17.11.2019 13:32

Почему Новодвинск стал колыбелью поморской варежки

Евгения Михалёва и Вероника Шехонина, консультант отдела правительства Архангельской области на межнациональном форуме в Ханты-Мансийске

О том, как неисповедимы бывают пути брендов

Казалось бы – где Новодвинск, а где такой традиционный для Севера промысел, как вязание варежек? Понятное дело, если бы речь шла о Лешуконье, Мезени, Пинеге… Но именно в Новодвинске 14 ноября откроется музей поморской варежки! Также там пройдёт и межрегиональный форум «Сохраним традиции Поморья».

О музее поморской варежки разговор зашёл на Всероссийском форуме национального единства в Ханты-Мансийске. Оказывается, идею создания в Новодвинске столь необычного, с моей точки зрения, музея поддержала сама Евгения Михалёва – директор Ресурсного центра в сфере национальных отношений, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, член комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям. Она также известный специалист в сфере брендирования.

Так вот, Евгения Абрамовна не поняла моего скепсиса и сказала, что она сразу почувствовала – Новодвинск станет брендом поморской варежки и займёт эту нишу. И добавила: «Я умею предвидеть успех». Тогда я попросила её поговорить на эту тему шире – в том числе о страхах и скепсисе в начале дела, которые ему так мешают.

– Евгения Абрамовна, ведь, правда, есть масса идей, которые никогда не будут реализованы из‑за различных страхов, опасений и даже предрассудков…

– Так часто бывает – у вас появилась идея, но вам кажется, что её уже кто‑то воплотил в жизнь, что сложно к ней подступиться, а тем более, довести до конца…

– Что же делать?

– Если вы не можете поверить в свои силы, ищите человека, который вам даст «волшебный пинок». Другими словами, человека, который бы вас мотивировал. Ищите людей, которые могут стать вашими советчиками, а лучше — партнёрами. Это люди с лёгкой сумасшедшинкой, для которых вера в успех является определяющей.

– Видимо, в таких случаях есть три пути – либо человек сам преодолевает страх, либо встречает «волшебный пинок» или же, как чаше – увы – бывает, остаётся со своими страхами, пока идея не «скиснет»…

– Стив Джобс говорил, что когда человек просыпается утром, он видит кладбище нереализованных проектов. Поэтому, открывая глаза, надо говорить себе: «Мне страшно, но я попробую!» Надо повышать свою самооценку, а это возможно только преодолевая страх.

– Ведь если ты хоронишь свою идею, ты хоронишь и часть себя – как бы высокопарно это ни звучало…

– Поэтому так важно начать. Просто начать. Иначе море не расступится.

– Очень выразительная притча, которую вы рассказали на лекции…

– Люблю эту притчу. Люди всем сердцем верят, что море расступится, но оно никак не расступается. Пока один смелый человек не сделал шаг, как бы его от этого ни отговаривали. Мир двигается благодаря смелым людям, которые делают шаг в это самое море. Иначе бы мир давно закончился. Всё интересное и крутое получается вопреки. Но для этого нужен драйв. У меня есть драйв…

– Этого достаточно для успеха?

– Я драйвер, но я нуждаюсь в команде. Но есть те, кто нуждается во мне – и здесь, на форуме я «дала пинок» новым проектам. Я видела, что люди на что‑то решились.

Мне всегда важно знать – то, что я делаю, нужно людям. Иначе я буду делать что‑то другое. Не боюсь начинать новые вещи. Хотя трудно найти более консервативного человека, чем я. Но в моей биографии четыре крупных стартапа. И я отношусь к группе людей, которые мало верили в себя в начале. Ещё и поэтому стараюсь транслировать свой опыт. Не надо бояться провалов. У меня тоже есть сорвавшиеся проекты. Но любой проект начинается с вопроса – что я хочу изменить в этом мире?

– В Архангельской области есть подобные проекты?

– Да, и их много. Есть высокого качества проектная деятельность. Есть то, что можно приводить в пример другим. Есть очень достойные люди. Почему я уцепилась за эту варежку? Это одна из немногих историй, когда люди перестают бояться и что‑то начинают делать. Помню вначале ребят из Новодвинска, которые приезжали на семинары и сидели скромно в уголке – дескать, мы тут так… А потом появилось вот это прекрасное чувство – да мы можем, у нас есть силы! И этот рост самоуважения и самооценки как раз и вылился в создание музея и зарождения бренда. Обожаю эту историю!

– То есть вы верите, что Новодвинск может стать брендом поморской варежки?

– Верю! И делаю только то, во что я верю, если перестаю верить, меняю место работы. Я барометр – просто вижу свободную нишу и чувствую успешных людей. И по моему нюху – проект новодвинской варежки можно раскрутить офигительно.

– Можно и так посмотреть на этот проект – Новодвинск относительно молодой моногород, заточенный на производство. А тут такой бренд, от которого веет теплом, который привязывает к истории. И почему в Новодвинске не могут жить и творить северные мастерицы? Хотя поначалу кажется, что в идее создать музей варежки не в старинном селе или городе, а в Новодвинске, мало логики…

– Все хорошие проекты делаются против логики. В успешной истории всегда есть элемент неожиданности и риска. Человек, который шёл в море, он ведь тоже шёл против логики. Но оно расступилось! Да, в этом бренде есть тепло, которое так нужно людям. Мне также важно, что этот проект возник в Архангельской области. По первому образованию я филолог, а в фольклорные экспедиции мы ездили в Мезень, Нижнюю и Верхнюю Золотицу. И у меня осталось от тех поездок ощущение огромного тепла. Я и сейчас люблю приезжать в Архангельск. Он у меня ассоциируется с песней Александра Городницкого «Деревянные города». Вот эта строчка: «А я иду по деревянным городам, где мостовые скрипят, как половицы» – в моём представлении она об Архангельске. Ещё и от этого у меня такое стремление поддержать новодвинский проект.

– Евгения Абрамовна, вы директор Ресурсного центра в сфере национальных отношений. Какую поддержку он может оказать в деле продвижения подобных проектов?

– Ресурсный центр – это организация, которая даёт ресурсы. Это не только деньги – это и знания, и возможности, и люди, и помещения, и контакты. Мы и сами являемся ресурсами. А ещё мы проводим семинары, привлекаем федеральных и региональных экспертов, издаём методические пособия.

Наш Ресурсный центр возник в 2015 году при Ассамблее народов России как один из видов её деятельности. Но уже в 2017 году был зарегистрирован в качестве некоммерческой организации. Совместно с Ассамблеей народов России, с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, мы разработали Всероссийскую программу по развитию этнокультурных СО НКО  «ЭтНик». Это комплексная программа, направленная на повышение привлекательности СО НКО, их авторитета, узнаваемости и уверенного позиционирования. Это позволило вывести на новый уровень брендирование в регионах, но мы хотим двигаться вперёд.

– Такие центры есть и в регионах?

– Региональные центры очень востребованы – нам нужны партнёры. Год назад в структуре региональной общественной организации «Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области» при поддержке департамента по внутренней политике и местному самоуправлению администрации губернатора Архангельской области и областного правительства был открыт такой ресурсный центр, с которым мы активно взаимодействуем. В том числе, и в теме поддержки проекта новодвинской варежки. Ведь на месте лучше видно, а партнёрам в Архангельской области мы доверяем. И вместе помогаем проектам и людям, которые их реализовывают, быть успешными…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО Фото автора