Из Архангельска сегодня ночью вышел буксир «Академик Чебышев» с двумя баржами, груженными генеральным грузом. Пункт назначения – ненецкий поселок Каратайка, расположенный в дальнем углу Хайпудырской губы Баренцева моря.
Казалось бы, ничего необычного: в летнюю навигацию на Север с грузом уходят суда каждый день.
Если бы не возраст. Месяц назад буксиру исполнилось 60 лет. В пятидесятые годы прошлого века таких судов для СССР было построено в Финляндии более двадцати. Длина 36 метров, осадка 1,5 метра, мощность двигателя 450 лошадиных сил, ледовый класс – они могли ходить как по рекам, так и в прибрежной зоне моря, а поздней осенью даже служить ледоколами. Строили финны на совесть: половина из буксиров работает и по сей день.
«Академик Чебышев» первые свои годы находился в составе экспедиция Спецморпроводок; сопровождал речные суда на трассе Севморпути до мест будущего базирования на реках Обь, Енисей, Лена, Индигирка. В середине 70-х его передали в Печорскую ремонтно-эксплуатационную базу. Здесь он водил баржи и по Печоре, и по Печорской губе, а случалось и по Баренцеву морю до поселка Варандей.
Прошлой осенью «Академик Чебышев» прибыл в наш порт, в Исакогорскую базу, на ремонт. Полной неожиданностью было, что буксир значился собственностью фирмы «Торговый дом Архангельск», которая к мореплаванию имеет слабое отношение. Тем не менее, судно было отремонтировано и предъявлено Речному Регистру судоходства. А недавно появилась новость – буксир-ветеран куплен компанией «Киренский речной порт», что находится далеко-далеко в Сибири.
Через пять-шесть суток, передав баржи с грузом в Каратайке, буксир «Академик Чебышев» продолжит путь в одиночку. Через Карское море, пролив Вилькицкого, море Лаптевых, через порт Тикси и Якутск вверх по реке Лена в Иркутскую область.