28.01.2015 07:36

«Ой, вам всего рубля не хватает до участия в акции!»

Бонусные карты: законное оружие маркетинга или обман потребителя?

Мой кошелек давно распух, только не от денег, а от бонусных, клубных и дисконтных карт. У меня их порядка сорока. Практически каждый магазин, в котором я хоть однажды что-то купила, снабдил красивым кусочком пластика с крупными цифрами: 5, 10, 12 и даже 30 % – это обещанные скидки. Вернее, якобы скидки. Если вдуматься, то три четверти карт не приносят своему обладателю никакой выгоды. Скорее, наоборот: служат мощным средством выманивания дополнительных денег у населения.

Так было не всегда. Еще несколько лет назад архангельская торговля выпускала весьма полезные карты – «Большой плюс» например. По ней можно было сразу при покупке получить пусть небольшую, но реальную скидку сразу в трех популярных сетях – продовольственной, косметической и аптечной. Сейчас в ходу бонусные накопительные карты, которые не дают прямую скидку, а действуют по более сложной схеме с массой условий. К примеру, вы покупаете товары, начисляются какието баллы и по достижении определенного их количества вам полагается что-то приятное – за верность.

Так, одна из косметических торговых сетей регулярно присылает на мобильные телефоны владельцев своих бонусных карт смссообщения о количестве начисленных баллов. Покупая очередной стиральный порошок, я поинтересовалась: что с этими баллами делать? Кассир ответила, что по средам и воскресеньям их можно обменять на подарки, но – только в некоторых магазинах сети.

Оказавшись в нужный день в нужной точке, выбрала на витрине с подарками набор посуды. Попросила продавца проверить, хватит ли на моей карте баллов на него. Телефон, на который приходят СМС о начислении, я в тот день забыла дома. Продавец с каменным лицом ответила, что количество баллов на карте они не проверяют.

– Тогда как мне узнать, сколько их там?

– Позвоните на «горячую линию»!

То есть клиент еще должен тратить деньги на звонки. Ладно. Поскольку телефона с собой все равно не было, уточнять у продавца номер «горячей линии» я не стала. К тому же думала, что он указан на бонусной карте.

Дома рассмотрела ее повнимательнее – никаких телефонов, только ссылка на сайт торговой сети, где можно «узнать больше» о программе, в которой я участвую, покупая стиральные порошки. Но захожу на сайт – и не нахожу там ничегошеньки об этой программе...

Другой пример, который любят практиковать сетевые магазины одежды и аксессуаров. Покупаете вы кофточку за 999 рублей, а на кассе вам говорят: «Ой, вам всего одного рубля не хватает до участия в нашей акции. Купите вот еще носочки или варежки и вам начислят тысячу бонусов». И вы, как под гипнозом, покупаете какие-нибудь подтяжки, которые вам не больно-то нужны. Ведь тысяча бонусов – это целая тысяча рублей! Только девушка-кассир «забыла» уточнить, что этими бонусами можно оплатить лишь третью часть от суммы покупки. То есть чтобы использовать всю «подаренную» магазином сумму, вам надо накупить в нем кофточек на три тысячи с лишним рублей, две из которых – свои, кровные – вы тратить в общем-то не планировали.

Признаюсь, однажды я на это купилась. Мало того, что в шкафу появились не особо нужные вещи. Так еще после окончания акции магазин снизил цены на эти самые кофточки ровно на ту треть, которая покрывалась бонусами. Теперь, когда слышу фразу «вам чуть-чуть не хватает до участия в акции», сразу говорю: «Спасибо, не надо». Причем не просто так, а тоном Шарапова, который пытался отвязаться от официантки с тележкой во время засады на Фокса в ресторане.

Наверняка каждый может рассказать немало своих историй про бонусы. В одних случаях скидка начисляется только на покупку от двух тысяч рублей и выше, в других – лишь на некоторые и, как правило, не очень ходовые товары, в третьих до часов и минут определен срок действия бонусов, после которого они сгорают... Так что же такое – эти бонусы? Законное оружие маркетинга или уже обман потребителя?

В любом случае торговля, одаривая вас блестящим пластиком, ищет свою выгоду. А мы давайте будем искать свою. Все просчитывать, не давать «разводить» себя на деньги, а порой и требовать. Обещали подарок? Давайте. И безо всяких звонков на «горячие линии». Количество наших баллов вы знаете лучше нас.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Аглая АНТОНОВА.