24.11.2017 15:42

Начальник ФНС по Архангельской области. «Лес рубят – налоги не платят»

Сергей Родионов

Архангельская область вошла в число пилотных регионов, на территории которых будет реализована масштабная отраслевая программа по обелению лесного бизнеса

О том, чем важна эта программа для нашего региона, рассказывает руководитель управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Сергей Родионов.

– Сергей Викторович, почему Архангельская область выбрана пилотной по обелению лесного бизнеса?

– ФНС России проведён комплексный анализ лесной отрасли нашего региона. Сегодня в лесной отрасли Архангельской области задействовано более 700 организаций и свыше 45 тысяч работающих. Однако доля налоговых поступлений, которая приходится на отрасль, незначительна. Некогда «всесоюзная лесопилка» приносит налогов меньше, чем сфера торговли. В 2016 году в консолидированный бюджет Российской Федерации предприятиями лесной отрасли уплачено 3,1 миллиарда рублей налогов – это всего два процента от общей суммы поступлений по региону.

Отчисления по налогу на добавленную стоимость (НДС) по плательщикам лесной отрасли и вовсе сложились отрицательными, возврат из бюджета превысил поступления на 1,2 миллиарда рублей.

Естественно, такая ситуация не может устраивать государство, которое понимает и высоко оценивает потенциал лесной отрасли, в том числе как источника формирования бюджетов различных уровней.

– Говорят, что лесная отрасль быстрее других адаптировалась к непростым экономическим условиям и даже заработала на санкциях. Это на самом деле так?

– Действительно, в нынешнем году мы наблюдаем определённое оживление и рост поступлений от лесной отрасли. За девять месяцев в консолидированный бюджет РФ уплачено 2,9 миллиарда рублей налогов и сборов, что выше поступлений аналогичного периода на 5,4 процента. Между тем, удельный вес этих платежей в общей сумме поступлений сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Более половины плательщиков лесной отрасли формируют налоговый разрыв в сумме 2,7 миллиарда рублей. Под налоговым разрывом понимается разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки, и суммой фактически уплаченных налогов.

К сожалению, лесная отрасль остаётся «серой зоной» и одной из наиболее проблемных сфер с точки зрения соблюдения налогового законодательства. Важно разобраться, что на самом деле происходит в отрасли и как реализовать её налоговый потенциал.

– Каким образом осуществляется налоговый контроль за лесной отраслью, которую вы назвали «серой зоной»?

– Региональным налоговым управлением с 2014 года на постоянной основе проводится риск-анализ в сфере лесопромышленного комплекса Архангельской области. В нашем распоряжении огромные информационные массивы, включая разработанные службой и другими ведомствами программные комплексы, позволяющие отслеживать всю цепочку продукта – от производителя до конечного потребителя. Новые методы работы и современные технологии позволяют выявлять и своевременно реагировать на нарушения налогового законодательства.

– В чём заключается основная претензия налоговых органов к субъектам ЛПК?

– Характерным нарушением налогового законодательства для налогоплательщиков, занимающихся лесозаготовками и переработкой лесопродукции, является использование фирм-«однодневок» или «мнимых» юридических и физических лиц для включения в оборот, в том числе и нелегальной, древесины, полученной незаконным способом, например, за счёт незаконной рубки. Как правило, данные посредники применяют общий режим налогообложения, то есть, работают с НДС, не несут самостоятельно финансовых и иных рисков, имеют минимальную налоговую нагрузку.

Такая форма ведения бизнеса приводит к выводу денежных средств из‑под налогообложения, фактически сформирован теневой сектор экономики по обороту древесины. При этом поставка лесозаготовителями как легально, так и нелегально заготовленной древесины осуществляется непосредственно на склады лесоперерабатывающих предприятий.

Как следствие, субъекты предпринимательской деятельности в сфере переработки лесопродукции завышают затраты по закупке древесины и незаконно обращаются за возмещением НДС из бюджета по продукции, легальность приобретения которой не подтверждается документами либо оформлена сфальсифицированными документами, а лесозаготовители не отражают либо занижают свои доходы от реализации, в том числе и легально заготовленной лесопродукции.

Всё это усугубляет тяжёлое состояние лесного комплекса, провоцирует незаконные вырубки лесных массивов и приводит к медленному лесовосстановлению.

– Получается, лесная отрасль является одной из наиболее криминогенных с точки зрения соблюдения налогового законодательства?

– В 2016 и 2017 годах налоговыми органами Архангельской области проведён ряд значимых выездных налоговых проверок участников цепочек поставки леса, начиная с оптовиков и заканчивая лесозаготовителями. Доказано использование незаконных схем уклонения от уплаты налогов организациями из Няндомского, Верхнетоемского, Шенкурского районов Архангельской области.

К примеру, выездной налоговой проверкой установлено занижение налоговой базы ООО «Шестиозерье-Лес» в связи с использованием цепочки реализации лесопродукции подконтрольных организаций, на уровне которых происходило наращивание цены. Сумма дополнительно начисленных налогов в бюджет составила более пяти миллионов рублей, которые уплачены обществом в полном объёме.

Однако учитывая масштабы нарушений, говорить о больших успехах пока не приходится. Проблема кроется в принципах организации лесной отрасли и требует комплексного решения.

– Какие именно рецепты по обелению лесного бизнеса содержит отраслевая программа ФНС России? На ваш взгляд, насколько они будут эффективны в условиях сложившейся ситуации?

– В рамках масштабного проекта планируется использовать подходы и методики, которые успешно применяются ФНС России при реализации аналогичной отраслевой программы по обелению зернового рынка.

Налоговая служба считает, что оборот лесопродукции можно сделать прозрачным и минимизировать риск бюджетных потерь. Один из рецептов – подписание соглашения между компаниями отрасли, которые в добровольном порядке возьмут на себя обязательства по устранению нарушений путём организации прямой поставки леса от заготовителя до переработчика. И здесь определяющую роль должен сыграть крупный бизнес – группы компаний «Титан», «Илим», «Сегежа», «Поморская Лесопильная Компания», «УЛК». Это позволит обелить отрасль, обеспечить увеличение поступления налогов в консолидированный бюджет.

К счастью, мы находим понимание важности решения этой проблемы со стороны губернатора Архангельской области Игоря Орлова, соответствующих структур и министерств. Поэтому рассчитываем, что совместными усилиями нам удастся навести порядок в лесопромышленном комплексе региона.

для справки

По состоянию на 1 октября 2017 года налоговыми органами Архангельской области и Ненецкого автономного округа проведено 54 выездные налоговые проверки, из них 11 – в отношении организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность в лесной отрасли. Сумма доначислений по этой категории налогоплательщиков составила порядка 300 миллионов рублей.

21 ноября сотрудники налоговых органов отмечают свой профессиональный праздник. «День работника налоговых органов Российской Федерации» был установлен в соответствии с указом Президента России Владимира Путина № 1868 от 11 ноября 2000 года.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовал Василий НАБИТОВИЧ. Фото предоставлено пресс‑службой УФНС по Архангельской области и НАО