Архангельский порт: подставляя плечо судам Севера

17 апреля 13:03 Из газеты Море
Фото автора
Фото автора

Маймакса, Архангельск. Именно здесь расположена береговая база Архангельского тралового флота (АТФ)

Местные говорят просто – Архангельский рыбный порт, но, скорее, по привычке. Сегодня сказать, что это рыбный порт, было бы неправильно: изменились времена. То, что происходит сейчас, называется диверсификацией бизнеса.

Немного статистики

Порт – это закрытая охраняемая зона, есть даже погранпереход. Но у нас заранее выписанные пропуска. Гостей встречает начальник грузового участка Максим Дрегало, который и показывает владения тралфлота, и рассказывает о них.

Сама база находится в семи километрах от устья Северной Двины, в непосредственной близости от судового канала. Фактически это морской перегрузочный терминал АТФ в порту Архангельск. Длина причальной линии – 300 метров, глубина у причалов – до восьми метров, что позволяет принимать и обрабатывать одновременно до трёх судов. На причальной линии четыре крана, три из них – грузоподъёмностью пять–шесть тонн – поставлены специально для перевалки рыбопродукции. Четвёртый кран – 45‑тонный.

Здесь же, у причальной стенки, два холодильника, чуть подальше ещё два. Их общая вместимость – пять тысяч тонн. Температуру можно нагнать до минус 24 градусов. Сейчас там находится две тысячи тонн рыбопродукции: треска, пикша, палтус, скумбрия, сельдь, окунь, камбала. Вся инфраструктура – собственность Архангельского тралового флота.

Основной задачей порта долгие годы была погрузка и выгрузка уловов с промысловых судов и транспортов – как по прямому варианту «борт – автотранспорт», так и через холодильные склады. Кроме рыбы порт переваливает пиломатериалы, металлические конструкции, трубопрокат, коробки, контейнеры и другие генеральные грузы. Есть лицензия на перевалку опасных грузов. Также предприятие берет грузы на ответственное хранение, причём как на открытых площадках, так и на складах – отапливаемых и холодных. Порт принимает и отправляет грузы автомобильным транспортом, берет на передержку и хранение грузы, идущие в другие порты.

Цену определяет качество

Здесь же, фактически на причале, своя рыбная фабрика. Производительность – до десяти тонн по сырью в сутки (ещё не так давно было вдвое меньше). Завод выпускает солёную, слабосоленую, копчёную рыбу, пресервы, продукцию горячего и холодного копчения. А также мороженую рыбу и фарш.

Рядом и магазин АТФ – он для всех архангелогородцев, поэтому вынесен за пределы охраняемой зоны. Спрос на местную продукцию огромный. Именно поэтому после коренной реконструкции завода его мощность увеличилась вдвое.

Впечатленный увиденным, спрашиваю у Максима Дрегало, как им удалось всё это не просто сохранить, но и реконструировать, модернизировать и расширить. Максим Александрович ответил очень просто: «Мы никогда не боялись работы, потому что у нас до сих пор глаза горят».

А времена действительно изменились, в том числе и климат. Навигация в Архангельске круглогодичная, ледоколы помогают – их нынче там четыре. Максим Дрегало говорит, что в прошлом году лёд был совсем «несерьёзным», сказывается глобальное потепление. Белое море теперь полностью никогда не замерзает.

Теперь о диверсификации бизнеса. Архангельский траловый флот переориентировался: Сабетта, Певек плюс каждое лето северный завоз. А остальная работа – круглый год.

Кроме того, порт уже третий год подряд принимает рыбопродукцию с Дальнего Востока. Например, пароход с тремя тысячами тонн лосося разгружают за четыре дня, и он уходит обратно. К сожалению, порожняком.

Насчёт обратной загрузки идут сложные переговоры, отмечает Максим Дрегало. «Надеемся, что получится в следующем году. Мы в прошлом году летали в командировку в Петропавловск-Камчатский – там у них всё завозное, начиная с конфет. А если говорить о генеральных грузах, то в этом году мы впервые попробовали переваливать уголь», – обрисовывает собеседник возможные перспективы.

