Рыбаки строят флот. Но перспективы пока не представляют

17 декабря 2018 14:12 Море Из газеты
Архангелогородцы ждут, что «Баренцево море» придёт к нам к юбилею тралового флота
Архангелогородцы ждут, что «Баренцево море» придёт к нам к юбилею тралового флота

Появится ли у АТФ серия новых траулеров?

На днях в Выборге спустили на воду современный рыбный траулер, который строит Архангельский траловый флот.

Несмотря на неясность перспектив выделения биоресурсов, поморские рыбаки продолжают крупные проекты модернизации промыслового флота.

Судно проекта КМТ01 получило название «Баренцево море». Аббревиатура КМТ означает «кормовой морозильный траулер». Ещё такие суда называют траулерами-процессорами. Их назначение – промысел донных пород рыб, производство готовой продукции в море и её хранение. Для отечественных верфей строительство столь современного и большого промыслового судна – пока уникальный случай.

Новые автоматизированные высокотехнологичные траулеры способны принимать улов от других добывающих судов и выпускать готовое филе, икру, консервы, рыбную печень, муку и жир высокого качества, перерабатывая фактически сто процентов сырья. Никаких сбросов в морскую воду. Траловый комплекс и фабрика позволят вести обработку до 160 тонн сырца в сутки.

Траулер был заложен на партнёрской верфи АТФ – Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) – в конце мая 2017 года. Его длина составляет 86 метров, а ширина – 17 метров. Экипаж судна и персонал фабрики – около 50 человек. «Баренцево море» – судно ледового класса Arc 3 с усилением корпуса до класса Arc 4: траулер будет добывать и перерабатывать рыбу в сложных условиях Арктики.

Судно построено приблизительно на 65 процентов, оставшиеся монтажные работы будут вестись на воде. Строители укладываются в график и планируют сдать готовый траулер осенью 2019 года, об этом во время церемонии спуска на воду сообщил гендиректор ВСЗ Александр Соловьёв. Он также подчеркнул, что в России ещё не строились настолько высокотехнологичные суда такого водоизмещения (дэдвейт – около 2 840 тонн) и такого класса.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который сам долгое время проработал в судостроительной отрасли, назвал появление столь современного судна, которое пополнит флот АТФ, историческим событием.

— Вы являетесь пионерами в решении непростой задачи, связанной с возрождением рыболовного флота, которую поставил президент России. Мы, архангелогородцы, очень ждём, что это судно придёт к нам к юбилею тралового флота, – поздравил представителей АТФ глава региона.

Сами рыбаки испытывают сдержанную радость. Стоимость одного траулера КМТ01 составляет более четырёх миллиардов рублей. При этом «Баренцево море» – головное судно в планируемой серии из четырёх траулеров. Инвестпроект, который АТФ планировал завершить к 2021 году, рассчитан на общий объём инвестиций в 16,1 миллиарда рублей.

Как уже не раз подчёркивал директор компании Алексей Заплатин, если государство откажется от исторического принципа распределения биоресурсов и часть объёма квот на вылов будет выноситься на аукционы, это не позволит вести стратегическое планирование в прежнем виде. Рыбаки будут вынуждены направлять все средства на аукционы. Это приведёт не только к сворачиванию планов по модернизации флота и переработке (АТФ прежде планировал строительство завода в Архангельске), но и замораживанию социальных проектов. О серьёзных рисках высказывались и другие руководители поморских промысловых предприятий. Не обошли стороной эту тему и участники церемонии спуска на воду судна АТФ.

— Сейчас появились разговоры о внесении каких‑то изменений в исторический принцип распределения квот. Это очень предметный разговор: исторический принцип должен быть сохранён, но если вносить в него изменения – они должны быть выверены в интересах самих рыбаков, – заявил губернатор Орлов.

Он подчеркнул, что для Архангельской и Мурманской областей рыбная отрасль – вопрос жизни. Особенно для поселкообразующих рыболовецких предприятий. Именно поэтому региональные власти относятся к проблемам рыбаков предельно внимательно.

Траулер «Баренцево море» строится по программе инвестиционных квот, которая ставила целью загрузку заказами отечественных судоверфей. Аукционы могут негативно сказаться на состоянии этой отрасли. Гендиректор ВСЗ Александр Соловьёв отметил, что отсутствие серийности в реализации проектов обновления флота долгое время было бичом отечественного судостроения. В последнее время появилась положительная тенденция. Тем не менее, ситуация с квотами на вылов краба уже проявила себя отрицательно. Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (в который входит АТФ) пока отказался от строительства десятка краболовов.

