26.12.2014 08:00

Меньше нас платят только калининградцы

В Архангельской области на «коммуналку» тратят 8,59 процента от общих потребительских расходов

В конце года мы поговорили о результатах контроля в сфере ЖКХ с начальником правового отдела областного агентства по тарифам и ценам Александром Кузнецовым.

Однако разговор вышел не только о контроле.

– В этом году впервые государство предусмотрело механизм ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги.Зачем это делается и есть ли факты завышения тарифов в Архангельской области?

– Сначала следует пояснить, что тарифы на коммунальные услуги и плата за них – разные вещи. Тариф – это единица измерения. Например, стоимость одного кубометра воды, киловатт-часа электроэнергии. Плата – это сумма, указанная в квитанции.

Опыт прошлых лет показал, что назрела необходимость ограничивать не рост тарифов, а рост платы граждан. Так, распоряжением правительства России был утвержден ее предельный рост в среднем по регионам. На областном уровне ограничение установлено по каждому муниципальному образованию.

С июля 2014 года агентство по тарифам и ценам проверяет, как соблюдается установленное ограничение. Для этого в текущем году было проведено более 2000 контрольных мероприятий фактически во всех районах области. Пока нарушений не выявлено.

– Наверное, во всех северных регионах тарифы огромные?

– Федеральное государственное информагентство «Рейтинг» провело исследование размеров платежей граждан в сравнении с общими доходами населения и общими потребительскими расходами. В Северо-Западном федеральном округе больше всех за тепло, свет и воду платят жители Ленинградской области – 12,48 процента, пятое место в рейтинге.

У Мурманской – 11,65 процента, восьмое место, и у Вологодской – 11,5 процента, девятое место.В Архангельской области доля затрат на коммунальные услуги составила 8,59 процента. Это меньше, чем в среднем по стране, и один из самых низких показателей в СЗФО. Меньше лишь в Калининградской области.

– За счет чего у региона такие хорошие показатели?

– Уверен, что этому поспособствовал социально ориентированный подход правительства региона – на территориях с низким доходом население должно быть защищено. Для этого введен инструмент установления льготных тарифов.

Ежегодно в областном бюджете предусматриваются средства на сдерживание роста тарифов для населения, так называемые «дельты». В 2014 году на эти цели выделено более трех миллиардов рублей.

– Пару лет назад агентство по тарифам и ценам стало следить за стандартами раскрытия информации, есть успехи?

– Уже несколько лет электро-, тепло-, водоснабжающие организации обязаны представлять в открытый доступ сведения о своей деятельности. Информация должна быть размещена в Интернете, а при его отсутствии – в газетах. Организации также обязаны отвечать и на запросы граждан в части предоставления информации.

Первоначально заставить всех «раскрыться» было сложно. Как только не объясняли предприятия свою «забывчивость». Но после того как нарушителей стали штрафовать, сразу все нашли время и средства выполнить требования закона.

Агентство тоже контролирует правильность применения установленных тарифов, достоверность и полноту представляемых отчетных данных, исполнение предписаний.

Так, в текущем году было проведено более 2500 контрольных мероприятий, по результатам которых выявлено 121 нарушение действующего законодательства, выдано 81 предписание об устранении нарушений, возбуждено около 140 административных дел. Сумма наложенных штрафов составила более шести миллионов рублей.

– Может, пора уже внедрить стандарты качества коммунальных услуг, а не только стандарты раскрытия?

– Законодательством четко определено, какая должна быть температура в домах, какое напряжение в розетках. Однако процедура по фиксированию факта оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества достаточно сложная. Надеюсь, что стандарты качества коммунальных услуг появятся в ближайшее время.

Больной вопрос – плата за общедомовые коммунальные услуги.Когда этот беспредел закончится?

– Контроль за правильностью начисления платы за общедомовое потребление к компетенции агентства не относится, а находится в ведении государственной жилищной инспекции Архангельской области.

Практика последних лет показала, что значительная часть так называемых общедомовых нужд – это вовсе не оплата ведра воды для мытья подъезда и не оплата электроэнергии за его освещение.

Это в основном потери ресурсов, которые могут быть как от ветхости сетей, так и от банального воровства. Жителям домов бороться с потерями сложно. А управляющие компании пока не имеют материального стимулирования снижать потери.

В этом году на форуме «ЖКХ – новое качество» в Челябинске в присутствии председателя правительства РФ была озвучена и получила поддержку идея перевести плату за общедомовые нужды из коммунальных услуг в жилищные.

Муниципалитеты , разумеется, не должны оставаться в стороне от коммунальных проблем населения и всех потребителей. В законодательстве прямо прописано, что за организацию тепло-, электро-, газо- и водоснабжения отвечают местные власти.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Михаил МАСЛОВ. Фото Павла Кононова.