Осенний ледоход на Северной Двине продолжается больше месяца

9 декабря 2019 16:28 Море Транспорт
фото автора
фото автора

Несколько морозных суток, грянувших в первые дни ноября на Северо-Западе России, и следующая за ними череда оттепелей вот уже месяц держат в напряжении транспортный комплекс Архангельского порта

Тогда за короткий срок устье Северной Двины покрылось тонким слоем льда, который первое время легко преодолевали как морские, так и портовые суда. Но уже 6 ноября Архангельский речной порт отравил работать на островных переправах буксиры ледового класса, а 10 ноября все плавсредства, не имеющие ледового класса, встали до весны в места зимовки.

Так происходит каждую осень уже более сорока лет; по перволедку ледоколы прокладывают канал на речных фарватерах, строго придерживаясь створных знаков. По мере увеличения толщины льда служба капитана порта поднимает требования по крепости корпуса и мощности двигателя к судам, следующим в Архангельск. А созданный природой и людьми ледовый канал не только не ограничивает плавание на акватории, но и гарантирует, что суда не окажутся на мели.

Нынешней осенью четко отлаженная схема дала сбой. С наступлением тепла ледовые поля в больших количествах начали с речных верховий дрейфовать в устье, образуя осенний ледоход. Такое явление – редкость, на северных реках происходит раз в пять-шесть лет и обычно длится пару-трое суток. Лед, как правило, с отливом уходит в море или задерживается береговым припаем, а вскоре морозы сковывают реку крепко-накрепко. Однако оттепели не прекращались. Хуже того, лед, приносимый течением на акваторию порта, словно пробкой стал закрывать фарватеры и рейды.

Мощь «ледовой пробки» испытали на себе не только экипажи и пассажиры буксиров, работающих на переправах. Грузовые суда, следовавшие по судовому ходу, тратили на переходы по полусуток там, где в обычное время уходило два-три часа. Например, 12 ноября теплоходы «Георгий Ушаков» и «Механик Пятлин» шли от острова Мудьюг до Соломбалы более десяти часов. Помогавшие им буксиры оказались беспомощными перед силой природы, даже портовые ледоколы были малоэффективными. Ледокольщики признавались: «Лед словно вата; белый и пушистый – с виду, цепкий и неподатливый – на деле».

Чтобы разрядить «ледовую пробку» штаб ледовых операций решил использовать линейный ледокол «Диксон». Пройдя сложный участок на Соломбальском рейде и в Маймаксе, ледокол высвободил из ледового плена бункеровщик «Кама», дал возможность двигаться танкеру «Нептун» и теплоходу «Надежда». Пятикилометровая пробка уплыла в море, на некоторое время очистив ото льда портовые воды.

Вопреки ожиданиям теплые атмосферные фронты продолжали атаковать Северо-Запад России. