24.02.2017 13:06

«Заставить водителя поехать на маршрут может только рубль»

Валерией Десятовский, директор такси "Снежок"

В Архангельске на рынке такси сложилась парадоксальная ситуация – компаний, занимающихся пассажирскими перевозками много, а вызвать машину, когда она необходима, всё чаще бывает невозможно. Почему так происходит? Свой взгляд по этому поводу высказали директор первого архангельского такси, водитель, который работает официально, и нелегал. Также свою точку зрения озвучило областное министерство транспорта.

Трудно представить, но в 90‑х годах в Архангельске не было своего фирменного такси. Первое современное такси в областном центре появилось в апреле 1998 года под названием «Снежок».

Сегодня мы говорим с его директором Валерием Десятовским об особенностях архангельского рынка перевозок такси.

– Валерий Владимирович, сейчас в Архангельске много компаний такси, но когда нужна машина, чаще всего её не вызвать. Почему так получается? Как же конкуренция?

– О конкуренции можно говорить, когда она добросовестная. А сейчас на рынок выходят федеральные интернет-агрегаторы, которые выставляют демпинговые цены. В Архангельске, например, есть компания, которая предлагает поездку по городу за 60 рублей. Мы таких цен предложить не можем – они ниже себестоимости. А заставить водителя поехать на сложный маршрут, где придётся стоять в пробке, можно только с помощью рубля.

– Что собой представляют интернет-агрегаторы, и за счёт чего они позволяют себе такие низкие цены за услуги такси?

– Интернет-агрегаторы не имеют своих парков машин. Они сами говорят, что предоставляют информацию, то есть помогают водителям найти клиентов. Обычно операторы сидят в каком‑то далёком городе и принимают заявки со всех регионов, где эта фирма работает. Когда она заходит на рынок, демпингует, чтобы его завоевать, покрывая расходы за счёт денег, полученных в других регионах, где компания уже чувствует себя уверенно и цены держит рыночные. А потом постепенно повышает цены и на новом месте.

– Почему водители к ним идут, если цена на поездку такая низкая? Им какая выгода?

– Дело в том, что мы очень серьёзно подходим к набору водителей в наше такси. Непременное требование, чтобы водительский стаж был не менее трёх лет, как полагается по закону. И у него должен быть весь пакет документов, в том числе подтверждающих техническое состояние автомобиля. У интернет-агрегаторов таких требований нет. Туда идут и водители без стажа, и те, кого по каким‑то причинам не взяли в местные такси. Состояние машины и самочувствие водителя никто и никогда не проверяет. Поэтому безопасность пассажира, конечно, страдает, но за поездку он платит более низкую цену.

– Если это так, почему к подобным агрегаторам не применяются какие‑то санкции?

– Почему не применяются? Вот свежая информация из Вологды. Там областной суд оставил в силе решение Вологодского городского суда по иску прокурора Вологды о запрете деятельности ООО «Максим-Вологда». Именно прокуратура утверждает, что эта компания не является таксомоторным предприятием, а передаёт заказы исполнителям. И как раз прокурорская проверка выявила нарушения в работе этой компании – не проводился предрейсовый контроль технического состояния автомобиля, водители не были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и не проходили медосмотры. Суд признал деятельность компании незаконной и создающей опасность жизни и здоровью граждан.

– Только в Вологде так строго подошли к этому сервису?

– Известно, что суд запретил работу этой информационной компании в Благовещенске, Карачаево-Черкесии, Татарстане и Иркутске, ведутся расследования её работы в Рязанской области и Алтайском крае. На Международном Евразийском форуме «ТАКСИ», который прошёл в прошлом году в Москве, и в котором мы тоже участвовали, много говорили про интернет-агрегаторов – по сути, они работают нелегально и незаконно, прикрываясь тем, что предоставляют услуги водителю. И во многих городах в результате распадаются службы такси, которые соблюдали все правила.

– Какие основные правила существуют для работников классических такси?

– Безопасность пассажира – прежде всего. Но в это понятие входит также и конфиденциальность. Наши операторы никогда не будут спрашивать точного адреса, куда едет клиент. Его он называет только водителю. У агрегаторов записаны все точные адреса поездок клиентов. Но где гарантия, что этой базой никто не воспользуется? Так случилось во Франции, когда из‑за сбоя в программе жена смогла отследить поездки мужа, сделала соответствующие выводы и подала на развод. Кстати, этот клиент такси подал иск в суд на сервис Uber, который и предоставлял информационную услугу.

Понимаете, мы за конкуренцию, но честную. Наша компания, как и другие архангельские таксопарки, соблюдает законы, платит налоги в регионе, а агрегаторы приходят, разрушают рынок и уходят. Это не конкуренция. Мы стали заложниками ситуации. Мы расценки не поднимали уже пять лет, за это время всё серьёзно подорожало – бензин, запчасти, машины. Водителям становится невыгодно работать в такси. На определённых маршрутах – точно.

