Расширенное заседание комитета по бюджету и финансовым рынкам СФ открыло дни Архангельской области в верхней палате парламента.
В заседании приняли участие представители исполнительных органов власти региона и областного Собрания депутатов.
Именно комитет по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации вырабатывает предложения по формированию концепции федерального бюджета.
Как было отмечено в ходе заседания, качество жизни людей, совершенствование социальной сферы и инфраструктуры во многом зависят от состояния бюджетов регионов и муниципалитетов. То есть полномочия и субъектов Федерации, и органов местного самоуправления должны быть подкреплены соответствующими финансовыми ресурсами.
Вместе с тем климатические особенности Севера, большие расстояния, низкая плотность населения и высокий уровень энергетических затрат существенно влияют на стоимость любой бюджетной услуги.
— При определении федеральной финансовой поддержки учитывается, что в Архангельской области в расчете на душу населения бюджетные расходы на 55 процентов превышают среднероссийский показатель, – отметил в своем выступлении председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев.
При этом подавляющее большинство обязательств как регионов, так и муниципалитетов, сформировано федеральным законодательством. Однако при расчете межбюджетных отношений специфика северных территорий учитывается далеко не полностью.
Алексей Алсуфьев привел в своем выступление ряд конкретных примеров.
Так, одним из факторов, определяющим рост расходов региональных и местных бюджетов, является низкая транспортная доступность.
Не менее значимый фактор – наличие малонаселенных сельских территорий. Этот фактор ярко проявляется при формировании бюджета в такой ключевой сфере, как образование. Треть школ в регионе являются малокомплектными, в общей сложности в них обучается 12 процентов от общего количества учеников.
Но в соответствии с федеральным законом, на содержание малокомплектных школ и организаций в сельской местности регионы обязаны устанавливать нормативы затрат, не зависящие от количества учеников.
Как результат, стоимость бюджетной услуги по малокомплектным школам в конечном итоге в четыре раза превышает средний норматив.
Нельзя не учитывать и факторы, связанные с энергетикой. В Архангельской области на значительной территории нет централизованного электроснабжения. Дорогое топливо и продолжительный отопительный период приводят к высокому уровню тарифов на коммунальные услуги.
Так, в отдалённых «децентрализованных» районах экономически обоснованная стоимость электроэнергии составляет до 30 рублей за киловатт.
— Отказаться от бюджетных трат и поднять тарифы до экономически обоснованных невозможно. Ограничения по их предельному росту установлены на федеральном уровне. Также, как и предельные отклонения совокупного платежа граждан за услуги ЖКХ, – отметил Алексей Алсуфьев. – Расходы на регулирование коммунальных тарифов ложатся на бюджет. Это прямое и социально значимое полномочие субъекта федерации.
Эксперты уверены: методика оценки потребности в бюджетных ресурсах должна быть более объективной.
По мнению представителей Архангельской области, при оценке объема так называемого «расчётного бюджета» необходимо обратить особое внимание на факторы, объективно повышающие уровень расходов северных и отдаленных территорий.
– Сейчас к арктическим регионам России обращено повышенное внимание. Их социально-экономическое развитие невозможно без учета объективных особенностей территорий, – подчеркнул Алексей Алсуфьев. – Бюджету региона приходится больше, чем в среднем по стране, тратить на поддержание инфраструктуры – социальной, транспортной, коммунальной. Эти факторы должны максимально объективно учитываться при межбюджетных отношениях.
Сенаторы предметно обсудили предложения Архангельской области, отметив при этом необходимость продолжения работы по совершенствованию межбюджетных отношений.
Наиболее значимые и важные предложения вошли в проект решения профильного комитета СФ, сообщает пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области.