13.02.2021 10:11

На замену ветерану гидробазы «Павлу Башмакову» придут новые гидрографические суда

Фото автора

Этот фотоснимок был сделан в конце лета 2006 года в Маймаксанской протоке устья Северной Двины

Гидрографическое судно «Павел Башмаков», чистенький и сверкающий белой краской, возвращался в родной порт из научного рейса. Не было особенных трудностей, чтобы уточнить – два с половиной месяца «гидрограф» провел в море Лаптевых, выполняя промеры глубин у Новосибирских островов. Готовясь к приходу в Архангельск, экипаж еще не знал – это последний рейс.

К тому времени «Павел Башмаков» едва перевалил за 30-летний рубеж. Построенный в Финляндии, теплоход был принят в состав флота Архангельской гидробазы в 1977 году. Научный флот Советского Союза в те годы работал по всему Мировому океану; и теплоходу-гидрографу доводилось открывать его тайны как в центральной части Атлантики, так и у берегов Африки, Европы, Северной и Южной Америки. Но основную и главную задачу, как и другие суда гидробазы, он выполнял в Арктике – искал и находил новые маршруты Северного морского пути, строил и ремонтировал навигационные знаки, изучал льды и морские течения.

В конце прошлого века интерес государства ко всему, что не приносит мгновенной прибыли, пропал – и первыми пострадали наши северные окраины. Опустели арктические поселки, закрывались полярные станции, гасли и рушились маяки. Суда-гидрографы выходи в море гораздо реже, чтобы выполнить на трассе Севморпути только самые неотложные работы. А когда экипажи обращались с вопросом о необходимом ремонте, в ответ звучало: «Нет денег!, Будет финансирование – будем ремонтировать». Один за другим теплоходы вставали в длительный отстой.

Эта участь постигла и «Павла Башмакова»; в далеком 2008 году он встал к причалу СРЗ «Красная кузница». Деньги на ремонт судов у предприятия - судовладельца, похоже, появились. На недавнем совещании в Санкт-Петербурге прозвучало, что запланирована глубокая модернизация первого из судов Архангельской гидробазы – «Григория Михеева». Следующими станут «Петр Котцов» и «Алексей Марышев». Более того, проектной организации дана заявка на подготовку документации по строительству семи гидрографических судов усиленного ледового класса.

То, что соломбальские судоремонтники так и не появились на борту «Павла Башмакова», вполне закономерно. За 12 лет стоянки у причала на судне устарело, заржавело, сгнило все, что только можно. Судовые документы, после истечения срока годности, были аннулированы технической инспекцией. В конце прошлого года было принято решение на буксировку судна-ветерана в район поселка Турдеево для утилизации. Выполнение этой задачи отложено до мая; лед – серьезное препятствие для такой операции. Тем временем специалисты судоразделки приступили к демонтажу оборудования здесь же – на причале судоремонтного завода.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анатолий МАКАРЕНКОВ