Рыбаки строят флот. Но перспективы пока не представляют

17 декабря 2018 14:12 Море Из газеты
Архангелогородцы ждут, что «Баренцево море» придёт к нам к юбилею тралового флота
Архангелогородцы ждут, что «Баренцево море» придёт к нам к юбилею тралового флота

Появится ли у АТФ серия новых траулеров?

На днях в Выборге спустили на воду современный рыбный траулер, который строит Архангельский траловый флот.

Несмотря на неясность перспектив выделения биоресурсов, поморские рыбаки продолжают крупные проекты модернизации промыслового флота.

Судно проекта КМТ01 получило название «Баренцево море». Аббревиатура КМТ означает «кормовой морозильный траулер». Ещё такие суда называют траулерами-процессорами. Их назначение – промысел донных пород рыб, производство готовой продукции в море и её хранение. Для отечественных верфей строительство столь современного и большого промыслового судна – пока уникальный случай.

Новые автоматизированные высокотехнологичные траулеры способны принимать улов от других добывающих судов и выпускать готовое филе, икру, консервы, рыбную печень, муку и жир высокого качества, перерабатывая фактически сто процентов сырья. Никаких сбросов в морскую воду. Траловый комплекс и фабрика позволят вести обработку до 160 тонн сырца в сутки.

Траулер был заложен на партнёрской верфи АТФ – Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) – в конце мая 2017 года. Его длина составляет 86 метров, а ширина – 17 метров. Экипаж судна и персонал фабрики – около 50 человек. «Баренцево море» – судно ледового класса Arc 3 с усилением корпуса до класса Arc 4: траулер будет добывать и перерабатывать рыбу в сложных условиях Арктики.

Судно построено приблизительно на 65 процентов, оставшиеся монтажные работы будут вестись на воде. Строители укладываются в график и планируют сдать готовый траулер осенью 2019 года, об этом во время церемонии спуска на воду сообщил гендиректор ВСЗ Александр Соловьёв. Он также подчеркнул, что в России ещё не строились настолько высокотехнологичные суда такого водоизмещения (дэдвейт – около 2 840 тонн) и такого класса.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который сам долгое время проработал в судостроительной отрасли, назвал появление столь современного судна, которое пополнит флот АТФ, историческим событием.

— Вы являетесь пионерами в решении непростой задачи, связанной с возрождением рыболовного флота, которую поставил президент России. Мы, архангелогородцы, очень ждём, что это судно придёт к нам к юбилею тралового флота, – поздравил представителей АТФ глава региона.

Сами рыбаки испытывают сдержанную радость. Стоимость одного траулера КМТ01 составляет более четырёх миллиардов рублей. При этом «Баренцево море» – головное судно в планируемой серии из четырёх траулеров. Инвестпроект, который АТФ планировал завершить к 2021 году, рассчитан на общий объём инвестиций в 16,1 миллиарда рублей.

Как уже не раз подчёркивал директор компании Алексей Заплатин, если государство откажется от исторического принципа распределения биоресурсов и часть объёма квот на вылов будет выноситься на аукционы, это не позволит вести стратегическое планирование в прежнем виде. Рыбаки будут вынуждены направлять все средства на аукционы. Это приведёт не только к сворачиванию планов по модернизации флота и переработке (АТФ прежде планировал строительство завода в Архангельске), но и замораживанию социальных проектов. О серьёзных рисках высказывались и другие руководители поморских промысловых предприятий. Не обошли стороной эту тему и участники церемонии спуска на воду судна АТФ.

— Сейчас появились разговоры о внесении каких‑то изменений в исторический принцип распределения квот. Это очень предметный разговор: исторический принцип должен быть сохранён, но если вносить в него изменения – они должны быть выверены в интересах самих рыбаков, – заявил губернатор Орлов.

Он подчеркнул, что для Архангельской и Мурманской областей рыбная отрасль – вопрос жизни. Особенно для поселкообразующих рыболовецких предприятий. Именно поэтому региональные власти относятся к проблемам рыбаков предельно внимательно.

Траулер «Баренцево море» строится по программе инвестиционных квот, которая ставила целью загрузку заказами отечественных судоверфей. Аукционы могут негативно сказаться на состоянии этой отрасли. Гендиректор ВСЗ Александр Соловьёв отметил, что отсутствие серийности в реализации проектов обновления флота долгое время было бичом отечественного судостроения. В последнее время появилась положительная тенденция. Тем не менее, ситуация с квотами на вылов краба уже проявила себя отрицательно. Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (в который входит АТФ) пока отказался от строительства десятка краболовов.

