26.09.2020 15:58

Мошенники: в гармонии с дыханием эпохи

Lori (c)

Современные аферисты, сколько бы их ни разоблачали, находят новые способы выманивания денег

Мне уже предлагали и «бесплатное обследование по федеральной программе» (я рассказывала об этом в «ПС» в 2017‑м), и вызволение сына после якобы совершённой аварии (тогда я обращалась в полицию). На прошлой неделе меня «спасали» от увода денег с карты

Утро пятницы, 18 сентября. Мою окно. Звонок. Трубку беру, не глядя. «Меня зовут Анна Викторовна…»

Уточню: на звонки с незнакомых номеров давно не отвечаю. Надоели назойливая реклама и всякие соцопросы. Но иногда отвечать приходится. Например, сейчас, в пандемию, рецепты льготникам поликлиника выписывает дистанционно. Понятно, что номеров телефонов всех врачей поликлиники и аптеки у меня нет. Поэтому пару дней приходится отвечать на все звонки.

В пятницу я таких звонков не ждала, трубку схватила на автомате. Но услышав «Сбербанк», включила диктофон. До этого «Анна Викторовна» успела спросить, в каком городе я нахожусь, и сообщить, что некто в Саратове пытается снять деньги с моей карты. Дальше – запись:

– Когда последний раз вы совершали какие‑то действия с картой? Расплачивались ею в магазине, снимали наличные, производили интернет-оплату?

– Вчера в магазине.

– Фиксирую ваш ответ. После выполнения последней операции сообщение с номера 900 вам поступило корректно? В том же формате, что и ранее?

– Да.

– Хорошо. Фиксирую. Скажите, пожалуйста, вам приходили сообщения по типу «вы выиграли автомобиль или какие‑то денежные средства»?

– Нет (на самом деле приходили, я на них не отвечала).

– Хочу напомнить вам, что данные СМС являются мошенническими действиями, и на них ни в коем случае не надо обращать внимания (подтекст: мы заботимся о вас).

– Спасибо.

– Смотрите. Сейчас в вашем личном кабинете ведутся неправомерные действия. Нам необходимо обезопасить ваши денежные средства от третьих лиц. Хочу уточнить: наш разговор записывается (подтекст: всё серьёзно, по‑честному, под контролем). Я прошу вас ни в коем случае не называть никакой конфиденциальной информации по телефону – таких, как пароли от карт, ваши пароли и логины от Сбербанк Онлайн (по факту: они и не нужны мошенникам. Нужны: номер карты, трёхзначное число-код на обороте и срок действия карты). А также прошу не сообщать данную информацию третьим лицам.

По регламенту банка вы должны пройти процесс верификации. Нам надо идентифицировать вас как клиента нашего банка (вопрос: мне звонят как конкретной Лене Малышевой или непонятно кому, но зная при этом, что мои денежки утекают?) Процесс верификации проходит по номеру договора либо по номеру карты. Вы можете пройти её непосредственно со мной, либо я переведу вас на роботизированную систему. Как вам удобнее?

– Мне удобнее прямо сейчас зайти в банк.

– Смотрите. Поскольку в данный момент по вашей карте ведутся мошеннические действия (вопрос: так долго? Пока мы болтаем, их уже могли даже потратить), в вашем отделении банка не смогут предотвратить эту незаконную операцию. Вас переведут в технический отдел Сбербанка. Я же вам звоню из центрального отделения Сбербанка города Москвы, улица Вавилова, 19. (Он, кстати, действительно, там и находится). Мы уже ведём банковское расследование по вашему делу, потому что видим, что это статья 159, часть 2 «Мошенничество группой лиц».

Так вы согласны пройти верификацию в данный момент?

– Нет. Я же сказала: сейчас дойду до Сбербанка.

– Хорошо. Я фиксирую эту информацию. Только учтите: ваша карта будет направлена на перевыпуск. Вам в СМС укажут отделение Сбербанка, где вам выдадут новую, но – с нулевым балансом.

– Хорошо.

– Я фиксирую этот ответ. Тогда ожидайте СМС.

Никакое сообщение мне, конечно, не пришло. Я‑таки домыла окно и отправилась в ближайшее (на ул. Воскресенской) отделение Сбербанка.

Диктофонная запись ничуть не удивила старшего менеджера по обслуживанию дополнительного офиса Марину Беловол. «За последние две недели очень многие клиенты, которым, как и вам, звонили, обращались потом к нам. Вы, надеюсь, ничего им не сообщали и не переводили?..»

Марина подтвердила: «Мошенники очень умело стали работать». Наверное, ещё и поэтому противостоять официально-участливому тону некоторым так трудно. Поддерживая разговор сначала из вежливости, клиент банка подсаживается на пугающую правдоподобием терминологию, пугается, что потеря денег может быть реальной, и решается на контакт с заботливым сотрудником банка. На деле – с аферистом.

Специалисты говорят: легче всего на аферистов ведутся пожилые люди и доверчивые или недалёкие. Но не только. В тот же день по новостям прошли сюжеты об Эдгаре Запашном и других «звёздах», попавшихся на удочку аферистов. Их поймали на сострадательности. Якобы друзья просили у «звёзд» деньги, и те без раздумий помогали.

А у нас в области перед приездом министров в регион было несколько попыток выманить из бюджетных учреждений деньги на подарки «высоким гостям». Играли на русском гостеприимстве, желании угодить проверяющим и вышестоящему начальству. Аферисты умело жонглировали именами наших чиновников, ссылаясь на их распоряжения, и названиями документов, которые срочно нужно подготовить к проверке. А потом как бы невзначай: «Наборы готовы в таком‑то магазине, вот телефон директора». А «директор» уже просил перевести деньги на счёт…

Все эти способы в уголовном кодексе называются мошенничеством. Работать по нему сложно: люди сами переводят деньги или разглашают информацию по картам. Так что как «незнание законов не освобождает от ответственности», так и наша доверчивость не освобождает от осторожности.

Если уж сняли трубку, если поговорили, если поверили звонившему, если напугались до смерти – в банк. Скорее всего, как и мне, вам ответят «с вашей картой всё в порядке».

Ну и на финал – цитата из Игоря Губермана:

Прохвосты, проходимцы и пройдохи

И прочие, кто духом ядовит,

В гармонии с дыханием эпохи

Легко меняют запахи и вид.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена МАЛЫШЕВА