16.02.2017 08:53

Привычка к «Совку»

Денис ГОРИН, главный редактор газеты "Правда Севера"

Очереди в магазины, в аптеки, в госучреждения. Сейчас, в век фастфуда, многофункциональных центров и онлайн-сервисов всё это должно быть в прошлом… Должно быть. На практике система время от времени даёт конкретный сбой.

Недавно Архангельск вновь попал в федеральную повестку, на этот раз с историей про выдачу электронных проездных для пенсионеров. Попытка улучшить качество услуги, осовременить её, вернула людей лет на 20 назад, в эпоху записанных на запястье порядковых номеров в очереди. Как правило, трёхзначных. Электронные проездные должны были выдавать пожилым гражданам в Архангельском городском культурном центре несколько дней подряд. Но кто‑то не разъяснил как следует, а кто‑то не услышал или просто привык, что лучше прийти и получить всё сразу, пока дают, а то потом вдруг на всех не хватит… В результате совершенно дикие снимки с трёхсотметровой очередью архангельских пенсионеров расползлись по интернету.

У меня бабушка стала жертвой этой истории, пропала на полдня: вышла из дома в 9.00, а вернулась в 15.00. Оказывается, тоже простояла в этой пробке. На вопрос: «Зачем»? ответила просто: «А как же, мне ведь нужен проездной, вдруг не хватит. Когда удостоверения ветерана труда выдавали – мне не хватило…»

Пенсионеры не единственные, кто страдает от таких внезапных возвратов в прошлое. Минувшей осенью другое поколение людей попыталось получить абонементы в один из архангельских бассейнов. Очередь занимали с ночи, стояли весь день. Писали злые комментарии в соцсетях. Организаторы раздачи абонементов извинялись и убеждали людей, что ажиотаж неуместен и все всё получат.

Время от времени мы испытываем на себе прелести советского сервиса при попытке обновить полис ОСАГО. В пиковые периоды страховые компании искусственно регулируют количество бланков, пытаясь воздействовать на тех, кто определяет для них нижний порог стоимости услуг. А страдаем от этого мы, простые автомобилисты, отстаивая в очередях за бумажкой по несколько часов.

Или вот, например, запись в детей в школы. В первые дни открытия записи в некоторых образовательных учреждениях ажиотаж, очереди по несколько часов. Но уже через пару дней можно записать ребёнка совершенно спокойно… правда, говорят, что к лучшим преподавателям так не попасть – их классы как раз бронируют в первые часы.

Сегодня любая очередь кажется дикостью. Но у любой есть, как минимум, две причины, и обе связаны с нашей человеческой привычкой к «Совку». Те, кто предлагают услугу, не думают о том, как сделать её доступнее, удобнее и оптимальнее. Те, кто приходят за услугой, мыслят стандартным советским шаблоном: не получишь в первые часы – значит, не получишь совсем.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Денис ГОРИН, главный редактор газеты "Правда Севера"