– Но может, повысить всё же цены, скажем, по договорённости? Например, если водитель поедет на Галушина за 150 рублей, пусть лучше будет так, чем ждать и не дождаться машину вообще. Или цены вы обязаны с кем‑то согласовывать?

– Мы не обязаны ни с кем их согласовывать, но есть много моментов. Бывают случаи, когда мы поднимаем цены, например, на Новый год или в часы пик. Но у нас есть постоянные клиенты, если тарифы поднять на все поездки, они могут уйти.

– Кого вы считаете постоянными клиентами?

– Это пассажиры, которые совершают 10–15 поездок в месяц. Но есть и такие, которые ездят на такси на работу и с работы каждый день. А в течение дня – по делам.

– Их так много?

– Десятки тысяч. И если для тех пассажиров, которые ездят на такси время от времени, тарифные скачки, как вы говорите, по договорённости будут не столь заметными, то постоянные клиенты их ощутят сразу.

– Возможно, как‑то проблему решили бы счётчики?

– Платить по счётчику, прежде всего, невыгодно клиенту. Если он попадёт в пробку, у него может и денег наличных не хватить. Всё же правильно, когда пассажир знает наперёд, сколько стоит поездка, и может планировать свой бюджет.

– Некоторые экономисты предсказывают, что федеральные агрегаторы «съедят» местные такси, в лучшем случае останется пара-тройка самых устойчивых. И вот тогда цены непременно взлетят.

– И всё же я полагаю, что столь печальный исход вряд ли случится. Не забывайте, что есть такое понятие как привычка. Люди привыкают, например, к своему такси, которое они знают давно, и поэтому доверяют. Даже уйдя на время к другому перевозчику, потом возвращаются, ценя надёжность и безопасность. А если это наша сильная сторона, значит, мы должны её и предъявить на рынке перевозок такси. Будем надеяться, что на нём всё же останутся законопослушные и добросовестные компании-налогоплательщики.

«При определённом контроле услуга будет оказываться должным образом»

Мы направили запрос в министерство транспорта Архангельской области, в котором попросили оценить ситуацию на рынке такси в Архангельске, а также рассказать, каким образом министерство осуществляет контроль за работой перевозчиков. Из министерства пришёл ответ, подписанный заместителем министра Олегом Мишуковым.

«Министерством на регулярной основе организуются совместные рейдовые мероприятия с территориальными подразделениями Управления ГИБДД УМВД России по Архангельской области. Проверочные мероприятия направлены на выявление лиц, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа легковым такси в нарушение требований законодательства.

В результате проверок в отношении водителей и юридических лиц в основном составляются административные материалы за управление транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, без цветографической схемы и опознавательного фонаря такси на крыше транспортного средства, а также без путёвого листа с отметкой о прохождении предрейсового медицинского и технического контроля транспортного средства перед выездом на линию. Ответственность за данные правонарушения предусмотрены статьями 11.14.1 и 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкции данных статей предусматривают штраф в отношении водителя в размере 3000 рублей.

В случае неоказания услуги или оказания услуги такси ненадлежащего качества гражданин вправе обратиться с претензией к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также жалобой в министерство, Роспотребнадзор, органы внутренних дел, Управление федеральной антимонопольной службы по Архангельской области.

Министерство положительно относится как к появлению на рынке перевозок легковым такси новых фирм, так и к зарекомендовавшим себя, давно работающим на этом рынке архангельским фирмам такси. Считаем, что при определённом контроле и конкуренции в Архангельской области услуга по перевозке легковым такси будет оказываться должным образом и в соответствии с федеральным законом от 21.04.2011 № 69‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», с требованиями законодательства», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Виктор
занимается незаконной перевозкой пассажиров:

– Начнем с того – почему я стал нелегалом? Потому, что я хочу зарабатывать деньги, а не стенать, что в такси сейчас ничего не заработаешь. У меня есть экономическое образование, которое мне в жизни, так получилось, не особо пригодилось. Но как экономист я знаю, что рынок обмануть нельзя. Сейчас люди радуются – столько такси в городе – вот она, конкуренция, поэтому цены такие низкие. Но вопрос – сможете ли вы при обилии такси вызвать машину, когда она вам нужна, например, на Галушина, Варавино или в Соломбалу? Чаще всего, нет. Тогда топайте на остановку, садитесь в переполошенный автобус и радуйтесь, что в городе такие дешевые такси!

Я работал, вернее, время от времени подрабатывал в разных городских такси. И было время, когда это давало адекватный заработок. А каждый товар и каждая услуга имеют свою цену. Так вот я работал легально, пока оплата моих услуг соответствовала затратам плюс заработок. Потом рынок подвергся демпинговой атаке. Я решил, что не хочу играть в эти игры по переделу рынка пассажирских перевозок. Пока его делят, я буду зарабатывать.

