31.05.2020 08:27

Инсинераторы и полигоны или раздельный сбор и экология?

16 новых мусоровозов уже работают в Архангельске и Новодвинске, ещё 18 готовятся к выходу на маршруты
1500 новых евроконтейнеров установлены в Архангельске и Новодвинске, ещё 3000 готовится к установке.

Региональный оператор впервые озвучивает свои решения по реформе ТКО.

Совместно с правительством Архангельской области систему обращения с ТКО реформирует региональный оператор ООО «ЭкоИнтегратор». Судя по активному обсуждению реформы в СМИ, она идет с привлечением широкого круга общественности. Главное, не потерять за этим суть реформы – экологичность, безопасность и строгий контроль за обращением отходов.

Как видит реформу региональный оператор и что предлагает в решении действующих и новых полигонов, инсинераторов, раздельного сбора отходов, мы спросили у генерального директора ООО «ЭкоИнтегратор» Анатолия Генеральный директор ООО «ЭкоИнтегратор» Анатолий НазаровНазарова.

– Анатолий Николаевич, к нам в редакцию поступает очень много вопросов по обслуживанию жителей региона. Жалуются, что не везде осуществляется вывоз отходов. Расскажите, как работает система обращения твердых коммунальных отходов в нашем регионе?

– С этого года на территории всей Архангельской области отходы вывозятся на лицензированные полигоны, чего не было ранее, или на площадки временного накопления (ПВН). В обоих случаях мы вывозим отходы только в места, определенные органами власти. Площадки временного накопления отходов определяются муниципалитетами. Органы власти решают, где размещать отходы, и выдают региональному оператору соответствующее постановление. К сожалению, в большинстве случаев ПВН не соответствуют нормам СанПиН, за что общественность и СМИ упрекают регионального оператора и власть. Но на этапе старта реформы это вынужденная мера.

Примером может служить сложная ситуация на островах Архангельска. Там возникли стихийные свалки, куда десятилетиями вывозились отходы. Постановлением администрации Архангельска они получили статус ПВН, но ни твердого покрытия, ни ограждения они не имеют, подъездные пути в межсезонье размывает. ПВН могут действовать только шесть месяцев, дальше накопленные за это время отходы необходимо вывозить на лицензированный полигон в Архангельске. Территориальная схема (ТСОО) предлагает решить вопрос с ПВН путем замещения их инсинераторами. Против них выступают местные жители.

Региональный оператор, принимая во внимание мнение жителей, тоже считает, что в большинстве случаев можно и даже нужно обойтись без них. По ТСОО в Архангельской области их должно появиться 14. Что касается островов – Кего, Бревенник, Хабарка, – мы предлагаем путь компостирования и прессования. Рассчитан инвестиционный проект, который позволит установить на островах пресс-компакторы с мусоросортировкой. Это современные комплексы, позволяющие отделять сухое ТКО от пищевых отходов, которые, в свою очередь, должны компостироваться, а «хвосты», оставшиеся от общего объёма, подлежат захоронению на полигоне. Но строительство таких объектов зависит от внесения изменения в ТСОО. Есть вопросы и к участкам, которые определены под строительство данных объектов, – они либо не размежеваны, либо отсутствуют постановления муниципалитетов об их выделении. В министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области со стороны регионального оператора неоднократно направлялись письма с вопросами по данным участкам.

– Что касается полигонов. Согласно территориальной схеме, предполагалось строительство новых полигонов на тридцатом километре трассы М8 и Котласском районе. Когда начнете строительство?

– Региональный оператор считает необходимым более взвешенно отнестись к выбору участков для строительства новых полигонов, особенно на тридцатом километре трассы М8. Мы считаем, что место выбрано без учета мнения общественности. В Котласском районе в настоящий момент разработана концепция мусоросортировочного комплекса, выбрана технология, но вопросы остались только к земельному участку.

Если говорить о Вельском районе и строительстве мусоросортировочного комплекса там, то концепция и технологии обработки отходов проработаны, проблема все та же – с земельным участком.

Что касается строительства тридцати двух площадок временного накопления в Архангельской области, во‑первых, этот вопрос относится к компетенции муниципальных образований. Затраты на ПВН не включены в тариф. Более того, мы видим, что некоторые муниципальные образования отстранились от решения данных вопросов. Предложенные участки земли для ПВН имеют нарушения санитарно-защитной зоны и находятся на расстоянии менее 500 метров от объектов жилой и социальной сфер, попадают в границы водоохранной зоны водных объектов, расположены на затопляемых и заболоченных местах.

Сегодня надо говорить об инвестициях, однако, сначала необходимо урегулировать на уровне правительства Архангельской области все возникшие вопросы по выделению и оформлению земельных участков. Внести изменения в территориальную схему. Только после этого региональный оператор получит возможность инвестировать в инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами.

– Анатолий Николаевич, много уже говорили о взаимоотношениях с перевозчиками, но тем не менее озвучим этот, уже набивший оскомину вопрос. Сегодня взаимоотношения с транспортными компаниями урегулированы?

