11.08.2015 13:50

«Ваша карта заблокирована»

В «толстушке» за 5 августа мы рассказали о новом виде телефонного мошенничества: потенциальная жертва размещает в Интернете объявление о продаже чего-либо, злоумышленник по нему звонит, представляется покупателем, выуживает все данные банковской карты и похищает с нее деньги.

На самом деле это лишь одна из множества разновидностей мошенничества, которое придумано сравнительно давно, но до сих пор работает. Если перефразировать Ильфа и Петрова – отнять у себя деньги помогает само население. Доверчивые граждане сообщают преступникам информацию, которую нельзя передавать никому и ни при каких условиях. В этом году многие регионы страны атаковали телефонные мошенники из Курганской области. За шесть месяцев там возбуждено более 1240 уголовных дел. В 37 случаях жертвами стали жители Архангельской области.

На самом деле география здесь не так уж важна: мошенники есть везде, а телефонные номера они набирают либо по базе данных, которая оказалась у них в руках, либо методом «тыка». Как ни странно, в основном этим занимаются люди, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Хотя мобильные телефоны в зоне запрещены, их туда периодически перебрасывают или проносят, а сотрудникам ФСИН не всегда удается это пресекать.

Курганские полицейские прислали архангельским коллегам письмо, в котором подробно описали алгоритм мошеннических действий и попросили предупредить о них жителей нашей области.

Ключ от квартиры, где деньги лежат

– Все преступления совершались по схожей схеме, – рассказывает Денис Пономарев, старший оперуполномоченный управления уголовного розыска УМВД по Архангельской области.

– Злоумышленник с помощью Интернета устанавливает номерные емкости (определенный набор цифр в номере. – М.Д.) абонентских номеров сотовых операторов в регионах. Затем он набирает различные комбинации цифр и рассылает абонентам смс-сообщения якобы от банка с короткого номера. Он может быть идентичен номеру, с которого информирует клиентов настоящий банк, только к известным цифрам добавляется точка или еще какой-либо знак. Абонент получает сообщение, что его банковская карта заблокирована. А для разблокировки надо связаться с сотрудником банка, телефон которого указан в смс.

Как правило, мошенники рассылают такие послания вечером, когда банки уже закрыты и подтвердить полученную информацию негде. Держатель карты начинает паниковать и звонит по указанному номеру. Мошенник в разговоре представляется сотрудником банка или вымышленного «отдела безопасности по банковской системе платежей и переводов». Он выясняет у жертвы, подключена ли к лицевому счету его карты услуга «мобильный банк». Если подключена, аферист спрашивает, а хозяин карты сообщает конфиденциальную информацию – ее номер, срок действия и CVC-код подтверждения (три цифры на обратной стороне «пластика»). Это все равно что своими руками отдать преступнику ключ от квартиры, где деньги лежат.

Полученной информации достаточно, чтобы управлять финансами на лицевом счете банковской карты. Мошенник переводит их через интернет-сайты различных компаний на счета абонентских номеров – свои или соучастников. А что если «мобильный банк» к счету не подключен? Тогда лжесотрудник банка или службы безопасности по телефону предлагает жертве дойти до ближайшего банкомата и совершить ряд операций со своей банковской картой – якобы для ее разблокировки. Результат тот же: деньги переводятся на карту мошенника или названные им счета абонентских номеров.

Строго конфиденциально

– Как не стать жертвой подобного преступления? Ни в коем случае не разглашать данные своей банковской карты. При ее получении в банке вам выдают целый пакет документов, в которых указаны реквизиты, ПИНкод, – пользоваться ими вправе только вы. Нельзя их никому передавать ни по телефону, ни в личной беседе. Если вы обратитесь в банк, чтобы заблокировать карту, вас попросят назвать кодовое слово, известное только вам. То есть все, что связано с банковскими картами, строго конфиденциально.

Получили странное сообщение – не звоните по указанному телефону, а приходите в отделение вашего банка, чтобы проверить информацию, – советует Денис Пономарев. Вернуть похищенные деньги в таких случаях очень сложно. К примеру, потерпевший живет в Архангельске, мошенник отбывает наказание в той же Курганской области, а деньги его подельник мог обналичить где угодно – от Калининграда до Владивостока.

Банки, как правило, во всем винят держателей карт, которые разглашают секретную информацию. Хотя последних можно понять: злоумышленники придумывают все новые уловки, одна правдоподобнее другой.

Заблокированная карта – самая распространенная из них. Вовсю используются объявления о продаже чего-либо или сдаче жилья в аренду на очень выгодных условиях. Так, осужденный в одной из колоний Архангельской области, вооружившись мобильным телефоном, размещал на интернет-сайтах объявления о сдаче квартир. Сопровождал их заманчивыми фотографиями, найденными на просторах Сети. Люди звонили по объявлениям, и мошенник просил их внести на свою карту предоплату от трех до пяти тысяч рублей. Многие переводили.

Зачастую преступники сообщают, что вы выиграли миллион и для его получения требуются данные вашей банковской карты. Другой вариант: вы должны перевести некую сумму – «налог на выигрыш» – туда, куда скажут. А эта схема уже стала классикой жанра: простите-извините, я случайно положил деньги на ваш телефон – верните, пожалуйста. Многие возвращают.

Марина ДАШИНА. Фото Павла Кононова.

 Банк никогда не просит перезвонить

В последнее время клиентам Сбербанка России стали массово поступать смс-сообщения, якобы отправленные с номера «900», с информацией о списании средств со счета карты либо о ее блокировке. В качестве контактного телефона обычно указывается мобильный номер либо городской номер другого региона, по которому предлагается перезвонить.

Рассылка осуществляется с использованием Интернета либо специального программного обеспечения, позволяющего подменять информацию об отправителе. Несмотря на схожесть формата сообщений, указанные смс не имеют никакого отношения к сервисам Сбербанка России. Обращаем ваше внимание, что официальное смс-оповещение о движении денежных средств по счету обычно содержит информацию о наименовании стандарта карты (VISA, MasterCard и т.д.) и последние четыре цифры ее номера, а также сведения о доступном остатке по счету. Кроме того, в рассылках банка в качестве контактных никогда не указываются номера мобильных телефонов. Чтобы не стать жертвой мошенничества, рекомендуем:

– не отвечать на смс о якобы списанных с вашего счета средствах и не перезванивать на предложенные номера мобильных телефонов;

– по всем вопросам, связанным с любыми операциями по карте (списание, блокировка и т.п.), необходимо обращаться только по телефонным номерам, указанным на обороте банковской карты или непосредственно в ближайший офис банка;

– при получении информации от «мобильного банка» о списании средств – в случае, если вы операцию не совершали, – надо незамедлительно заблокировать карту по бесплатному телефону, указанному на обороте карты, а также обратиться в любой офис банка и правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении вас мошенничестве;

– при получении смс о блокировке карты, списании денег и тому подобном не перезванивайте по номерам, указанным в сообщении;

– не реагируйте на звонки лиц, представляющихся сотрудниками банка и предлагающих вам совершить те или иные действия якобы для разблокировки карты;

– никогда и никому не передавайте свою банковскую карту и не называйте свой ПИН-код. Для поддержки владельцев банковских карт Сбербанка создана специальная круглосуточная служба, бесплатный телефон которой указан на обороте карты.

Полная информация о мерах безопасности при работе с банковскими картами размещена на официальном сайте ОАО «Сбербанк России»: http://www.sberbank.ru/arkhangelsk/ru/person/dist_services/ warning/

Пресс-служба Архангельского отделения ОАО «Сбербанк России»

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.