Рыбаки строят флот. Но перспективы пока не представляют

17 декабря 2018 14:12 Море Из газеты
Архангелогородцы ждут, что «Баренцево море» придёт к нам к юбилею тралового флота
Архангелогородцы ждут, что «Баренцево море» придёт к нам к юбилею тралового флота

Появится ли у АТФ серия новых траулеров?

На днях в Выборге спустили на воду современный рыбный траулер, который строит Архангельский траловый флот.

Несмотря на неясность перспектив выделения биоресурсов, поморские рыбаки продолжают крупные проекты модернизации промыслового флота.

Судно проекта КМТ01 получило название «Баренцево море». Аббревиатура КМТ означает «кормовой морозильный траулер». Ещё такие суда называют траулерами-процессорами. Их назначение – промысел донных пород рыб, производство готовой продукции в море и её хранение. Для отечественных верфей строительство столь современного и большого промыслового судна – пока уникальный случай.

Новые автоматизированные высокотехнологичные траулеры способны принимать улов от других добывающих судов и выпускать готовое филе, икру, консервы, рыбную печень, муку и жир высокого качества, перерабатывая фактически сто процентов сырья. Никаких сбросов в морскую воду. Траловый комплекс и фабрика позволят вести обработку до 160 тонн сырца в сутки.

Траулер был заложен на партнёрской верфи АТФ – Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) – в конце мая 2017 года. Его длина составляет 86 метров, а ширина – 17 метров. Экипаж судна и персонал фабрики – около 50 человек. «Баренцево море» – судно ледового класса Arc 3 с усилением корпуса до класса Arc 4: траулер будет добывать и перерабатывать рыбу в сложных условиях Арктики.

Судно построено приблизительно на 65 процентов, оставшиеся монтажные работы будут вестись на воде. Строители укладываются в график и планируют сдать готовый траулер осенью 2019 года, об этом во время церемонии спуска на воду сообщил гендиректор ВСЗ Александр Соловьёв. Он также подчеркнул, что в России ещё не строились настолько высокотехнологичные суда такого водоизмещения (дэдвейт – около 2 840 тонн) и такого класса.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который сам долгое время проработал в судостроительной отрасли, назвал появление столь современного судна, которое пополнит флот АТФ, историческим событием.

— Вы являетесь пионерами в решении непростой задачи, связанной с возрождением рыболовного флота, которую поставил президент России. Мы, архангелогородцы, очень ждём, что это судно придёт к нам к юбилею тралового флота, – поздравил представителей АТФ глава региона.

Сами рыбаки испытывают сдержанную радость. Стоимость одного траулера КМТ01 составляет более четырёх миллиардов рублей. При этом «Баренцево море» – головное судно в планируемой серии из четырёх траулеров. Инвестпроект, который АТФ планировал завершить к 2021 году, рассчитан на общий объём инвестиций в 16,1 миллиарда рублей.

Как уже не раз подчёркивал директор компании Алексей Заплатин, если государство откажется от исторического принципа распределения биоресурсов и часть объёма квот на вылов будет выноситься на аукционы, это не позволит вести стратегическое планирование в прежнем виде. Рыбаки будут вынуждены направлять все средства на аукционы. Это приведёт не только к сворачиванию планов по модернизации флота и переработке (АТФ прежде планировал строительство завода в Архангельске), но и замораживанию социальных проектов. О серьёзных рисках высказывались и другие руководители поморских промысловых предприятий. Не обошли стороной эту тему и участники церемонии спуска на воду судна АТФ.

— Сейчас появились разговоры о внесении каких‑то изменений в исторический принцип распределения квот. Это очень предметный разговор: исторический принцип должен быть сохранён, но если вносить в него изменения – они должны быть выверены в интересах самих рыбаков, – заявил губернатор Орлов.

Он подчеркнул, что для Архангельской и Мурманской областей рыбная отрасль – вопрос жизни. Особенно для поселкообразующих рыболовецких предприятий. Именно поэтому региональные власти относятся к проблемам рыбаков предельно внимательно.

Траулер «Баренцево море» строится по программе инвестиционных квот, которая ставила целью загрузку заказами отечественных судоверфей. Аукционы могут негативно сказаться на состоянии этой отрасли. Гендиректор ВСЗ Александр Соловьёв отметил, что отсутствие серийности в реализации проектов обновления флота долгое время было бичом отечественного судостроения. В последнее время появилась положительная тенденция. Тем не менее, ситуация с квотами на вылов краба уже проявила себя отрицательно. Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (в который входит АТФ) пока отказался от строительства десятка краболовов.

