21.11.2016 12:56

Уроки кризиса: учимся жить по средствам

Проект областного бюджета на 2017 год излучает умеренный пессимизм.

На минувшей неделе депутаты областного Собрания получили на рассмотрение проект бюджета региона на 2017 год. А это значит, что и мы вслед за парламентариями можем взглянуть – как и, самое главное, на что будет жить область в ближайший год.

О том, что бюджет-2017 будет сложным, в региональном минфине начали говорить ещё в самом начале его вёрстки. Намекали на это не только последствия кризисных явлений в экономике, которые стали причиной недобора собственных доходов бюджета уже в текущем году (за первое полугодие бюджет региона не добрал по налогу на прибыль целых 1,84 миллиарда рублей), но и невнятная риторика Москвы, обещавшей то урезать дотации субъектам, то перераспределить среди них сборы по налогу на прибыль – правда, в обоих случаях избегая конкретики.

Так или иначе, бюджет свёрстан, бюджетообразующим налогом, как и прежде, останется налог на доходы физических лиц (он принесёт в областную казну 25,5 миллиарда рублей). Вторым по доходности останется налог на прибыль организаций (правда, Федерация дополнительно заберёт себе ещё один процент от его суммы, оставив в нашей области 18,9 миллиарда рублей). Также бюджет пополнят всевозможные акцизы (4,7 миллиарда рублей) и налог на имущество организаций (6,67 миллиарда). Ещё порядка 12,8 миллиарда рублей в поморскую казну принесут безвозмездные поступления от федерального бюджета, но эта цифра пока не окончательная – в областном минфине рассчитывают на её увеличение.

Таким образом, общий объём налоговых и неналоговых доходов в 2017 году предусмотрен в размере чуть больше 59,2 миллиарда рублей. Для сравнения: первоначальная версия бюджета на 2016 год обещала 60,57 миллиарда рублей доходов.

Имея похудевшую доходную базу, региональному минфину пришлось действовать как скульптору – отсекая всё лишнее в расходной части главного финансового документа региона. За счёт сокращения поступлений из федерального бюджета «похудели» многие региональные целевые программы, а областная инвестиционная программа потеряла почти 29 процентов своей стоимости по сравнению с текущим годом.

В лидерах по сокращению расходов за счёт собственных средств областного бюджета – жилищно-коммунальное хозяйство (сокращение на 16 процентов по сравнению с прошлым годом), охрана окружающей среды (минус 27,2 процента), физкультура и спорт (расходы станут меньше на 30,2 процента) и расходы на СМИ (минус 14,1 процента). Экономить чиновники планируют и на себе – расходы на общегосударственные вопросы в 2017 году станут скромнее на 18,3 процента.

Однако сокращение расходов коснулось не всех расходных статей бюджета. Например, небольшой рост собственных расходов областного бюджета прогнозируется в здравоохранении. А за счёт федеральных денег увеличение финансирования коснётся вопросов экологии, культуры и социальной политики.

Претерпят изменения и финансовые составляющие региональных государственных целевых программ. Сильнее всех «похудеют» программа развития торговли (минус 51,60 процента в сравнении с 2016 годом), развития местного самоуправления (сокращение на 71,5 процента и обеспечения правопорядка и профилактики преступности (расходы станут ниже на 59,8 процента. Но, опять же, есть и программы, финансирование которых увеличится. К таким относятся программа по обеспечению северян качественным и доступным жильём (плюс 28,3 процента), программа социальной поддержки граждан (больше на 2,6 процента), экономического развития и инвестиционной деятельности (плюс 14,4 процента) и развития инфраструктуры Соловецкого архипелага (рост на 5,2 процента).

Дефицит бюджета составит 2,49 миллиарда рублей.

Обсуждение главного финансового документа региона состоится на ближайшей сессии областного Собрания, которая состоится 30 ноября.

Надежда Виноградова
вице-спикер областного Собрания депутатов, заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству:

– Не хочется говорить избитую фразу о том, что бюджет будет непростым, но это, к сожалению, действительно, так. Особенно сложной его подготовка была из‑за того, что мы впервые за многие годы не имели информации о том, в каком объёме мы получим помощь из федерального бюджета. Окончательных цифр, кстати, мы не видим до сих пор. Возможно, по этой причине кто‑то скажет, что бюджет свёрстан «белыми нитками», но на самом деле на этом этапе он сбалансирован и отвечает тем условиям, в которых находится экономика региона и страны.

Что касается расходов, то я очень рада тому, что нам удалось сохранить финансовую основу для исполнения майских указов президента. Это крайне важная задача, поставленная главой государства, и мы обязаны её выполнять.

Однако в остальном не обошлось без сокращений. Но и к таким решениям министерству финансов и всем, кто работал над бюджетом, удалось подойти взвешенно и внимательно. Например, радует то, что правительство Архангельской области начало анализировать эффективность государственных расходов по госпрограммам. При этом мы отказывались не только от неэффективных трат, но и начали менять подходы к господдержке, заставлять бюджетные деньги работать. Например, мы отказались от невозвратных субсидий малому бизнесу в пользу льготных микрозаймов. Это как раз пример того, что кризис способен научить более рациональному подходу к расходованию бюджетных средств.

В целом же я бы не стала оценивать бюджет как исключительно пессимистичный документ. Он полностью отвечает тем реалиям, в которых регион и страна в целом будут жить ближайший год. Кроме этого, в нём присутствуют и определённые возможности для поддержки со стороны федерального правительства.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Олег КУЗНЕЦОВ