04.07.2019 10:13

Победители мечтают осваивать новую технику

Участники конкурса профмастерства среди водителей Леонид Гомзяков, Виктор Куцаконь, Евгений Островский, Михаил Уваров

Конкурс профессионального мастерства среди сотрудников Лесного филиала Группы «Илим» в Коряжме собрал на старте 85 человек. Это абсолютный рекорд за пять лет проведения!

28 июня на автостоянке № 4 возле заводоуправления было людно и шумно. Почти семьдесят участников конкурса вышли к своим машинам, чтобы начать практический тур. Но перед этим водители сортиментовозов VOLVO и самосвалов КамАЗ ответили на вопросы теоретического тура.

Тем временем в другой половине площадки вовсю гудели двигатели форвардера «Джон Дир» и гидроманипулятора (ГМП) «Кесла». В бой вступили профессионалы, отвечающие за погрузку-выгрузку лесной продукции непосредственно на складах. Два упражнения для оператора форвардера: погрузка, маневрирование, разгрузка и сортировка древесины; затем – пирамида из пяти деревянных цилиндров, два из которых спилены по диагонали. И два упражнения для оператора ГМП: сборка и разборка сруба; городки – фигуры из деревянных цилиндров.

Судьи с секундомерами в руках придирчиво наблюдают за движениями машин. Здесь всё имеет значение: движение задним ходом, захват и перемещение бревна. Их задача – убедиться, что конкурсант действует безопасно, профессионально, быстро.

Змейка, колея, восьмёрка, дартс, тоннель – названия звучат, как будто взрослые собрались играть. На самом деле все задания – из жизни, а вот эмоции на конкурсной площадке, без сомнения, настоящие. «Что‑то в этом году слишком узкие конкурсные «дорожки», – посетовал один из водителей, другой – посмеялся над шуткой. А судья строго заметил: всё организовано по международным стандартам! Сбитая стойка – плюсом штрафные секунды. Участники внимательно наблюдают друг за другом: те, кто выступил, сравнивают, те, кто ещё готовится к старту – учатся на чужих ошибках.

«Надо очень аккуратно проезжать повороты, чтобы полуприцеп не вынесло», – сделал замечание Леонид Гомзяков. Его общий водительский стаж – 20 с лишним лет, с 2012 года – в Вилегодской автоколонне транспортного цеха на сортиментовозе. Неожиданно предложили поучаствовать в конкурсе, а он и не отказался. Лишний раз почитал правила, организовал тренировку, что в любом случае не помешает. И, как выяснилось, не зря: Леонид и стал победителем конкурса по сумме баллов среди водителей сортиментовозов VOLVO с полуприцепом.

Для самосвалов КамАЗ были объявлены те же упражнения, что для сортиментовозов, но только выполнять их требовалось, двигаясь задним ходом. Довод организаторов: машина без прицепа, потому задания могут показаться лёгкими. Тут на конкурсе можно заодно и навыки потренировать, и мастерство проявить, поэтому – задний ход!

Дмитрию Ермилову выпал 13‑й номер. Но он не верит в приметы: опыт приличный, с 2004 года, в основном на самосвалах. Если чувствовать габариты машины, мастерски управлять ею, то всё получится, считает он.

«Работа мне нравится, – говорит Дмитрий. – Если жизнь заставит, то сяду и за руль сортиментовоза. Ну а так – мы строим дороги, возим песчано-гравийную смесь, чтобы укрепить трассы. Когда Комаровский зимник отсыпали, дорога стала считаться всесезонной. И действительно, она стоит и в весеннюю распутицу, и после дождей. Красота!»

Пожалуй, самым зрелищным было задание забить баскетбольный мяч с помощью кузова самосвала в полубочку. Водитель, практически ничего не видя сзади, должен был так рассчитать свои действия, чтобы в последний момент мяч угодил в цель. Получилось не у всех, а вот братья Мамотовы справились!

Алексей и Вячеслав – из Яренска. Оба с подростковых лет на технике: старший – самоучка, младший окончил автотранспортное училище и открыл сразу все водительские категории. «Конкурс нужный, интересный. Проверяет, насколько хорошо ты знаешь машину», – говорит Алексей. И сетует, что не взял с собой четырёхлетнего сына Степана, который играет исключительно экскаваторами да самосвалами.

Братья Мамотовы тоже строят дороги. И гордятся, когда люди с удовольствием едут по их трассам: «В 110‑м и 114 кварталах дорога так легла и укаталась, что едешь и радуешься. А когда начинали строить, то приходилось самосвалы вытаскивать из колеи тяжёлой техникой».

Оператор гидроманипулятора Павел Шутов в прошлом году победил на автомобиле SCANIA с прицепом, хотя сам работал на VOLVO с полуприцепом. В этом году решил поучаствовать в соревнованиях на гидроманипуляторе, хотя понимал, что конкуренция очень высокая. В списке – призёры чемпионата «Лесоруб 21 века» в Малиновке, в частности, Сергей Морозов, его напарник.

Павел признался: когда ему выпал первый номер для выступления, Морозов предложил поменяться, чтобы у новичка была возможность посмотреть, как выступают более опытные ребята. «Доволен результатом и обязательно буду готовиться к конкурсу в следующем году», – заявил Павел.

Судье этих соревнований Эдуарду Галину показалось, что уровень мастерства операторов подрос. Он похвалил молодого паренька из Вилегодской автоколонны Алексея Малых за сноровку и выдержку. Алексей, в свою очередь, предложил ноу-хау: «Хорошо, если бы перед глазами в кабине был установлен секундомер, чтобы я понимал, есть у меня ещё время или нет. Ведь когда есть запас времени, то можно упражнение выполнить лучше!»

Машинист автогрейдера Александр Якимов шесть с половиной лет трудится на Удимском лесозаготовительном участке. Три раза подряд на конкурсе, и ещё ни разу не упустил лидерства. В этот раз ему выпало завершать соревнования. Он спокойно посмотрел, как работают другие участники, и сделал, как всегда, лучше всех. «Доволен выступлением, хотя программа чуть‑чуть изменилась, и надо было крепко думать и не спешить выполнять задания. Но в целом – хорошо!»

Александр горд тем, что Удимский ЛЗУ был представлен на конкурсе сильной командой. Практически во всех номинациях есть призёры из Удимы. «Вот если бы был командный зачёт, то мы взяли ещё один приз!» – заверил Якимов. А сам он давно мечтает выучиться и пересесть в кабину не менее серьёзной техники – форвардера или харвестера.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Материал подготовили Татьяна ЯНВАРЁВА и Сергей Морщинин