил девятиклассник. – Методы закраски надо было придумывать самому. Всё было реализовано на роботе «Lego Mindstorms», так как это достаточно простая среда для программирования и понимания. Но сам алгоритм оказался очень тяжёлым, поэтому собралось всего три участника.

Ребята получили задание в середине февраля.

— К 17‑му числу у меня уже был треугольник, – рассказал Владислав. – Робототехникой я занимаюсь с пятого класса, езжу на городские и областные олимпиады, такие как «РобоНорд». В этом году я ездил туда уже как тренер. Опыт в лего-программировании у меня хороший. Но и с ним задача была сложной. Если бы давали не два месяца, а полгода… А так, пока слепил из того, что было.

Лего-сумо

Пока трое участников олимпиады показывали членам жюри свои варианты реализации задания «Чертёжник» в актовом зале гимназии, в холле работала выставка других лего-роботов, которых гимназисты привезли с регионального турнира «РобоНорд-2017», прошедшего в апреле в Северодвинске.

Эти роботы выполняли самые разные задачи: «Шорт-трек», «Сортировщик», «Сложная линия», «Биатлон», «Шагающие роботы», «Кегельринг-макро» и другие.

Наиболее азартная атмосфера царила у стола с заданием «Сумо»: забавно было смотреть, как толпа пятиклашек сгрудилась вокруг импровизированной арены, на которой пытались побороть друг друга два робота. Причём девчонки были в большинстве, и за своих роботов болели очень рьяно.

— Мы сами придумываем модели, сами собираем, сами программу пишем. У этих роботов есть ультразвук, с его помощью они находят противника, – рассказала ученица пятого класса Катя, оторвавшись от робо-«махача».

— И тут уже дальше зависит от того, кто сильнее, – сказал Даня.

— Одного такого робота можно собрать где‑то за неделю. Мы только в этом году начали заниматься. Главное – понять принцип. Программировать сложнее, чем собирать. Но это очень интересно, – добавила Саша.

Неподалёку от них множество детей столпилось у стоящих в ряд 3D-принтеров. Девочки и мальчики следили за тем, как печатались маленькие разноцветные фигурки – игрушечные собаки.

— Эту собачку создала я, – с гордостью сказала мне одна из девочек.

Ребята постарше «тусовались» у площадок «Кегельринг-макро» или «Шорт-трек». Старшеклассники рассказали, что функционал у их роботов очень большой: фактически они могут выполнять любые задачи, какие в них ни заложишь.

— Всё, что вы ни придумаете, они могут, – сказал десятиклассник Максим Родионов. – Их возможности ограничиваются только тем, что роботы сделаны из пластика. И всё.

Жизненная необходимость

Параллельно в гимназии в рамках олимпиады «Будущий инженер» прошёл круглый стол «Робототехника в Архангельске», на котором представители промышленности и образования обсудили точки роста и дальнейшие направления развития.

Встречу также посетил министр экономического развития Архангельской области Семён Вуйменков.

— Нам необходимо расширяться по двум направлениям: дошкольной подготовки и сопровождения детей, увлечённых робототехникой, до университета, – отметил министр. – Кроме того, в рамках международного Арктического форума у меня была встреча с генеральным конструктором Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики. Мы говорили о том, чтобы проводить российский кубок робототехники и кибернетики в Архангельской области. Робототехника, биотехнологии, материаловедение и информационные технологии – это отрасли, в которых мы жизненно заинтересованы, потому что в будущем в них может быть востребована наша молодёжь.

Мария АТРОЩЕНКО, фото автора 

Из жизни

26 сентября

Полик­лини­ка Архан­гель­ского онкод­ис­пансе­ра теперь рабо­та­ет по субботам

26 сентября

Бас­сейн новод­винско­го детс­ко­го сада «Раду­га» при­нял пер­вых малень­ких посети­те­лей

26 сентября

В посел­ке Зеле­нец завер­шился капи­таль­ный ремонт детс­ко­го сада № 123

26 сентября

В честь Севе­род­винска поса­дят яблоню в Башкирии

26 сентября

В Архан­гель­ской области мес­тами прой­дут дожди

25 сентября

АЦБК нап­ра­вил 9 луч­ших сту­ден­тов Новод­винско­го тех­нику­ма на ста­жир­ов­ку в Австрию

25 сентября

Мост на лесо­заво­де № 29 закрыва­ет­ся для дви­же­ния транс­пор­та

25 сентября

Авто­бус Север­ного народ­ного хора на день прев­рат­ит­ся в «авто­бус вос­поми­на­ний»

25 сентября

В Архан­гель­ске без тепла оста­ют­ся 34 жилых дома

25 сентября

В Архан­гель­ске во вто­рой раз прой­дет уни­каль­ный про­ект «Тай­ны женст­вен­ности»

25 сентября

В Архан­гель­ске вновь ищут пере­воз­чика на марш­ру­ты № 11 и 76

25 сентября

В Север­ном округе Архан­гель­ска отклю­чат воду на две ночи

25 сентября

В Севе­род­винске откры­лась пер­вая тех­нозо­на Детс­ко­го Аркти­чес­кого тех­ноп­ар­ка

24 сентября

Жел­то-зеле­ная осень в Корелах

23 сентября

Паро­ход «Н. В. Гоголь» закан­чива­ет в Архан­гель­ске свою 106-ю навигацию

Похожие материалы