Колонка редактора

Немного правды о русском народе

29 июля 2015 17:03 Из газеты

«Из глухих, темных северных лесов пришел крестьянин Алексей Чапыгин и принес с собой правду о русском народе и веру в него». Так сказал о творчестве Алексея Чапыгина поэт Николай Тихонов. 

Алексей Чапыгин пришел не из каких-то абстрактных лесов, а из Каргопольского уезда Архангельской области. Рассказал он правду, которую, возможно, мы не осознаем до сих пор. Хотя, кажется, ведь и знания какие-то есть. А не то… 

Сегодня мы публикуем рассказ Чапыгина «Макридка». (Продолжаем рубрику «Год литературы с Добролюбовкой», где представляем забытые или малоизвестные имена писателей, связанных с нашей областью. В подготовке этих публикаций участвует и Архангельское отделение Союза писателей России.) «Макридка» – это практически репортаж, он воспринимается не как художественное произведение, а как газетная публикация – наблюдения из жизни.

Чистая правда, как она есть. Из темных северных лесов.

И эта правда бьет настолько, что, кажется, не устоять. Историки говорят – что случилось однажды, может повториться. Примеряем ситуацию на своих детей.

Чтобы не множить розни и склоки, которыми мы порой питаемся. Потому что склока и рознь тоже дают энергию. Которая потом убивает.

Но народ выжил. Потому что у него была особая правда, видимо, она приходит, как откровение. Об этом интервью с историком «На войне атеистов не бывает». Речь о том, когда дух становится сильнее оружия. И вообще, тема – верующий человек с оружием в руках – очень тонкая. И, как показывает жизнь, очень актуальная.

Ведь оружие заряжено не только порохом, но и верой.

Только какой? Если на начищенных пряжках написано «С нами Бог», то не значит, что он на той стороне. Потому что там нет правды… И еще о вере. Но уже в сам народ. На прошлой неделе пришло известие из лесов Вельского района, тоже темных, о том, что шесть суток в лесу блуждали две немолодые женщины, а потом их нашли спасатели.

Наш корреспондент Павел Кононов поехал к ним в гости. Так вот они его напоили чаем с вареньем из морошки, за которой и пошли в лес. Все шесть дней они носили с собой два этих полных ведра.

А еще грибы собирали… Они не выживали все эти шесть дней, не боролись за жизнь. А просто жили – спали под дождем на мокрой траве, обкусанные комарами, ели ягоды, пили болотную воду и разговаривали.

У них не было ни депрессии, ни страха, ни уныния, ни паники. «Так и выжили мы, бабки северные», – говорит одна из них.

А в это время на поиски поднялся весь район – люди шесть дней и ночей не ели, не спали, прочесывая глухие леса. В конце концов, заблудившихся нашли профессиональные спасатели. Но люди ведь многое узнали о себе.

Одни о том, что, когда нет уныния, возможно многое.

Другие, что сутками могут не спать ради спасения двух женщин – для кого-то незнакомых. И это тоже дает энергию. Которая, в конечном счете, защищает от чего-то нехорошего.

Какой правды мы еще не знаем о себе? 

Ещё колонки