Рыбаки строят флот. Но перспективы пока не представляют

17 декабря 2018 14:12 Море Из газеты
Архангелогородцы ждут, что «Баренцево море» придёт к нам к юбилею тралового флота
Архангелогородцы ждут, что «Баренцево море» придёт к нам к юбилею тралового флота

Появится ли у АТФ серия новых траулеров?

На днях в Выборге спустили на воду современный рыбный траулер, который строит Архангельский траловый флот.

Несмотря на неясность перспектив выделения биоресурсов, поморские рыбаки продолжают крупные проекты модернизации промыслового флота.

Судно проекта КМТ01 получило название «Баренцево море». Аббревиатура КМТ означает «кормовой морозильный траулер». Ещё такие суда называют траулерами-процессорами. Их назначение – промысел донных пород рыб, производство готовой продукции в море и её хранение. Для отечественных верфей строительство столь современного и большого промыслового судна – пока уникальный случай.

Новые автоматизированные высокотехнологичные траулеры способны принимать улов от других добывающих судов и выпускать готовое филе, икру, консервы, рыбную печень, муку и жир высокого качества, перерабатывая фактически сто процентов сырья. Никаких сбросов в морскую воду. Траловый комплекс и фабрика позволят вести обработку до 160 тонн сырца в сутки.

Траулер был заложен на партнёрской верфи АТФ – Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) – в конце мая 2017 года. Его длина составляет 86 метров, а ширина – 17 метров. Экипаж судна и персонал фабрики – около 50 человек. «Баренцево море» – судно ледового класса Arc 3 с усилением корпуса до класса Arc 4: траулер будет добывать и перерабатывать рыбу в сложных условиях Арктики.

Судно построено приблизительно на 65 процентов, оставшиеся монтажные работы будут вестись на воде. Строители укладываются в график и планируют сдать готовый траулер осенью 2019 года, об этом во время церемонии спуска на воду сообщил гендиректор ВСЗ Александр Соловьёв. Он также подчеркнул, что в России ещё не строились настолько высокотехнологичные суда такого водоизмещения (дэдвейт – около 2 840 тонн) и такого класса.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который сам долгое время проработал в судостроительной отрасли, назвал появление столь современного судна, которое пополнит флот АТФ, историческим событием.

— Вы являетесь пионерами в решении непростой задачи, связанной с возрождением рыболовного флота, которую поставил президент России. Мы, архангелогородцы, очень ждём, что это судно придёт к нам к юбилею тралового флота, – поздравил представителей АТФ глава региона.

Сами рыбаки испытывают сдержанную радость. Стоимость одного траулера КМТ01 составляет более четырёх миллиардов рублей. При этом «Баренцево море» – головное судно в планируемой серии из четырёх траулеров. Инвестпроект, который АТФ планировал завершить к 2021 году, рассчитан на общий объём инвестиций в 16,1 миллиарда рублей.

Как уже не раз подчёркивал директор компании Алексей Заплатин, если государство откажется от исторического принципа распределения биоресурсов и часть объёма квот на вылов будет выноситься на аукционы, это не позволит вести стратегическое планирование в прежнем виде. Рыбаки будут вынуждены направлять все средства на аукционы. Это приведёт не только к сворачиванию планов по модернизации флота и переработке (АТФ прежде планировал строительство завода в Архангельске), но и замораживанию социальных проектов. О серьёзных рисках высказывались и другие руководители поморских промысловых предприятий. Не обошли стороной эту тему и участники церемонии спуска на воду судна АТФ.

— Сейчас появились разговоры о внесении каких‑то изменений в исторический принцип распределения квот. Это очень предметный разговор: исторический принцип должен быть сохранён, но если вносить в него изменения – они должны быть выверены в интересах самих рыбаков, – заявил губернатор Орлов.

Он подчеркнул, что для Архангельской и Мурманской областей рыбная отрасль – вопрос жизни. Особенно для поселкообразующих рыболовецких предприятий. Именно поэтому региональные власти относятся к проблемам рыбаков предельно внимательно.

Траулер «Баренцево море» строится по программе инвестиционных квот, которая ставила целью загрузку заказами отечественных судоверфей. Аукционы могут негативно сказаться на состоянии этой отрасли. Гендиректор ВСЗ Александр Соловьёв отметил, что отсутствие серийности в реализации проектов обновления флота долгое время было бичом отечественного судостроения. В последнее время появилась положительная тенденция. Тем не менее, ситуация с квотами на вылов краба уже проявила себя отрицательно. Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (в который входит АТФ) пока отказался от строительства десятка краболовов.