– Основная проблема в излишней политизации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами в нашей области. Отношения с перевозчиками зависят от их финансирования. А финансирование зависит от собираемости – оплаты населением услуг. Как это ни банально звучит, но проблемы с перевозчиками, которые так широко обсуждаются в СМИ, вызваны именно низкой собираемостью платежей. На сегодняшний день относительно ТСОО собираемость составляет чуть более 30 процентов. И как следствие, региональный оператор, распределяя средства по всем перевозчикам в регионе, сталкивается с проблемой их нехватки. Можно осуждать «ЭкоПрофи», но им удалось договориться со всеми транспортными компаниями о работе в регионе. Сейчас мы перезаключили более десяти договоров с транспортными компаниями с учетом опыта первых четырех месяцев работы, и в стадии перезаключения еще семь. В договорах учтены просьбы транспортных компаний об оплате транспортировки ТКО, также мы оговариваем обязательное увеличение территорий, что позволит впервые в истории начать вывоз мусора из труднодоступных поселений.

– Какие результаты работы регионального оператора вы считаете успешными?

– В апреле и мае нынешнего года отмечена положительная динамика оказания услуги населению по вывозу ТКО. Региональный оператор обслуживает все 21 район Архангельской области. Средний охват населения услугой – более 87 процентов в большинстве районов. В городах – до ста процентов. В 47 деревнях региона впервые в истории начали вывозить мусор централизованно.

Приведу конкретные примеры – в Вилегодском районе в первые четыре месяца 2020 года услугой по вывозу ТКО было охвачено чуть более четверти населения, а уже с начала мая услугой пользуются 98 процентов жителей. В Ленском районе услуга по вывозу ТКО оказывается более 86 процентам населения Ленского района. В Красноборском районе в апреле 2020 года услугой охвачено 67 процентов населения, а уже в начале мая этот показатель увеличился почти до 83 процентов. В Устьянском районе услуга оказывается 82 процентам населения.

Архангельск переходит на современный евроконтейнерный парк, в Новодвинске мы обновляем контейнеры. Внедряется современная технология обработки площадок. Крайне сложные и протяженные маршруты запущены в Устьянах. Готовятся к запуску маршруты в Каргопольском, Плесецком и Онежском районах, что позволит обеспечить вывоз отходов из Кенозерского парка и парка «Онежское Поморье».

За четыре месяца региональным оператором проделана, на самом деле, огромная работа. Если в других регионах страны региональным операторам на подготовку давали в среднем восемь месяцев от подписания соглашения до фактического начала работы, то у «ЭкоИнтегратора» был всего один месяц. В районах Архангельской области открыты 14 обособленных подразделений, которые работают с жителями территорий, контролируют ситуацию с уборкой отходов.

Транспортный оператор «ЭкоПрофи» сегодня формирует понятную и очень современную логистику, создает маршрутизацию, внедряет повсеместно автоматизированную систему управления отходами «Управление отходами» (АСУ). Для актуализации сведений и создания базы данных контейнеров и контейнерных площадок для работы АСУ создана рабочая группа. Ежедневно мониторятся более 160 машин, которые вывозят отходы. На данный момент выполнено инспектирование 3500 из 11000 площадок в Архангельске, Северодвинске, Котласском и Устьянском районах.

Мы уже сегодня можем оценивать качество выполняемой работы перевозчика. Просто на компьютере открываем программу и смотрим, сколько у него сегодня на маршруте машин, как они проходят свой маршрут, сколько контейнерных площадок обработали, а сколько – нет. Сейчас активно подключается фотофиксация контейнерной площадки до и после обработки. Транспортным оператором «ЭкоПрофи» на улицы региона уже выведены 16 современных мусоровозов. Вскоре выходят еще 18.

Но заводя на маршруты новые мусоровозы, меняя старые металлические контейнеры на пластиковые еврообразца, мы видим, что возникает острая необходимость по строительству современных контейнерных площадок. В частности, в Архангельске контейнерные площадки, хаотично созданные много лет назад, не соответствуют требованиям СанПиН, не решен вопрос с отводом земельных участков.

А реформу необходимо начинать с дворов. Ведь каждый житель города, поселка, который выходит на улицу, судит о реформе по своей контейнерной площадке. Сегодня ООО «ЭкоИнтегратор» полностью готов наращивать производственные мощности и ускорить процесс перехода на новый уровень оказания услуг, но необходим грамотный и конструктивный подход к реализации реформы на всех уровнях власти.

Работа регионального оператора в цифрах

 - 21 район (из 21) обслуживает региональный оператор.

 - Более 87% составляет степень охвата услугой в большинстве районов области, в городах охват – до 100 %.

- За 11083 контейнерными площадками ведётся ежедневный мониторинг в режиме онлайн. 25673 контейнера обслуживают перевозчики регоператора.

- 16 новых мусоровозов уже работают в Архангельске и Новодвинске, ещё 18 готовятся к выходу на маршруты.

- 356 км – протяжённость самого длинного маршрута (Устьянский район, по удалённым деревням и населённым пунктам).

- В 47 деревнях региона впервые в истории начали вывозить мусор централизованно.

- За работой 160 единиц спецтехники ведётся ежедневный мониторинг на маршрутах области.

- 14 обособленных подразделений открыто в районах и городах региона;

- 1500 новых евроконтейнеров установлены в Архангельске и Новодвинске, ещё 3000 готовится к установке.

По данным регионального оператора

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Елена РОМАНОВА