25.10.2017 08:15

У ретро-буксира «Азов» 66-й день рождения. Праздника не будет

Буксир «Азов» на зимовке 2017 года. Снимок из судового архива

Сегодня, 25 октября, исполнилось 66 лет со дня, когда на буксире «Азов» был впервые поднят государственный флаг. Не много в нашей морской державе пароходов, доживших до столь преклонного возраста; и это событие уже достойно внимания.

Но буксир «Азов» получил широкую известность благодаря фильму «Холодное лето 53-го». В 1987 году он под названием «Красин» участвовал в съемках одного из эпизодов на Сямозере в Карелии. Большая удача для киносъемочной группы было то, что в затоне под Петрозаводском нашелся старый буксирный пароход 1951 года постройки. И то, что прежний судовладелец, модернизируя механизмы и системы, не затронул его первоначальный внешний вид.

Десять лет назад Архангельская судоходная компания «Транс-норд» приобрела ретро-буксир, начала его использовать на морских буксировках объектов. Старый буксир интенсивно работал на Белом, Баренцевом и Карском морях, а техническая инспекция, ежегодно проверяя его состояние, всегда подтверждала его годность к плаванию.

Прошлым летом «Азов», приняв на буксир баржу с генеральным грузом, вышел в очередной рейс на Ямал. Однако даже глубокой осенью (как было в прежние годы) он не вернулся в порт приписки.

«Обнаружил» след старого буксира…экран телевизора; передача была посвящена открытию погрузочного терминала вблизи порта Диксон. Оказалось, «Азов» работал в бухте Таймырского полуострова, помогая грузовым судам при швартовке. Но зима с ее жуткими морозами в Арктику приходит быстро. Выйти большому транспорту к чистой воде помогли ледоколы, а маленький буксир, вмерзнув в лед, где работал, там и зазимовал. Планировалось, мол, закончится полярная ночь, снова придут пароходы, и продолжится нужная работа на погрузочном терминале.

Неприятности появились, откуда не ждали. Моряки, вернувшиеся домой, рассказывали, что заявку на очередное освидетельствование техническая инспекция не приняла. Объяснение простое – прибыть к месту стоянки судна очень сложно.

Самолетом до Норильска через Москву и Красноярск, вертолетом до Диксона, а дальше вездеходом еще 40 километров по бездорожью. Известно, что авиасообщение с населенными пунктами Таймыра постоянно срывается из-за погоды, и гарантии, что инспектор вообще доберется до «Азова», нет никакой.

Результат – с документами Регистра судоходства, срок действия которых истек, буксир вернулся в Архангельск только в октябре. Как утверждают работники плавсостава, несвоевременное предъявление – это «потеря судном класса Регистра», и решить ее легко еще не удавалось никому. А потому 66-ю годовщину подъема флага на буксире «Азов» не празднуют.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анатолий МАКАРЕНКОВ