Есть в планах АТФ строительство ещё одного рыбозавода, рассчитанного на 50 тонн по сырью в сутки. Также порт собирается заняться новыми генеральными грузами – контейнерами по 20 и 40 футов. Именно для перевалки генеральных грузов компания привезла из Китая новый 40‑тонный кран.

Соседей ждут в гости

АТФ зовёт к себе мурманчан, просит сделать пробный заход. Сергей Дрегало рассказывает: «Мы работаем по принципу одного окна. Вот, например, траулер «Викинг» привёз 220 тонн рыбы. Мы его выгрузили за два дня, не напрягаясь. Дали судну воду, подошёл бункеровщик, забункеровал. Надо что‑то подремонтировать – пожалуйста: спецбригада выехала и всё сделала. Береговое электричество – пожалуйста. Здесь же ветеринар. Здесь же учебно-тренировочное судно «Белокаменка». Нужно документы кому‑то из моряков сделать – пожалуйста, нет проблем. Есть свой док, свой плавкран, свой буксир.

Этот рыбный порт строился в две очереди в 80‑е годы прошлого века. И мы всё сохранили, модернизировали. Можем и продукты питания доставить, и мусор вывезти, можем обеспечить промвооружением. Больше скажу: можем провести проверку спасательного оборудования – спасательных жилетов, шлюпок, огнетушителей, плотов. Была у нас и фабрика орудий лова, но, когда проводили оптимизацию, решили её закрыть. Выгодней стало покупать промвооружение, чем делать самим».

Новое знакомство

Сергей Мальгин – директор базы технического обслуживания Архангельского тралового флота. Директорствует первый год, но судоремонтом занимается уже больше двадцати лет. Рассказывает, что начинал в 1998 году на «Красной кузнице» слесарем. В 2000 году стал мастером слесарного участка, в 2002‑м – прорабом. А потом, к сожалению, «Красную кузницу» растащили по разным углам. Перешёл работать в «Оптимист». Там их потихоньку стал выживать 176‑й завод, военные. Так и оказался в тралфлоте. Вот всю жизнь Сергей Александрович и занимается судоремонтом. И ему нравится: это, как говорится, – его. Даже хобби «профессиональное» – ремонт катеров и яхт. Да ещё и сам рыбак.

Завод

База технического обслуживания – судоремонтное предприятие с собственным доком. Рассчитано на полный перечень услуг: токарные работы, любой спектр слесарных работ, ремонт дизелей, любых вспомогательных механизмов.

Докование предусматривает многие виды работ: поменять гребные валы и винты, обшивку, донно-забортную арматуру, покрасить корпус.

Корпусный участок большой, он развивается, периодически на работу набирают судокорпусников, сварщиков – объём работ увеличивается.

Сейчас на СРЗ работают уже около ста человек, недавно было 80. Количество заказов растёт. Проблема в том, что не весь флот, который готов идти на базу ремонтироваться, она может принять: появились суда с большим дедвейтом. А нынешний док позволяет поставить судно доковым весом 2,5 тысячи тонн длиной не более 87 метров и шириной не более 16 метров.

Предприятию нужен док большей вместимости. Если база его получит, увеличится и количество рабочих мест, и перечень выполняемых работ. Перспективы по приобретению нового дока есть: его можно купить в Мурманске, в Санкт-Петербурге, ещё один док предлагают китайцы (правда, по слишком высокой для АТФ цене). Мурманский док – лучший вариант, если смотреть на расстояние, отмечает Сергей Мальгин. Питерский внутренними водоёмами не доставить: не пройдёт Беломорканалом, просто не влезет в шлюз. Так что только морем в обход Скандинавского полуострова.

Прошлое, настоящее, будущее

Своя база технического обслуживания у Архангельского тралового флота была всегда. Случались в её истории и взлёты, и падения. Сейчас – период развития. А почему удалось всё это сохранить? Загрузку базы стабильно обеспечивали суда АТФ (заказы со стороны раньше были редкостью).