— Эти заказы для нас были крайне важны. Серии из десяти судов – это как с коммерческой, так и с производственной точки зрения очень важный заказ для завода. И то, что до сих пор не принято вообще никакого решения, влияет на завод самым негативным образом, поскольку мы просто не можем планировать свою загрузку, – посетовал руководитель предприятия, отметив, что строительство серий таких судов важно как для бюджета Выборга, так и всей Ленинградской области.

В свою очередь, Сергей Несветов, исполнительный директор СЗРК, подчеркнул, что рыбаки своими проектами стимулируют не только отечественное судостроение, но и банковский сектор.

— Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда мы сумели соблюсти три фактора: интересы рыбаков, возможности судостроителей и доверие банков. И очень важно этот баланс не потерять и не разрушить те хорошие тенденции, которые сегодня наблюдаются в отрасли.

Виктор СЕМЁНОВ Фото Вадима Нехаева •

Экономика

19 сентября

Хара­са­вей – новое нап­равле­ние в аркти­чес­ких пере­воз­ках

18 сентября

Дело­вая про­грамма Мар­гари­тин­ки прой­дёт в онлайн-режи­ме

17 сентября

Откры­тие Мар­гари­тин­ки прой­дёт 25 сентября

17 сентября

Рос­сийс­кий науч­ный фонд выде­лил 15 мил­ли­онов руб­лей на поиск алма­зов в Арктике

16 сентября

Робот для труб: как «ТГК-2» под­гото­вилась к ото­питель­ному сезону

15 сентября

Стро­итель­ство ЖК «River Park» про­дол­жа­ет­ся

15 сентября

Трау­лер «Архан­гельск» при­был в род­ной порт с про­дук­ци­ей рыб­ного промысла

13 сентября

Рос­сийс­кий ледо­коль­ный флот гото­вит­ся к зим­ней навигации

11 сентября

Груп­па «Аквил­он»: Чет­верть мил­ли­она квад­ратных мет­ров – не предел

11 сентября

Аген­ство регио­наль­ного раз­ви­тия рас­шири­ло пло­щадь свое­го иннова­ци­он­ного центра

10 сентября

Истори­чес­кий момент: в Архан­гель­ской области появи­лись два резид­ен­та Аркти­чес­кой зоны

10 сентября

Алек­сандр Цыбуль­ский посе­тил один из учас­тков ЗАО «Лесо­за­вод 25»

10 сентября

За пери­од каран­тина пас­сажи­ро­по­ток в Архан­гель­ске упал в шесть раз

8 сентября

Речной сухог­руз «Капи­тан Гала­шин» сме­нил профессию

6 сентября

День­ги на стро­итель­ство спорт­за­ла для Кар­гополь­ского индустриаль­ного тех­нику­ма выде­лит бюд­жет Архан­гель­ской области

Похожие материалы

19 сентября Экономика

Хара­са­вей – новое нап­равле­ние в аркти­чес­ких пере­воз­ках

15 сентября Экономика

Трау­лер «Архан­гельск» при­был в род­ной порт с про­дук­ци­ей рыб­ного промысла

13 сентября Экономика

Рос­сийс­кий ледо­коль­ный флот гото­вит­ся к зим­ней навигации

8 сентября Экономика

Речной сухог­руз «Капи­тан Гала­шин» сме­нил профессию

1 сентября Экономика

Трау­лер «Барен­цево море» вышел на ходо­вые испытания

20 августа Экономика

Юве­лир­ная рабо­та: атом­ный крей­сер «Адми­рал Нахи­мов» вывели к причалу

14 августа Экономика

«Сия­ние Севе­ра» попол­нило сос­тав судов Север­ного морс­ко­го паро­ходства

6 августа Экономика

Неф­теба­зы Архан­гель­ска обес­печи­ва­ют даль­нюю Аркти­ку топливом

30 июля Экономика

АПЛ «Севе­род­винск» про­шла бое­вые испыта­ния в Белом Море

23 июля Экономика

На «Сев­маше» нача­ли резать металл для ледос­той­кой ста­ци­онар­ной плат­формы ЛСП «А»

20 июля Экономика

На «Сев­маше» заложи­ли атом­ные лодки «Воро­неж» и «Вла­див­ос­ток»

20 июля Экономика

На «Звёз­дочке» изгото­вили части стар­то­вой пло­щад­ки для кос­модро­ма Восточный

17 июля Экономика

На «Сев­маше» вывели из эллинга АПЛ «Князь Олег»