Рыбаки строят флот. Но перспективы пока не представляют

17 декабря 2018 14:12 Море Из газеты
Архангелогородцы ждут, что «Баренцево море» придёт к нам к юбилею тралового флота
Архангелогородцы ждут, что «Баренцево море» придёт к нам к юбилею тралового флота

Появится ли у АТФ серия новых траулеров?

На днях в Выборге спустили на воду современный рыбный траулер, который строит Архангельский траловый флот.

Несмотря на неясность перспектив выделения биоресурсов, поморские рыбаки продолжают крупные проекты модернизации промыслового флота.

Судно проекта КМТ01 получило название «Баренцево море». Аббревиатура КМТ означает «кормовой морозильный траулер». Ещё такие суда называют траулерами-процессорами. Их назначение – промысел донных пород рыб, производство готовой продукции в море и её хранение. Для отечественных верфей строительство столь современного и большого промыслового судна – пока уникальный случай.

Новые автоматизированные высокотехнологичные траулеры способны принимать улов от других добывающих судов и выпускать готовое филе, икру, консервы, рыбную печень, муку и жир высокого качества, перерабатывая фактически сто процентов сырья. Никаких сбросов в морскую воду. Траловый комплекс и фабрика позволят вести обработку до 160 тонн сырца в сутки.

Траулер был заложен на партнёрской верфи АТФ – Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) – в конце мая 2017 года. Его длина составляет 86 метров, а ширина – 17 метров. Экипаж судна и персонал фабрики – около 50 человек. «Баренцево море» – судно ледового класса Arc 3 с усилением корпуса до класса Arc 4: траулер будет добывать и перерабатывать рыбу в сложных условиях Арктики.

Судно построено приблизительно на 65 процентов, оставшиеся монтажные работы будут вестись на воде. Строители укладываются в график и планируют сдать готовый траулер осенью 2019 года, об этом во время церемонии спуска на воду сообщил гендиректор ВСЗ Александр Соловьёв. Он также подчеркнул, что в России ещё не строились настолько высокотехнологичные суда такого водоизмещения (дэдвейт – около 2 840 тонн) и такого класса.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который сам долгое время проработал в судостроительной отрасли, назвал появление столь современного судна, которое пополнит флот АТФ, историческим событием.

— Вы являетесь пионерами в решении непростой задачи, связанной с возрождением рыболовного флота, которую поставил президент России. Мы, архангелогородцы, очень ждём, что это судно придёт к нам к юбилею тралового флота, – поздравил представителей АТФ глава региона.

Сами рыбаки испытывают сдержанную радость. Стоимость одного траулера КМТ01 составляет более четырёх миллиардов рублей. При этом «Баренцево море» – головное судно в планируемой серии из четырёх траулеров. Инвестпроект, который АТФ планировал завершить к 2021 году, рассчитан на общий объём инвестиций в 16,1 миллиарда рублей.

Как уже не раз подчёркивал директор компании Алексей Заплатин, если государство откажется от исторического принципа распределения биоресурсов и часть объёма квот на вылов будет выноситься на аукционы, это не позволит вести стратегическое планирование в прежнем виде. Рыбаки будут вынуждены направлять все средства на аукционы. Это приведёт не только к сворачиванию планов по модернизации флота и переработке (АТФ прежде планировал строительство завода в Архангельске), но и замораживанию социальных проектов. О серьёзных рисках высказывались и другие руководители поморских промысловых предприятий. Не обошли стороной эту тему и участники церемонии спуска на воду судна АТФ.

— Сейчас появились разговоры о внесении каких‑то изменений в исторический принцип распределения квот. Это очень предметный разговор: исторический принцип должен быть сохранён, но если вносить в него изменения – они должны быть выверены в интересах самих рыбаков, – заявил губернатор Орлов.

Он подчеркнул, что для Архангельской и Мурманской областей рыбная отрасль – вопрос жизни. Особенно для поселкообразующих рыболовецких предприятий. Именно поэтому региональные власти относятся к проблемам рыбаков предельно внимательно.

Траулер «Баренцево море» строится по программе инвестиционных квот, которая ставила целью загрузку заказами отечественных судоверфей. Аукционы могут негативно сказаться на состоянии этой отрасли. Гендиректор ВСЗ Александр Соловьёв отметил, что отсутствие серийности в реализации проектов обновления флота долгое время было бичом отечественного судостроения. В последнее время появилась положительная тенденция. Тем не менее, ситуация с квотами на вылов краба уже проявила себя отрицательно. Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (в который входит АТФ) пока отказался от строительства десятка краболовов.

— Эти заказы для нас были крайне важны. Серии из десяти судов – это как с коммерческой, так и с производственной точки зрения очень важный заказ для завода. И то, что до сих пор не принято вообще никакого решения, влияет на завод самым негативным образом, поскольку мы просто не можем планировать свою загрузку, – посетовал руководитель предприятия, отметив, что строительство серий таких судов важно как для бюджета Выборга, так и всей Ленинградской области.

