09.12.2016 12:55

Онега. В ожидании ТОРа

Председатель рыбколхоза «40 лет Октября» Леонид Кузнецов (слева) и Павел Смагин в посёлке Пурнема
Предприниматели Онеги самостоятельно развивают туристическую инфраструктуру районного центра

Административный центр Онежского района имеет высокие шансы стать территорией опережающего социально-экономического развития.

Это означает, что Онега может сделать серьёзный шаг от монопрофильности (город считается одним из лесных центров региона) к разветвлённой и развитой экономике, а местные жители получат новые рабочие места и достойную зарплату. Заявку правительства Архангельской области в декабре рассмотрят в Минэкономразвития РФ.

О текущем положении дел в районе и потенциальных возможностях ТОРа мы беседуем с председателем Онежского Собрания депутатов, руководителем Онежского муниципального района Павлом Смагиным.

– Павел Аркадьевич, вопрос о создании ТОРа возник не сейчас?

– Район пытался войти в эту программу ещё восемь лет назад. Наши предшественники тоже считали важным диверсифицировать экономику, чтобы район не был зависимым от градообразующих холдингов, ориентированных на лес и деревообработку. Лесной бизнес – это высокая чувствительность к колебаниям курсов валют, проблемы с заготовкой в течение мягких зим, нестабильность объёмов производства. И в конечном итоге, всё это влияет на наш бюджет.

– А что даёт статус ТОРа?

– В первую очередь – привлечение бизнеса. И малого, и крупного. Механизм работает за счёт снижения налоговой нагрузки. Действующие в границах ТОРа предприятия получат эффективные стимулы – нулевую ставку налога на прибыль и значительное снижение страховых взносов. Предусмотрено льготное кредитование для компаний.

Мы составляем пул субъектов, готовых работать по этой программе. Интересующихся очень много. Но бизнес должен быть уверенным, что у него будет необходимая инфраструктура, электроэнергия и другие ресурсы. А проблемы с этим, действительно, есть – не хватает мощности существующей подстанции, объект нуждается в модернизации. В инвестиционной программе МРСК она заложена. И я надеюсь, что создание ТОРа станет толчком для инвестпроектов энергетиков.

– Крупные предприятия как сейчас себя чувствуют?

– Совсем недавно построен и введён в эксплуатацию завод по производству топливных гранул из отходов гидролизного производства. Имущественный комплекс канувшего в Лету ещё в 1990‑е гидролизного завода выкупил московский капитал. Сейчас «Бионет» – самый крупный завод в Европе по производству пеллет. Его проектная мощность составляет 150 тысяч тонн продукции в год. Более 200 рабочих мест – хороший показатель. Но «Бионет» – это также утилизация отходов гидролизного производства, которые копились на протяжении 50 лет. При проектировании речь шла о том, что накопленных запасов хватит более чем на 15 лет, а технология позволяет перейти на кородревесное сырьё.

Сейчас на территории района работает Группа компаний «Сегежа». Это три предприятия, ведущие лесозаготовку (ПАО «Онегалес»), деревообработку (АО «Онежский ЛДК») и тепловую энергию (ОАО «ОнегаЭнергия»). Холдинг имеет устойчивое положение на рынке. Не так давно была озвучена сумма инвестиций на два ближайших года – более 2 млрд рублей. «Сегежа» планирует провести модернизацию как лесозаготовительного, так и лесопильного комплекса.

В целом лесной бизнес чувствует себя неплохо. Думаю, этот бизнес будет развиваться вне зависимости от того, будет ли у нас ТОР.

– Какие направления экономики вы хотели бы развивать в случае реализации ТОРа?

– Прежде всего туризм. И для этого у нас есть потенциал. Но имеющаяся инфраструктура не отвечает сегодняшним потребностям туристов. Например, инфрастуктура для занятий зимними видами спорта строилась 30–40 лет назад. Мы стараемся и поддерживаем её в нормальном состоянии, но развития без привлечения серьёзных инвестиций, конечно, не произойдёт.

Мы заявили проект создания нового лыжно-биатлонного комплекса круглогодичного использования. Он прошёл госэкспертизу. Цена вопроса – порядка 600 млн рублей.

Речь идёт о строительстве стадиона и трассы. Это дорогостоящий проект, но мы надеемся, что в рамках ТОРа он будет реализован.

– Кроме туризма, какие направления для района в приоритете?

– Мы делаем ставку на агробизнес, поскольку располагаем землями сельхозназначения. Готовы предоставить порядка 200 га пахотных земель. Оформленных, качественных, не заражённых паразитами.

Мы пытаемся сохранить аграрный бизнес, стараемся его активизировать. Но пока это сложно. Собственных оборотных средств хозяйствам не хватает, кредиты – дорогие. Онежский район находится в Арктической зоне РФ, поэтому мы внесли свои предложения в новый законопроект об Арктике, в том числе по льготам для агробизнеса. Нужно снизить ставки на энергоносители, например. Без этой поддержки сельхозпредприятия могут лишь выживать. Мы хотим понимать, какие права и преференции у нас есть как у части Арктики.

Наши местные предприниматели высказывают готовность реализовать свои идеи: наладить пищевое производство, переработку природного растительного сырья. Ещё одна проблема, которой может заняться наш бизнес, – переработка мусора. Сейчас практически нет территории, где можно было бы организовать полигон: у нас здесь либо леса, либо водоохранная зона. Мусороперерабатывающий завод мог бы решить многие проблемы.

– Бизнес готов развивать инфраструктуру?

– Мы проговариваем с потенциальными инвесторами возможности использования и развития нашего морского порта, которому также необходима модернизация. В морской перевалочной базе заинтересованы «Бионет», «Лукойл» и Первая горнорудная компания. Конечно, восстановление порта требует серьёзных инвестиций. Но мы надеемся, что компании объединят усилия и придут к общему позитивному решению.

Сильная головная боль – отсутствие дорог. Мы в этом году 4,5 миллиона вложили в ямочный ремонт, но это временное решение проблем. В Онеге асфальту 30–40 лет.

Мы планируем заняться капитальным ремонтом дорог. Проблема в том, что у нас нет асфальтового завода. И в последний раз асфальт укладывался сплошным методом в 2006 году. При этом нагрузка на дорожное полотно возросла: большегрузные автомобили, лесовозы сейчас весят по 70 тонн.

Мы рассматривали разные варианты и пришли к выводу о необходимости появления асфальтового завода в Онеге. Планируем привлечь разные источники финансирования: областной минтранс, районный дорожный фонд, соглашение с Группой компаний «Сегежа» о ремонте дорог. Аккумулируя средства из разных источников, мы сможем установить асфальтовый завод на долгосрочный период. Это поможет нам отремонтировать множество дорог.

У нас есть также ещё одно перспективное направление – выход на Карелию, зимник, по которому люди ездят в соседний регион и Финляндию. Взвешенным решением может стать передача дороги на содержание «Автодора».

В целом, очень хотелось бы, чтобы закон об Арктике предусматривал различные аспекты развития инфраструктуры.

– В своё время поднимался вопрос о том, чтобы направить трафик туристов на Соловки через Онежский полуостров, создать здесь, на побережье моря, соответствующую базу. Есть ли перспектива воплощения этой задумки в жизнь?

– Даже несмотря на недостаточную развитость инфраструктуры, у нас уже очень много туристов. Особенно в летний период. Снимают дачные домики, живут на турбазе. Порт позволяет принимать суда относительно небольшой осадки и ходить до Соловков.

В деревне Лямца, расположенной на западном побережье полуострова, прежде тоже был порт. И сейчас мы близки к тому, чтобы доделать участок автодороги к этой деревне. Тогда у желающих попасть на Соловки через Архангельск будет возможность доехать на автотранспорте до поморской деревни, и дальше – на судне. Отмечу, онежский бизнес заинтересован в открытии паромного сообщения через реку Онега. И развитие морского трафика на Соловки тоже не заставит себя ждать, если будет дорожная инфраструктура.

– Крупный турбизнес проявляет интерес к району?

– Да, пока осторожно, но очевидно, что заинтересованность есть. Количество приезжающих в район туристов увеличивается.

– Павел Аркадьевич, в Онежском районе была проведена управленческая реформа: полномочия города переданы в районную администрацию. Каков результат?

– Да, у нас нет администрации города. И мы на этом сэкономили большие средства. Это позволило нам, например, создать учреждение, занимающееся благоустройством территории Онеги.

Сфера благоустройства – специфическая, и прежде мы находились в зависимости от бизнеса, который начал диктовать нам свои условия. Не всегда приемлемые. Мы просчитали и убедились, что муниципальное предприятие будет выполнять некоторые виды работ дешевле в четыре раза.

Вместе с тем, мы понимаем, что в сфере ЖКХ, теплоснабжении, водоснабжении бизнес работает эффективнее муниципальных предприятий. Предприниматели реально заинтересованы в развитии своих предприятий и могут инвестировать в свою деятельность, что МУПам, как показывает практика, не по силам.

Мы провели ревизию контрактов, которые заключались ранее предыдущей командой, и пришли к выводу, что многое было неприемлемо. С некоторыми сотрудниками пришлось расстаться.

Сейчас у нас молодой, боевой, работоспособный коллектив. 

На чиновниках сэкономили в пользу благоустройства

Благоустройство – одна из главных задач городской власти. Как ни парадоксально, этой проблеме в Онеге повышенное внимание стало уделяться после упразднения городской администрации. Высвобожденные средства пошли в том числе на создание профильного МБУ «Благоустройство».

В штате компании – 21 человек. Предприятие поможет экономить, поскольку прежде частные подрядчики, занятые благоустройством, завышали стоимость работ. Сейчас перед МБУ поставлены задачи по приведению в порядок дорог, ремонту дренажной канализации, кронированию деревьев.

Дренаж строился десятки лет назад и давно обветшал. Долгие годы им практически не занимались. Сохранились участки, полностью забитые мусором, что мешает системе функционировать. Поэтому фронт работ на данном участке – обширный.

Сейчас предприятие готовится к зимнему содержанию городских дорог.

– Дорожная техника подготовлена, – рассказывает директор предприятия Александр Моисеев. – У нас есть два грейдера для расчистки улиц, комбинированная дорожная машина (КДМ) на базе «ЗИЛа», предназначенная для чистки и подсыпки дорог. В нашем парке – два трактора ВТЗ-50. Эти агротракторы прошли перевооружение. На них установлено необходимое для благоустройства навесное оборудование – фронтальный погрузчик, отвал, щётка. По габаритам тракторы не очень большие, поэтому мы сможем убирать тротуары.

В обязанности МБУ также входит уборка кладбища, оказание платных услуг населению и бизнесу. Не исключено, что предприятие также возьмётся за обслуживание ледовой переправы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Вадим РЫКУСОВ