Рыбаки, ведущие промысел в Северном бассейне, столкнулись с проблемой смены экипажа

28 марта 12:09 Море
Фото из судового архива траулера «Архангельск»
Фото из судового архива траулера «Архангельск»

С 16 марта Норвегия (пока на месяц) ограничила въезд в страну иностранцев как через аэропорты и морские порты, так и через сухопутную границу.

Ужесточение пограничного контроля соседи объясняют мерами по снижению распространения коронавируса. Но надо заметить, что судам под флагом другого государства не запрещено заходить в норвежские порты, производить погрузку и выгрузку, получать снабжение и продукты.

Однако, для нескольких российских рыбопромышленных компаний это ограничение стало серьезной проблемой при смене судовых экипажей. В ближайшие дни большинство рыбацких судов должны бы завершить рейсы, которые начинались в январе по квоте 2020 года и длились три – три с половиной месяца. Отработанная годами схема, когда новый экипаж приезжал из Мурманска в один из портов Норвегии на автобусе, а старый этим же транспортом отправлялся домой, дала сбой. Кажется, что проблема легко решается, если заканчивающий промысел траулер зайдет в порт России, в тот же Мурманск. Однако, судовладельцы очень неохотно направляют свой флот домой: о жестких требованиях портовых властей к старым изношенным отечественным судам моряки слагают легенды. 

Есть еще одна категория нашего флота. В Северной Атлантике ведут промысел около 80 судов, которые в рыбацкой среде довольно точно называют «незаходные иномарки». В больших количествах они стали появляться еще в начале 2000-х. Промысловики, убеждаясь, что о строительстве траулеров на отечественных верфях не приходилось даже мечтать, что их ремонт на российских судоверфях становился все длительнее и дороже, обратились к зарубежным коллегам. И очень скоро на иностранных траулерах, оказавшихся по разным причинам без работы, появлялся российский экипаж, поднимался российский флаг, начинался промысел рыбы по российской квоте.

Требование к «иномаркам» об оплате таможенной пошлины, которая оценивалась как треть от продажной стоимости, их хозяева обошли легко: капитану судна запретили заходить в территориальные воды России. Что удивительно, уже двадцать лет «незаходные» вполне успешно работают: все, что необходимо, они получают в Норвегии, совсем не напрасно ближний к нам зарубежный город Киркенес называют русской базой рыбаков. И вдруг… тупик! Без своевременной замены команды на судне появляется реальная угроза, если не полной остановки в промысле, то существенного снижения эффективности в работе.

Выход из ситуации в Ассоциации рыбопромышленников видят во временном разрешении судам, не прошедших таможенную процедуру, заходить в порт без уплаты ввозных пошлин. Письмо с таким предложением было направлено в правительство России неделю назад. Эксперты утверждают, если карантинные меры продлятся до мая, это может привести к недолову только главных объектов промысла на общую сумму около 52 миллиардов рублей. Вынужденный перерыв в промысле может привести к тому, что рыбаки не успеют освоить квоту полностью, то есть, потребитель не получит 200-250 тысяч тонн рыбопродукции.

Ответа из Москвы пока нет, возможно, вообще не будет. Тем временем, «незаходные иномарки», среди которых есть суда Архангельского тралового флота и Архангельского рыбакколхозсоюза, продолжают ловить рыбу.

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

Экономика

4 июня

Предп­ри­ни­ма­те­лям Архан­гель­ской области рас­ска­жут о кре­ди­тах под два процента

2 июня

Архан­гель­ская область потра­тит 2,7 мил­ли­ар­да руб­лей на тре­тий этап про­граммы по пере­селе­нию

2 июня

Что влияет на став­ку по ипотеке?

1 июня

Рабо­та­ющим граж­да­нам Архан­гель­ской области 65 лет стар­ше дис­танци­он­но офор­мят боль­нич­ные

1 июня

Выплату на детей от 3 до 16 лет полу­чат 89,5 тысяч семей Архан­гель­ской области

31 мая

Инсине­ра­то­ры и полиго­ны или раз­дель­ный сбор и экология?

29 мая

Глав­ное дела­ют не меха­низ­мы, а люди

29 мая

Стои­мость ОСАГО в Архан­гель­ской области сни­зилась на 7%

28 мая

Алек­сандр Цыбуль­ский посе­тил Архан­гель­ский ЦБК

28 мая

Из-за последст­вий коро­нави­руса 130 предп­ри­ни­ма­те­лей Архан­гель­ской области закрыли бизнес

27 мая

В Архан­гель­ской области при­няли закон, приз­ванный помочь в борь­бе с «нали­вай­ками»

27 мая

Плат­форма «При­раз­лом­ная» отгру­зила на тан­кер двух­со­тую пар­тию нефти

27 мая

Рас­ходы бюд­жета Архан­гель­ской области вырас­тут на 1,1 мил­ли­ар­да рублей

27 мая

«Прав­да Севе­ра» разъяс­ня­ет, как получить новые выплаты для под­дер­жки семьи

Похожие материалы

27 мая Экономика

Плат­форма «При­раз­лом­ная» отгру­зила на тан­кер двух­со­тую пар­тию нефти

21 мая Экономика

В порт Архан­гельск при­вез­ли 170 тонн рыбы

19 мая Экономика

Эко­но­ми­ку Север­ного морс­ко­го пути под­ни­мут меж­реги­ональ­ным проектом

15 мая Экономика

Тех­нич­ес­кий флот Архан­гель­ска начал дноуг­луби­тель­ные работы

13 мая Экономика

Атом­ная под­лод­ка «Князь Вла­ди­мир» вышла в море на финаль­ные испытания

13 мая Экономика

Пер­вый рейс теп­лохо­да «Мыс жела­ния» начал­ся с посад­ки на мель

26 апреля Экономика

Суд­но, на кото­рое напа­ли сома­лий­ские пира­ты, будет рабо­тать в Архан­гель­ске

21 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт гото­вит­ся к ледоходу

19 апреля Экономика

В Архан­гельск сегод­ня ночью при­хо­дит пер­вое в нынеш­нем году рыбо­лов­ное судно

17 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт: под­став­ляя плечо судам Севера

16 апреля Экономика

«Сев­маш» в апреле зало­жит две мно­го­це­ле­вые под­лод­ки про­ек­та 855М

13 апреля Экономика

Теп­ло­ход «Вик­тор Буй­ниц­кий» нач­нут ремон­тиро­вать после дли­тель­ного отстоя и смены владельца

10 апреля Экономика

Ледо­колы завер­ша­ют зим­нюю кампанию