«Их здесь ждут»

30 января 9:40
Встреча в Вилегодском районе, посвящённая развитию туризма
Встреча в Вилегодском районе, посвящённая развитию туризма

В 2018 году каждый район в Архангельской области обзавёлся своим инвестиционным профилем – набором документов, которые подробно рассказывают о том, почему потенциальному инвестору стоит вложиться в то или иное муниципальное образование

Инвестиционный куратор Корпорации развития Архангельской области Лариса Селезенева рассказала, зачем нужны эти профили, как они составлялись и о том, какие сильные стороны и проблемы удалось выявить в районах «южного куста», за которые она отвечает: в Котласском, Верхнетоемском, Красноборском, Ленском и Вилегодском.

Лариса Селезнева– Перед нами стояла сложная задача – подготовить инвестпрофили для совершенно разных территорий. И нужны они были в первую очередь не муниципалитетам и не Корпорации развития Архангельской области, а инвесторам, чтобы они смогли увидеть то, что их сможет привлечь в том или ином районе. Работы было много, и она была достаточно трудная, – отметила Лариса Селезенева.

Сперва нужно было разобраться, что же всё‑таки нужно инвесторам, что их может заинтересовать, чтобы они пришли в Архангельскую область, нашли нишу для бизнеса и вкладывали деньги. Специалисты исходили из того, что больше всего внимания привлекают развивающиеся территории, в которых есть перспективные ниши, возможности для ведения успешного бизнеса и получения прибыли, и, конечно, меры поддержки.

— Всё это, чтобы донести простую мысль – их в этом муниципалитете ждут, – уточнила куратор.

Эти профили, кстати, оказались интересны и для действующих предпринимателей – тем, что благодаря им можно увидеть возможности для расширения своего дела, проанализировать конкурентов, статистику и перспективы развития в районе.

В качестве примера специалист региональной Корпорации развития привела Вилегодский район, власти которого в последнее время стали делать упор на развитие туристического направления. Благодаря инвестпрофилю местные бизнесмены узнали о том, что поток туристов на эту территорию можно увеличивать не только своими силами, но и при помощи местной администрации. А это значит, что они готовы вкладываться в инфраструктуру, гостиницы и в оказание услуг населению.

Информацию для профилей брали в основном из открытых источников. Но сперва её нужно было отфильтровать и выбрать главное – то, что привлечёт инвесторов. Для этого использовались сайты муниципальных образований, печатные материалы из местных газет, информация с официальных сайтов со статистикой и инвестиционные паспорта муниципальных образований.

— Все семь муниципальных образований, которые я курирую, работали с нами в тесном взаимодействии. Помогали и управления экономики, и руководители экономических отделов, которые в процессе заинтересовались этим делом и с нетерпением ждали результатов. А они получились вполне положительные, – сказала Лариса Селезенева.

Структура инвестиционных профилей

Когда информацию отфильтровали, её нужно было как‑то структурировать, при этом не перегружая профили большими объёмами данных. По сути, отбирать самое нужное пришлось ещё раз – когда черновые варианты показали местным предпринимателям, они высказали своё мнение о том, какая информация для них полезна и без какой можно обойтись. Так профили приобрели окончательный вид.

Каждый инвестиционный профиль сначала представляет общие данные о муниципальном образовании: его географию, демографию, среднемесячную заработную плату, состояние транспортных сетей и логистики.

— Конечно, возможности у всех муниципалитетов разные – особенно у тех, где плохая транспортная доступность. Например, если в Красноборском районе нет железной дороги, то и строительство кирпичного завода там совершенно бесперспективно, а Котлас – это транспортный узел юга области, здесь очень активно развивается не только торговля, но и производство, и он гораздо больше подходит для открытия такого предприятия, – пояснила специалист КРАО.

Вторым пунктом идёт инфраструктура – информация об электроснабжении, теплоснабжении и газификации. Здесь можно узнать об имеющихся в МО ресурсах: лесах, свободных землях и полезных ископаемых. Кроме того, представлена классификация. Например, есть ли в МО земли сельхозназначения или подходящие для промышленности.