Новый док не отдалённая перспектива, а дело совершенно реальное – ближайших двух-трёх лет, уверен Сергей Мальгин. Это, конечно, мнение директора, а есть учредители, которые будут принимать решение. В любом случае предприятие растёт и развивается, приносит прибыль. Поэтому есть надежда, что по итогам года будет принято окончательное решение о приобретении дока.

«Ещё один важнейший аргумент: новые суда, которые Архангельский траловый флот строит в Выборге, в старый док просто не влезут. Кроме того, второй док нужен, чтобы равномерно распределить нагрузку. Так что смотрим вперёд», – резюмирует Сергей Мальгин.

Судоремонтники понимают, что новый док – это очень серьёзные затраты для предприятия. Ведь если покупать в Мурманске или в Питере, он будет бэушным, а вот китайцы предлагают совершенно новый – отсюда и высокая цена. Есть ещё один путь: построить док самим – и этот вариант тоже рассматривается.

Андрей ПРИВАЛИХИН, журнал «Fishnews – новости рыболовства», март 2020 г.

Экономика

22 сентября

Све­жий номер жур­на­ла «Про­фес­сия – предп­ри­ни­ма­тель» выхо­дит 24 сентября

22 сентября

В Архан­гель­ской области рас­шири­ли пере­чень райо­нов для органи­за­ции люби­тель­ского рыбо­ловства

22 сентября

Во время Мар­гари­тин­ки в Пет­ровс­ком парке откро­ет­ся «Мас­теро­вой дворик»

22 сентября

С пер­вого октября пен­си­оне­ры, исполь­зу­ющие бан­ковс­кие кар­ты, перей­дут на пла­тёж­ную сис­тему «Мир»

21 сентября

Пас­саж­ир­ская нави­га­ция на Севе­ре закон­чилась

21 сентября

Трау­лер «Викинг» дос­та­вил в Архан­гельск 230 тонн трес­ки, пикши и зубатки

19 сентября

Хара­са­вей – новое нап­равле­ние в аркти­чес­ких пере­воз­ках

18 сентября

Дело­вая про­грамма Мар­гари­тин­ки прой­дёт в онлайн-режи­ме

17 сентября

Откры­тие Мар­гари­тин­ки прой­дёт 25 сентября

17 сентября

Рос­сийс­кий науч­ный фонд выде­лил 15 мил­ли­онов руб­лей на поиск алма­зов в Арктике

16 сентября

Робот для труб: как «ТГК-2» под­гото­вилась к ото­питель­ному сезону

15 сентября

Стро­итель­ство ЖК «River Park» про­дол­жа­ет­ся

15 сентября

Трау­лер «Архан­гельск» при­был в род­ной порт с про­дук­ци­ей рыб­ного промысла

13 сентября

Рос­сийс­кий ледо­коль­ный флот гото­вит­ся к зим­ней навигации

11 сентября

Груп­па «Аквил­он»: Чет­верть мил­ли­она квад­ратных мет­ров – не предел

Похожие материалы

22 августа Экономика

В Коряж­ме полным ходом идет реали­за­ция двух серьёз­ных эко­ло­ги­чес­ких проектов

21 августа Экономика

Рефор­ма ТКО: выход из пато­вой ситуации

31 июля Экономика

По прием­ле­мой цене: как живет биз­нес в пери­од коро­нави­руса

25 июня Экономика

Няни и репети­торы вый­дут из тени

25 июня Экономика

Гази­фика­ция в прио­ри­те­те

6 июня Экономика

Рус­ский поляр­ный путь – аль­тер­нати­ва тру­боп­ров­од­ному

2 июня Экономика

Что влияет на став­ку по ипотеке?

31 мая Экономика

Инсине­ра­то­ры и полиго­ны или раз­дель­ный сбор и экология?

29 мая Экономика

Глав­ное дела­ют не меха­низ­мы, а люди

29 апреля Экономика

Как пользо­вать­ся бан­ковски­ми услу­гами удалённо

17 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт: под­став­ляя плечо судам Севера

5 апреля Экономика

Про­из­водст­вен­ные рекор­ды и социаль­ное парт­нёр­ство

19 марта Экономика

Аквакуль­тур­ное нас­ле­дие Соловков