Водопроводная вода на большей территории города Онега превосходит по вкусовым качествам воду во многих других центрах области. Правда, повезло не всем жителям: от последствий инфраструктурного несовершенства, которое тянется ещё с советских времён, страдает левобережная часть города.
Алексей Некрасов, гендиректор предприятия ООО «Онега-Водоканал» О проблемах водоснабжающего хозяйства и путях их преодоления рассказывает гендиректор предприятия ООО «Онега-Водоканал» Алексей Некрасов.
– Алексей Григорьевич, какие источники водоснабжения используются в Онеге?
– В основной, правобережной части города у нас два источника водоснабжения. Главный – находящиеся за городом артезианские скважины. В начале 1990‑х город начал испытывать нехватку воды, поскольку производительность скважин уменьшилась. Встал вопрос о поиске новых источников. Были попытки пробурить дополнительные скважины, но они не увенчались успехом.
В начале 2000‑х было принято решение использовать для обеспечения водой Большое Хайнозеро. Река Онега не рассматривалась в качестве источника, поскольку здесь вёлся молевой сплав древесины, а в устье – вода солёная, и расходы на водоочистку и опреснение были бы высоки.
Водовод от озера был построен ещё в начале 1950‑х годов для нужд гидролизного завода. Сейчас водовод используется для питьевого водоснабжения. После банкротства завода водовод оказался в частных руках. Сегодня отношения с собственником весьма сложные. Его позиция: не вкладывать, но получать деньги. Наша администрация решает вопрос по выкупу водовода, но, на мой взгляд, здесь нужна помощь правительства области. Не дело, когда магистральный водовод оказывается в руках частника, который непонятно как себя будет вести.
А вообще, надо сказать спасибо нашим предшественникам за то, что они смогли развить систему водоснабжения в Онеге. Вода из обоих источников – уникальная по своим качествам, она фактически не требует дополнительной очистки. Единственное – ведётся ультрафиолетовое обеззараживание.
– То есть два источника питают город по секторам?
– Да, водой из озера в основном снабжается посёлок ЛДК, деревообрабатывающий комбинат, основная городская котельная «Онега‑Энергия», предприятие «Бионет», туркомплекс, молокозавод. Остальная часть города – из артезианских скважин. Соотношение – примерно 50 на 50.
– Но, наверное, есть и проблемы?
– Болевая точка – левобережная часть города. Для посёлка Поньга водозабор ведётся из реки. Не из Онеги, конечно, но качество воды не соответствует санитарным нормам. Вода имеет высокие показатели цветности и мутности. Найти оборудование для того, чтобы её обесцветить, непросто. Водопровод там тоже старый.
Совместно с администрацией района мы ищем пути, работаем. Большая часть водопровода уже заменена. Выполнили капремонт водоочистной станции. Сейчас занимаемся поиском оборудования, которое очищало бы воду до требуемых показателей.
– Есть средства для инвестиций?
– Есть инвестиционная программа. И в инвестсоставляющей в тарифе предусмотрены эти мероприятия. Наша задача – дать чистую воду людям. Установлен срок – четвёртый квартал текущего года. Но планируемое оборудование будет проблематично завезти до установления ледовой переправы. Поэтому его установка начнётся в начале будущего года.
– Как обстоит дело с системой водоотведения?
– Она менее развита, чем система водоснабжения. Охватывает в основном многоквартирные дома. Износ – высокий. Очистные сооружения требуют реконструкции. Вопрос этот решается уже длительное время. Где‑то в 2008 году по областной программе модернизации объектов ЖКХ начались работы, но из‑за кризиса прекратились. Правда, у района есть проект реконструкции очистных. Он должен пройти госэкспертизу. Затем нужно будет найти финансирование, поскольку заложить в тариф населения столь крупные инвестиции будет нереально.
– Проживающие в частных домах пользуются услугами «Водоканала»?
– Частный сектор активно подключается. Когда в 2014 году мы приступали к работе, совместно с областным агентством по тарифам и ценам провели большую работу по тарифам на технологическое присоединение. Они доступны для населения. Подключаются и неблагоустроенные муниципальные дома. Люди объединяются, принимают на собраниях решения, собирают деньги и подключаются.
– Каков процент износа водопроводного хозяйства?
– В основном оно было построено в советское время. В целом мы оцениваем износ в 75 процентов. Хотя это довольно условная цифра. Где‑то сети сохранились лучше, где‑то – хуже. Расходы на капремонт в тарифе не предусматриваются. Имущество, которое мы арендуем, – муниципальное. Капремонт производится за счёт собственника. А возможности бюджета не позволяют в полном объёме покрывать потребность в капремонте всех сооружений и сетей.
– Текущие тарифы удовлетворяют экономику предприятия?
– Сейчас главная проблема даже не в тарифе, а в долге потребителей. Тариф рассчитывается из того, что население добросовестно платит за услугу. На сегодня задолженность наших потребителей – это двухмесячный объём наших оборотных средств. А что касается тарифа, то агентство по тарифам и ценам всегда находит баланс интересов предприятия и потребителя.
– Кто главные неплательщики?
– Управляющие компании. Один из должников всегда находит деньги, когда мы подаём на их банкротство. В этом году просели по платежам федеральные структуры. А с муниципальными должниками вопросы решаются оперативно.
Просроченная задолженность населения составляет около 3 млн рублей. Она хроническая. В основном это долг населения, которое называют «неблагополучным». Здесь даже судебные приставы не могут взыскать. Но большинство наших потребителей стараются платить своевременно.
– Учёт потерь воды вы ведёте?
– Утверждённая цифра – около 20 процентов. Реально она больше. Мы не знаем достоверно каков объём потребления воды с колонок. Планируем заменить устаревшие колонки на новые. Неправильно, когда одни дома платят по счётчику, а другие, где воду набирают бочками из колонок, – ничего.
Система предполагает, что люди при заключении договоров будут получать карточки. С их помощью потребители будут пользоваться колонкой. С колонки будут поступать сведения о том, сколько человек взял воды. И по итогам месяца мы будем выставлять счёт.
– Не планируете ли вы перейти к концессионным отношениям с районом, взяв обязательства по модернизации?
– Да, мы планируем перейти к концессии, поскольку арендные отношения, в которых мы находимся, не очень устраивают и собственника. Району постоянно приходится искать средства на капремонт. Но и нам тоже тяжело, потому что средств выделяется мало.
Концессионные отношения перспективны. Мы уйдём от арендных платежей, появятся дополнительные средства для проведения ремонтов. Мы получим право начислять на имущество амортизационные отчисления и включать их в тариф. А это источник для обновления сетей.
Конечно, не сразу всё станет хорошо. Но мы сможем планировать свои долгосрочные действия и не будем просить деньги у органов власти на реализацию программы капремонта.