20.06.2019 10:19

Жителей Архангельской области предупреждают о мошенниках, которые звонят и представляются сотрудниками банков

Pixabay (c)

Используя «красивые» номера, они узнают конфиденциальные данные, а получив их, крадут деньги

Число звонков от таких «работников банков» на номера жителей региона в последнее время заметно увеличилось.

В 2018 году мошенники попытались украсть с банковских карт россиян 1,4 миллиарда рублей. Это на 44 процента больше, чем в 2017 году. Всего за год выявлено свыше 400 тысяч незаконных операций. В 97 процентах случаев клиенты сами сообщали преступникам данные своих карт.

Всё чаще от жителей региона поступают сообщения о случаях обмана и мошенничества с использованием современных средств связи – телефона и интернета. При этом виды мошенничества используются самые разные – от простых до достаточно изощрённых.

Например, киберпреступники маскируют свой номер под официальные номера банков. Для этого используется специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники получают заранее из открытых источников, например, из социальных сетей, и с помощью фишинга.

Так, на днях в полицию поступило сообщение от жительницы Архангельска – на её мобильный телефон позвонил неизвестный и представился сотрудником банка. Под предлогом предотвращения хакерской атаки, которая якобы совершается на банковские счета её и супруга, мужчина стал убеждать пенсионерку обналичить имеющиеся карты и положить деньги на новый «безопасный» счет. Его реквизиты собеседник продиктовал женщине по телефону. Поверив неизвестному, потерпевшие перевели на новый счёт более 100 тысяч рублей. Лишь перечислив деньги, пенсионеры решили связаться с банком. После того, как сотрудники финансового учреждения сообщили об отсутствии хакерских атак на счета супругов, пенсионеры обратились в полицию.

Ещё один способ мошенничества, когда приходит СМС с предложением получить компенсацию за приобретенные ранее товары, денежный выигрыш, потерянные при обмене денег сбережения и так далее. Во всех этих случаях жертве сначала предлагают заплатить «налог» или «госпошлину», и лишь затем «сотрудник» обещает полную расплату. В других случаях людям по телефону предлагают вложить деньги в «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке», при этом деньги нужно перевести на счет «финансового представителя» Центробанка. Разумеется, после этого найти «представителя» вкладчику уже не удастся.

Другая схема, которую используют мошенники, – СМС о «блокировке банковской карты». Человеку, получившему такое сообщение, предлагают позвонить «в банк» по указанному номеру. На другом конце провода мошенники, представляясь работниками банка, пытаются выяснить данные банковской карты, включая PIN-код. После «разблокировки» карты денег на ней уже не будет.

Чаще всего на этот обман попадаются пенсионеры, люди старшего возраста. Однако изощренность махинаторов порой достигает такого уровня, что на их удочку попадаются и молодые, финансово грамотные и разбирающиеся в современных технологиях люди.

Как правило, мошенники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. Все это помогает им втереться в доверие к клиенту банка и сделать так, что он потеряет бдительность. При этом они торопят и угрожающе предупреждают, что ваши деньги прямо сейчас уйдут к мошенникам. Если преступникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету и снимают с него все деньги.

Если вам звонят от имени Центрального банка, позвоните на телефон «горячей линии» Банка России 8-800-300-3000.

Если вам предлагают деньги от имени какого-либо ведомства, уточните ФИО и должность представителя. Скажите, что свяжетесь с ними сами. Перезвоните по официальному телефону указанной организации и уточните информацию.

Если вам сообщили о блокировке банковской карты, свяжитесь с банком, выпустившим вашу карту, и уточните эту информацию. Телефон контактного центра находится с обратной стороны карты. Вы также можете найти его на официальном сайте банка. Список адресов официальных сайтов банков можно посмотреть на сайте Банка России.

Напоминаем, что прежде чем принять какое-либо решение, связанное с крупными для вас денежными расходами, посоветуйтесь с близкими, а еще лучше – со специалистами. А во всех случаях, когда мошенникам удалось похитить ваши финансовые средства, обязательно обращайтесь в полицию.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Пресс-служба отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