Сегодня, 25 октября, исполнилось 66 лет со дня, когда на буксире «Азов» был впервые поднят государственный флаг. Не много в нашей морской державе пароходов, доживших до столь преклонного возраста; и это событие уже достойно внимания.
Но буксир «Азов» получил широкую известность благодаря фильму «Холодное лето 53-го». В 1987 году он под названием «Красин» участвовал в съемках одного из эпизодов на Сямозере в Карелии. Большая удача для киносъемочной группы было то, что в затоне под Петрозаводском нашелся старый буксирный пароход 1951 года постройки. И то, что прежний судовладелец, модернизируя механизмы и системы, не затронул его первоначальный внешний вид.
Десять лет назад Архангельская судоходная компания «Транс-норд» приобрела ретро-буксир, начала его использовать на морских буксировках объектов. Старый буксир интенсивно работал на Белом, Баренцевом и Карском морях, а техническая инспекция, ежегодно проверяя его состояние, всегда подтверждала его годность к плаванию.
Прошлым летом «Азов», приняв на буксир баржу с генеральным грузом, вышел в очередной рейс на Ямал. Однако даже глубокой осенью (как было в прежние годы) он не вернулся в порт приписки.
«Обнаружил» след старого буксира…экран телевизора; передача была посвящена открытию погрузочного терминала вблизи порта Диксон. Оказалось, «Азов» работал в бухте Таймырского полуострова, помогая грузовым судам при швартовке. Но зима с ее жуткими морозами в Арктику приходит быстро. Выйти большому транспорту к чистой воде помогли ледоколы, а маленький буксир, вмерзнув в лед, где работал, там и зазимовал. Планировалось, мол, закончится полярная ночь, снова придут пароходы, и продолжится нужная работа на погрузочном терминале.
Неприятности появились, откуда не ждали. Моряки, вернувшиеся домой, рассказывали, что заявку на очередное освидетельствование техническая инспекция не приняла. Объяснение простое – прибыть к месту стоянки судна очень сложно.
Самолетом до Норильска через Москву и Красноярск, вертолетом до Диксона, а дальше вездеходом еще 40 километров по бездорожью. Известно, что авиасообщение с населенными пунктами Таймыра постоянно срывается из-за погоды, и гарантии, что инспектор вообще доберется до «Азова», нет никакой.
Результат – с документами Регистра судоходства, срок действия которых истек, буксир вернулся в Архангельск только в октябре. Как утверждают работники плавсостава, несвоевременное предъявление – это «потеря судном класса Регистра», и решить ее легко еще не удавалось никому. А потому 66-ю годовщину подъема флага на буксире «Азов» не празднуют.