— На этом этапе мы увидели интересную тенденцию – если чётко прописать инфраструктуру и все имеющиеся на территории ресурсы, можно увидеть все ниши и возможности для развития. В Котласском районе, например, много свободных земель сельскохозяйственного назначения – около 105 гектар. Но когда инвесторы запрашивают информацию о размещении своих производств, то, к сожалению, для этого района это не подходит – им нужны земли под промышленность. То есть, чтобы помочь инвесторам, нужно вносить изменения в градостроительные планы района, – подметила куратор.

Третий элемент профилей – краткая характеристика социальной сферы. Эта часть тоже важна для потенциальных инвесторов, чтобы оценить возможности для развития социального предпринимательства. Следующим пунктом идёт характеристика бизнеса на территории: сколько действует индивидуальных предпринимателей, количество зарегистрированных юридических лиц и информация по направлениям бизнеса. Таким образом, можно увидеть, какие в каждом муниципалитете есть крупные предприятия и в каких сферах они работают: в лесозаготовке, транспортной сфере, пищевой промышленности, торговле, строительстве и так далее.

— В том же Котласском районе в 2017 году ведущим предприятием сельского хозяйства являлось федеральное государственное унитарное предприятие «Котласское». Но вместе с тем, было зарегистрировано 36 крестьянско-фермерских хозяйств. Это достаточно много для одного района – все они смогли выжить, накопить опыт и сотрудничали с муниципалитетом, который предоставлял им субсидии на развитие КФХ, – привела пример Лариса Селезенева.

Очень важный пункт в каждом профиле – конкурентные преимущества, которые у каждого района и МО совершенно разные. Их специалисты определяли вместе с муниципалитетами. В качестве примера снова можно назвать Котлас, у которого есть явное и серьёзное преимущество – транспортная доступность.

Одной из самых сложных задач при составлении профилей стала оценка местного рынка. На основании этих данных специалисты сформировали направления для возможных инвестиций. В Коряжме после такого исследования стало понятно, что в городе нужно развивать социальную сферу, и время это подтвердило – там становится всё больше и больше социальных предпринимателей.

После того как определились с направлениями инвестиций, логично было перейти к инвестиционным площадкам – то есть к конкретным объектам, помещениям и земельным участкам, в которые муниципалитеты предлагают вложиться.

— Мы составили описание этих площадок: в чьей собственности они сейчас находятся, есть ли коммуникации или возможность их подключить и так далее. Здесь нашлись и проблемные точки. Например, один муниципалитет собирался развивать оздоровительное направление, при этом забывая о площадках, на которых могли бы появиться спортивные объекты. То есть не было ни одного земельного участка для этих целей. Пришлось поработать над этой «болевой точкой» – беседовать с властями, объяснять, что эту нишу нужно открывать. Иначе как предприниматель придёт к ним с проектом верёвочного парка, инвестициями в десять миллионов рублей, если муниципалитет не готов предоставить ему площадку. А так получится, что так мы инвесторов никогда и не найдём, – пояснила специалист КРАО.

На этом этапе потенциальные инвесторы уже могут просчитать бизнес-план и возможную прибыль. А именно эту цель и преследовали те, кто занимался составлением профилей – успешный бизнес будет развивать территорию, а бюджет муниципалитета – пополняться налогами с предприятий.

Когда инвестор задумывается о вложении средств в ту или иную территорию, он всегда смотрит на меры поддержки, которые ему могут предложить. Это важный пункт каждого профиля, и в него входят как льготы, так и возможности получения субсидий, грантов и других мер от региональных и федеральных институтов развития.

По словам Ларисы Селезеневой, нельзя было забывать и об имидже территории – это тоже важная часть профиля. Ведь инвестору нужно предоставить не только официальные данные и статистику, но и рассказать о том, чем тот или иной район известен, о его узнаваемости.