— Эти заказы для нас были крайне важны. Серии из десяти судов – это как с коммерческой, так и с производственной точки зрения очень важный заказ для завода. И то, что до сих пор не принято вообще никакого решения, влияет на завод самым негативным образом, поскольку мы просто не можем планировать свою загрузку, – посетовал руководитель предприятия, отметив, что строительство серий таких судов важно как для бюджета Выборга, так и всей Ленинградской области.

В свою очередь, Сергей Несветов, исполнительный директор СЗРК, подчеркнул, что рыбаки своими проектами стимулируют не только отечественное судостроение, но и банковский сектор.

— Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда мы сумели соблюсти три фактора: интересы рыбаков, возможности судостроителей и доверие банков. И очень важно этот баланс не потерять и не разрушить те хорошие тенденции, которые сегодня наблюдаются в отрасли.

Виктор СЕМЁНОВ Фото Вадима Нехаева •

Экономика

18 октября

Предп­ри­ни­ма­те­лям Поморья рас­кро­ют сек­реты веде­ния бизнеса

18 октября

В Архан­гель­ской области опреде­лили ново­го регио­наль­ного опе­ра­то­ра по обраще­нию с ТКО

18 октября

В аквато­рии Архан­гель­ска на воду спус­тили водо­мёт­ный катер «Баренц 1100»

18 октября

В Архан­гель­ске появит­ся центр обу­че­ния коже­вен­ному ремеслу

13 октября

Из тем­ноты – к полноцве­ту!

10 октября

Азбу­ка предп­ри­ни­ма­те­ля

9 октября

Аген­тство регио­наль­ного раз­ви­тия приг­лаша­ет предп­ри­ни­ма­те­лей Архан­гель­ской области на обучение

8 октября

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на Все­рос­сийс­кий эко­но­ми­чес­кий диктант

7 октября

Туризм с оздо­рав­лива­ющим эффектом

4 октября

Лич­ные исто­рии: сыг­рать и выиграть

4 октября

Не толь­ко каша из топо­ра, но и хлеб из воздуха

2 октября

Повар, парик­ма­хер, инспе­ктор по охране труда…

26 сентября

Селя­нам пере­смотре­ли пенсии

26 сентября

Депу­таты Архан­гель­ского областно­го Соб­ра­ния уве­ли­чи­ли раз­мер суб­си­дий на ремонт муни­ципаль­ных дорог

25 сентября

Покажи, на что способен

Похожие материалы

18 октября Экономика

В аквато­рии Архан­гель­ска на воду спус­тили водо­мёт­ный катер «Баренц 1100»

20 сентября Экономика

В Архан­гель­ске про­шла третья рос­сийско-нор­вежс­кая кон­фер­ен­ция по рыбо­ловству

26 августа Экономика

Ато­мо­ход «Сев­морпуть» будет возить рыбу в Санкт-Пет­ер­бург вмес­то Архан­гель­ска

24 августа Экономика

Архан­гель­ский ледо­кол «Дик­сон» на полтора меся­ца сме­нил профессию

19 августа Экономика

«Тигр» с Даль­него Вос­тока при­вёз в Архан­гельск две с полови­ной тыся­чи тонн рыбы

18 августа Экономика

«Тиг­риный» рефриже­ра­тор при­быва­ет в Архан­гель­ский рыб­ный порт

14 августа Экономика

Постро­ен­ный на севе­род­винс­кой «Звез­дочке» «Ака­де­мик Алек­санд­ров» вышел на госис­пыта­ния

6 августа Экономика

В райо­не архан­гель­ского порта Эко­но­мия нача­то стро­итель­ство комп­ле­кса для нужд Мино­боро­ны

2 августа Экономика

Земс­на­ряды Архан­гель­ского фили­ала «Рос­мор­пор­та» нача­ли дноуг­луби­тель­ные рабо­ты в Сабетте

28 июля Экономика

Суда-гид­рогра­фы ухо­дят на Сев­морпуть под фла­гом Атомфлота

11 июля Экономика

Мур­манс­кий теп­ло­ход «Клав­дия Елан­ская» пере­дали Архан­гель­ску

4 июля Экономика

Науч­ное судно «Ака­де­мик Мстис­лав Кел­дыш» отпра­вилось из Архан­гель­ска в Кар­ское море

22 июня Экономика

«Новая» гру­зо­вая линия откры­та в Архан­гель­ском порту