26.07.2017 10:02

Профессия высокого полёта

Владимир Матов

Владимир Матов – один из ведущих пилотов-инструкторов Второго Архангельского объединённого авиаотряда

За более чем 25‑летнюю лётную практику налетал более десяти тысяч часов, выполнял сложные полёты по оказанию срочной медицинской помощи в экстремальных погодных условиях Арктики. Неоднократно поощрялся руководством авиапредприятия. И теперь передаёт свои знания и опыт новому поколению лётчиков.

Родители Владимира – выходцы из районов Архангельской области. Отец – из Холмогорского, мать – с Пинежья. Удалённость пинежской деревни Нюхча повлияла на судьбу будущего лётчика. К бабушке на каникулы он летал на Ан-2 и Ли-2. Крылатые машины произвели сильное впечатление на мальчишку. К тому же в первой школе Архангельска, где он учился, был авиамодельный кружок. После школы Владимир легко поступил в Сасовское лётное училище, несмотря на высокий конкурс.

– Учиться было интересно. «Крутили» пилотаж на Як-18. Я сразу понял – это моё, – вспоминает лётчик.

В 1980‑е пять лет проработал вторым пилотом на Ан-2. Потом переучивался на Л-410 и уже летал на универсальной чехословацкой машине командиром. Доводилось работать и на реактивном Ту-134, благодаря чему Владимир повидал необъятный Советский Союз: Новосибирск, Кишинёв, Одесса, Баку, Ташкент, Сочи. В 2000‑е вернулся во Второй авиаотряд. Сейчас Матов работает пилотом-инструктором авиаэскадрильи.

Несмотря на европейское происхождение, Л-410 хорошо чувствует себя в суровой Арктике. Чехи до сих пор обслуживают свою технику в Поморье. Хотя, конечно, сожаление вызывает, что в России так и не создали столь универсальную машину для регионов.

Лётчики Второго авиаотряда работают в Арктике: доставляют специалистов, эвакуируют больных и так далее. Много полётов по линии санавиации. Совсем недавно, например, забирали из Нарьян-Мара получившую ожоги девочку, затем попутно в Котласе ещё одного пострадавшего, и доставили их в Нижний Новгород, где находится крупный ожоговый центр. Девять часов непрерывного полёта.

– На Севере мне всегда больше нравилось, люди здесь хорошие – говорит лётчик. – Есть рабочие нюансы, конечно. Дальше Нижней Пёши – это в НАО, – мерзлота: там что небо, что земля – всё белым-бело, поэтому летаем по приборам. Но есть и другая работа – на бреющем полёте над Баренцевым морем с учёными на борту, которые ведут подсчёты моржей и белух. Это очень интересно.

Говоря о том, что важно для профессии лётчика, Владимир не задумываясь отвечает первым делом: «Знания, любознательность». Сыновья Владимира пошли по стопам отца: старший – техник-механик в Васьково, младший поступает в Ульяновское лётное училище.

Летом семья Матовых предпочитает жить в Кехте, ближе к природе. А ещё Владимир и его супруга Ольга – большие театралы. В сентябре они выбираются в Москву, посвящают несколько дней спектаклям с участием лучших отечественных актёров. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Вадим РЫКУСОВ Фото автора