— Нужно не забывать и о местных брендах, например, фестивале Козьмы Пруткова, Прокопьевской ярмарке. Это богатый историко-культурный потенциал и серьёзное конкурентное преимущество. Развивая эти бренды, мы будем улучшать привлекательность этих территорий для вхождения крупных инвесторов в такие малые города как Котлас и Сольвычегодск. Эту информацию мы тоже поместили в профили. Кроме того, там есть и истории успеха – когда местные предприниматели вкладывают деньги и реализуют тот или иной проект, и достигают хороших результатов, – сказала она.

Здесь Котласский район снова приводят в пример: люди туда едут отдыхать, потому что там уже имеется сеть гостиниц и баз отдыха, а ещё есть горнолыжный курорт «Петровский» и много гостевых домов. Но местные предприниматели на этом не останавливаются – в маленькой деревне Куимиха, где нет даже тысячи человек населения, недавно открылся фитнес-клуб «Пластилин» – с бассейном, сауной, солярием и тренажёрным залом. Теперь это серьёзный конкурент городским объектам Котласа, и он хорошо занял свою нишу – деревня развивается благодаря этому проекту.

В конце каждого профиля говорится об «одном окне» для инвестора – канале коммуникации. Раньше инвесторы, чтобы узнать о районе и пообщаться с его главой, звонили в приёмную администрации и не всегда получали то, что хотели. Теперь ситуация изменилась.

— Раньше получалось, что на одном конце провода человек, готовый вложить деньги в развитие района, а на другом – девушка, которая начинает по телефону искать тех, кто ему может помочь. Ни к чему хорошему это не приводило. Зачастую инвесторы больше не хотели связываться с этим районом и ехать туда. Теперь в каждом МО определён человек, который отвечает за инвестиционную политику, в профиле указан его телефон и мой – инвестиционного куратора. Практически в круглосуточном режиме инвесторы могут с нами связаться, задать интересующие их вопросы и получить ответы, – заключила куратор.

С инвестиционными профилями всех районов можно ознакомиться на сайте Корпорации развития Архангельской области в разделе «Инвестору».

Константин ЖУРАВЛЁВ

Экономика

18 февраля

Один мил­ли­ард руб­лей полу­чит Устьянс­кий район на раз­ви­тие туризма

18 февраля

Послед­ний рос­сийс­кий воен­ный пуск с Бай­кону­ра прой­дет в 2019 году, после – толь­ко из Плесецка

18 февраля

Тан­кер «Вар­зуга» уже месяц стоит на рейде у остро­ва Крас­ноф­лот­ский

14 февраля

«Стра­на кОз» и дру­гие воз­мож­нос­ти север­ной глубинки

12 февраля

Фер­меры Архан­гель­ской области полу­чат из феде­раль­ного бюд­жета допол­нитель­но 21 мил­ли­он рублей

10 февраля

С 15 фев­раля капи­таны судов, рабо­та­ющих на Белом море, будут пользо­вать­ся помощью ледоколов

6 февраля

В Архан­гель­ской области обнару­жены запасы золота

6 февраля

С кос­модро­ма «Пле­сецк» запуще­на раке­та «Ярс»

3 февраля

Тан­кер «Индига» сме­нил про­пис­ку и стал архан­гело­гор­од­цем

31 января

Архан­гель­ский фер­мер: «Ког­да чело­век ест то, что ты сам сде­лал, это непе­реда­ва­емые эмоции»

30 января

Вла­ди­мир Буто­рин: «Мы стро­им доро­гу к лес­фонду Лешу­конс­ко­го района»

30 января

В Архан­гель­ске прой­дёт третья HR-кофе­рен­ция

30 января

«Их здесь ждут»

29 января

Пред­при­ятия Архан­гель­ска приг­лаша­ют на круп­ней­шую в Рос­сии выставку ото­питель­ного обо­ру­до­ва­ния

28 января

Инвесто­рам пред­лага­ют вло­житься в стро­итель­ство завода опа­луб­ки в Севе­род­винске