— Эти заказы для нас были крайне важны. Серии из десяти судов – это как с коммерческой, так и с производственной точки зрения очень важный заказ для завода. И то, что до сих пор не принято вообще никакого решения, влияет на завод самым негативным образом, поскольку мы просто не можем планировать свою загрузку, – посетовал руководитель предприятия, отметив, что строительство серий таких судов важно как для бюджета Выборга, так и всей Ленинградской области.

В свою очередь, Сергей Несветов, исполнительный директор СЗРК, подчеркнул, что рыбаки своими проектами стимулируют не только отечественное судостроение, но и банковский сектор.

— Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда мы сумели соблюсти три фактора: интересы рыбаков, возможности судостроителей и доверие банков. И очень важно этот баланс не потерять и не разрушить те хорошие тенденции, которые сегодня наблюдаются в отрасли.

Виктор СЕМЁНОВ Фото Вадима Нехаева •

Экономика

20 марта

Эле­мент гос­поли­тики

20 марта

Вто­рой форум аркти­чес­ких муни­ципа­ли­те­тов прой­дет в Санкт-Пет­ер­бурге

19 марта

С пер­вого июля выплата по уходу за деть­ми-ин­вали­дами уве­лич­ит­ся почти в два раза

19 марта

В Архан­гель­ске откры­лся тор­говый дом Армении

17 марта

Для рабо­ты на Белом море доба­вили допол­нитель­но еще один ледо­кол – «Капи­тан Драницын»

16 марта

Мур­манс­кий тан­кер «Вар­зуга» стал архан­гело­гор­од­цем

14 марта

В Архан­гель­ске соби­ра­ют­ся построить завод по про­из­водству сжи­жен­ного газа

14 марта

В Архан­гель­ской области оце­нили вост­ре­бов­ан­ность мер под­дер­жки предп­ри­ни­ма­тель­ства

13 марта

Сиг­нал для судов­ладель­цев

12 марта

На Аркти­чес­ком фору­ме обсу­дят раз­ви­тие миро­вого судос­тро­ения

11 марта

В Архан­гель­ской области про­шли «Уро­ки цифры»

8 марта

Дере­вян­ные палоч­ки за 24 часа

7 марта

Обменя­ем­ся домами

7 марта

«Илим»: ищем луч­ших выпуск­ни­ков луч­ших вузов

5 марта

В Вель­ском райо­не пла­ниру­ют получать 24 тонны радуж­ной форе­ли в год

Похожие материалы

17 марта Экономика

Для рабо­ты на Белом море доба­вили допол­нитель­но еще один ледо­кол – «Капи­тан Драницын»

16 марта Экономика

Мур­манс­кий тан­кер «Вар­зуга» стал архан­гело­гор­од­цем

13 марта Экономика

Сиг­нал для судов­ладель­цев

12 марта Экономика

На Аркти­чес­ком фору­ме обсу­дят раз­ви­тие миро­вого судос­тро­ения

26 февраля Экономика

У при­чала завода «Крас­ная куз­ница» в Архан­гель­ске про­из­вод­ит­ся нео­быч­ная операция

18 февраля Экономика

Тан­кер «Вар­зуга» уже месяц стоит на рейде у остро­ва Крас­ноф­лот­ский

10 февраля Экономика

С 15 фев­раля капи­таны судов, рабо­та­ющих на Белом море, будут пользо­вать­ся помощью ледоколов

3 февраля Экономика

Тан­кер «Индига» сме­нил про­пис­ку и стал архан­гело­гор­од­цем

24 января Экономика

Теп­ло­ход «Инже­нер Тру­бин» про­стоял в Архан­гель­ске почти два месяца

24 января Экономика

Спор­ная рыба доп­лыла до Сове­та Федерации

13 января Экономика

Из Архан­гель­ского рыб­ного порта вышел в рейс трау­лер «Ачинск»

11 января Экономика

Воен­ные гид­рогра­фы Север­ного флота последни­ми закон­чили зим­нюю навигацию

5 января Экономика

На Белом море нача­лось актив­ное ледо­об­разо­ва­ние