Но почему я все же стал востребованным на этом рынке? Дело в том, что у меня образовалось несколько постоянных клиентов, с которыми я познакомился, когда еще работал в такси, не скрою, какие‑то адреса подкидывает знакомый диспетчер. И мне работать выгодно – ведь я ни с кем не делюсь, ну, почти ни с кем. А моя основная работа позволяет подстроиться под такой график.

Я человек довольно совестливый, признаться, слегка испытываю чувство неловкости перед знакомыми ребятами, которые работают официально. Да и налоги платить – правильно. Но если бы власти не только гоняли нелегалов, а занялись глубоким анализом рынка пассажирских перевозок и разобрались, где он искривился и что надо сделать, чтобы он выровнялся, результат был бы другим. Не скажу, что нелегалов не было бы вообще, но такие, как я, пошли бы работать официально – не надо каждый раз дергаться. А в бюджет – прибыль.

Александр
в такси оформлен официально:

– Раньше все таксисты работали только по рации. Её они покупали сами, стоила она тогда тысяч восемь. То есть сначала нужно было вложиться в рацию. Сейчас пришёл в любую контору, тебе программу на телефон скачали, пароль дали, и всё – работаешь. И очень много в такси устроилось людей, которые просто подрабатывают «по пути».

А настоящих таксистов сейчас практически не осталось. Потому что стало невыгодно работать. Цены на бензин растут, тарифы с 2011 года не то что не поднимались – они упали.

Если мы посмотрим стоимость километра пробега машины, то, к примеру, на моей – это 11 рублей с копейками. В такси стоимость километра – 13 рублей. То есть я работаю за два рубля. Какие налоги можно с этого платить?!

А ведь есть ещё другие расходы. Вот, к примеру, один мой рабочий день в такси. Выехал на работу, заправил бак на 500 рублей и начал брать заказы. Заработал 1000 рублей. Бензин у меня кончился, надо снова заправить тоже на 500 рублей. 100 рублей я отдаю диспетчеру, то есть у меня теперь 400 рублей. Пока я работал, где‑то зашёл кофе попить, и в итоге у меня осталось 300 рублей.

Из этих 300 рублей мне надо не только поесть купить, надо ведь и на технический осмотр отложить, и на колёса, и на всё, что имеет расход. И ещё как‑то на машину откладывать, потому что эта, в конце концов, придёт в негодность. А что с этих денег отложишь?

И что меня поражает – вот ловят нелегальных таксистов. Штрафуют на 6000 рублей. Это проще всего – накинуться на простых водителей, которые, может, и законов‑то толком не знают. А почему бы сразу не прийти в диспетчерскую службу и не спросить, а почему вы выдали заказ человеку без лицензии? Администрация этот вопрос могла бы решить мгновенно. Месяц дать диспетчерской службе на то, чтобы у них все были с лицензиями. Естественно, им придётся поднять тарифы. Но и желающих работать сразу станет больше.

Отсюда и проблемы с вызовом машин в часы пик. Потому что те, кто работает нелегально, захотели – вышли, захотели – нет. Вот они смотрят – ага, пробки. Мне невыгодно, я не поеду. И получается, что в обычное время таксисты стоят, потому что заказов нет. А когда заказы есть, люди не могут уехать, а таксисты за эти тарифы не едут. А вот когда люди легально работают, их можно организовать. Можно распределить, кто в какое время и в каком районе выходит работать. Потому что должна быть какая‑то дисциплина.

А если начнут работать бригады и ловить по всему городу нелегальных таксистов, то ловить придётся всех подряд. И тогда водители просто побоятся выезжать на линию и пассажиры вообще останутся без такси.

Я хотел создать профсоюзную организацию, которая бы какой‑то компромисс нашла между диспетчерскими службами, водителями и пассажирами, чтобы с тарифами как‑то всё это организовать. Но надо, чтобы там было большое членство, чтобы люди вступали.

Это нереально сделать без диспетчерских служб. Я обежал их все, но им это неинтересно. Они получают свой процент, и их всё устраивает. Их не интересует, выгодно ли водителям – есть люди, работают, и ладно. Чем дешевле тариф, тем больше перевозок, тем диспетчерская служба больше получит. Подаются всё новые объявления, что требуются водители, хоть их и сейчас хватает, но им надо как можно больше водителей. Заработает он что‑нибудь или нет, им неинтересно.

Вот почему бы вот этой транспортной инспекции, которая сейчас штрафует водителей, как‑то не подействовать на диспетчерские службы? А то у меня складывается впечатление, что нет цели бороться с нелегальными такси, есть цель только получать штрафы. Но, понимаете, если бы все легализовались, доходы в бюджет были бы больше, чем с этих штрафов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Ирина СОСНОВСКАЯ. Фото Артема Келарева.