В свою очередь, Сергей Несветов, исполнительный директор СЗРК, подчеркнул, что рыбаки своими проектами стимулируют не только отечественное судостроение, но и банковский сектор.

— Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда мы сумели соблюсти три фактора: интересы рыбаков, возможности судостроителей и доверие банков. И очень важно этот баланс не потерять и не разрушить те хорошие тенденции, которые сегодня наблюдаются в отрасли.

Виктор СЕМЁНОВ Фото Вадима Нехаева •

Экономика

30 ноября

Предп­ри­ни­ма­те­лей Поморья приг­лаша­ют в «Шко­лу предп­ри­ни­ма­тель­ства» в Аген­тстве регио­наль­ного развития

30 ноября

ОНФ добил­ся эффек­тив­ного рас­ходо­ва­ния средств на закуп­ку доро­гос­то­яще­го обо­ру­до­ва­ния для архан­гель­ского онкод­ис­пансе­ра

30 ноября

Сухог­руз «Сия­ние Севе­ра» вошёл в сов­рем­ен­ную исто­рию осво­ения Арктики

27 ноября

Социаль­ным предп­ри­ни­ма­те­лям области гото­вы рас­ска­зать о мерах под­дер­жки, на кото­рые они могут рас­счи­тывать

27 ноября

Архан­гель­ский ЦБК стал победи­те­лем пер­вой меж­дуна­род­ной пре­мии PAP-FOR Awards в области охраны окружа­ющей среды

26 ноября

Ком­па­ния «Рос­теле­ком» подели­лась с пред­при­ятия­ми Архан­гель­ской области опы­том в воп­ро­сах информа­ци­он­ной безо­пас­ности

26 ноября

Жите­ли Архан­гель­ска могут оплатить госу­дарст­вен­ную пошлину в МФЦ

25 ноября

Сегод­ня про­щаем­ся с Василье­вым Вла­ди­ми­ром Пет­рови­чем – гене­раль­ным дирек­то­ром, а затем пред­седа­те­лем сове­та дирек­то­ров СЛДК.

25 ноября

Бата­рей­ки, соб­ранные севе­род­винца­ми, отпра­вят­ся на пере­раб­от­ку

24 ноября

Более 2 500 само­заня­тых зарег­ис­три­ро­ва­но в Архан­гель­ской области

24 ноября

Архан­гель­ская область будет раз­вивать сот­рудни­чес­тво с Рес­пуб­ли­кой Узбе­кис­тан

24 ноября

Груп­па «Аквил­он»: Раз­ум­ный выбор качест­ве­нного жилья

24 ноября

Новый аэро­порт «Солов­ков» про­вери­ли на безо­пас­ность от столк­но­ве­ния с птицами

21 ноября

Главы Минст­роя РФ и губер­на­тор Поморья обсуди­ли в Мос­кве воп­росы пере­селе­ния граж­дан из ава­рий­ного жилья

20 ноября

В Вель­ском райо­не вве­ден каран­тин из-за африк­ан­ской чумы у свиней

Похожие материалы

30 ноября Экономика

Сухог­руз «Сия­ние Севе­ра» вошёл в сов­рем­ен­ную исто­рию осво­ения Арктики

19 ноября Экономика

Рос­сия и Нор­ве­гия опреде­лили объем добы­чи рыбы в север­ных морях на 2021 год

11 ноября Экономика

Доке­ры Архан­гель­ска обес­печи­ва­ют деся­тую часть гру­зо­обо­рота сибирс­ко­го порта Дудинка

2 ноября Экономика

Сроки стро­итель­ства трау­ле­ров для архан­гель­ских рыба­ков пере­нос­ят­ся

22 октября Экономика

Рос­сия вышла на третье место в мире по объё­му судос­тро­ения

13 октября Экономика

Сухог­руз «Сибирь» при­пи­са­ли к порту Архан­гельск

10 октября Экономика

Лай­нер «Русь Вели­кая» завер­ша­ет нави­га­цию свер­хпла­новым круи­зом «На Белое море, к див­ным островам»

1 октября Экономика

«Адми­рал флота Каса­то­нов» успе­шно про­шёл бое­вые испыта­ния в Белом море

22 сентября Экономика

В Архан­гель­ской области рас­шири­ли пере­чень райо­нов для органи­за­ции люби­тель­ского рыбо­ловства

21 сентября Экономика

Пас­саж­ир­ская нави­га­ция на Севе­ре закон­чилась

21 сентября Экономика

Трау­лер «Викинг» дос­та­вил в Архан­гельск 230 тонн трес­ки, пикши и зубатки

19 сентября Экономика

Хара­са­вей – новое нап­равле­ние в аркти­чес­ких пере­воз­ках

15 сентября Экономика

Трау­лер «Архан­гельск» при­был в род­ной порт с про­дук­ци­ей рыб­ного промысла