— Эти заказы для нас были крайне важны. Серии из десяти судов – это как с коммерческой, так и с производственной точки зрения очень важный заказ для завода. И то, что до сих пор не принято вообще никакого решения, влияет на завод самым негативным образом, поскольку мы просто не можем планировать свою загрузку, – посетовал руководитель предприятия, отметив, что строительство серий таких судов важно как для бюджета Выборга, так и всей Ленинградской области.

В свою очередь, Сергей Несветов, исполнительный директор СЗРК, подчеркнул, что рыбаки своими проектами стимулируют не только отечественное судостроение, но и банковский сектор.

— Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда мы сумели соблюсти три фактора: интересы рыбаков, возможности судостроителей и доверие банков. И очень важно этот баланс не потерять и не разрушить те хорошие тенденции, которые сегодня наблюдаются в отрасли.

Виктор СЕМЁНОВ Фото Вадима Нехаева •

Экономика

18 мая

В Архан­гельск ежед­невно при­быва­ет шест­на­дцать-двад­цать барж, гру­жен­ных 600 кубо­мет­рами бревен

16 мая

Шаг навстре­чу бизнесу

15 мая

Фер­меры Архан­гель­ской области полу­чат гран­ты на 37 мил­ли­онов рублей

14 мая

В Архан­гель­ской области обнару­жили под­дель­ные банк­но­ты номи­на­лом 200 и 2000 рублей

11 мая

Нави­га­цию на Белом море откры­ли рей­сом на Соловки

8 мая

Про­грамма «УМНИК» помо­жет моло­дым учё­ным реали­зовать свои раз­раб­от­ки

7 мая

Кено­зер­ские лоша­ди-мез­ен­ки получи­ли глав­ный приз меж­дуна­род­ной выставки

6 мая

В Архан­гель­ской области закон­чилось ледо­вое пла­ва­ние – нача­лась навигация

3 мая

Молоч­ные реки, тво­рож­ные берега

2 мая

Откры­тие нави­га­ции на Север­ной Двине задер­жива­ет­ся из-за затора на Пинеге

2 мая

В Архан­гель­ской области регио­наль­ную доро­гу пере­дали в феде­раль­ную собст­вен­ность

29 апреля

Приём заявок на учас­тие в «Маме-предп­ри­ни­ма­те­ле» идёт до шес­того мая

29 апреля

Обувь руч­ной работы

26 апреля

В Архан­гель­ске откры­лся Помор­ский стро­итель­ный форум и выставка Строй-Эк­спо

25 апреля

Юг Архан­гель­ской области предс­та­вля­ет осо­бый инте­рес для раз­вед­ки алмазов

Похожие материалы

16 мая Экономика

Шаг навстре­чу бизнесу

8 мая Экономика

Про­грамма «УМНИК» помо­жет моло­дым учё­ным реали­зовать свои раз­раб­от­ки

3 мая Экономика

Молоч­ные реки, тво­рож­ные берега

29 апреля Экономика

Приём заявок на учас­тие в «Маме-предп­ри­ни­ма­те­ле» идёт до шес­того мая

29 апреля Экономика

Обувь руч­ной работы

18 апреля Экономика

«Рыба­кам в тапоч­ках» откры­ли дорогу

17 апреля Экономика

Фонд «Рос­конгресс» и Аген­тство регио­наль­ного раз­ви­тия Архан­гель­ской области заключи­ли сог­лаше­ние о сот­рудни­чес­тве

17 апреля Экономика

Андрей Заика: «Сис­тема под­гот­ов­ки спе­ци­алис­тов для рыбо­ловства устарела»

17 апреля Экономика

Предп­ри­ни­ма­те­лей Поморья приг­лаша­ют на пере­гово­ры в Рим и Амстердам

17 апреля Экономика

Добро и СЛО

17 апреля Экономика

Архан­гель­ская область вос­поль­зу­ет­ся опы­том тех­ноп­ар­ка Санкт-Пет­ер­бурга

11 апреля Экономика

Коря­жем­цев поблаго­да­ри­ли за резуль­таты 2018‑го двой­ной премией

10 апреля Экономика

Инте­рес любо­го биз­неса – это парт­нёр­ство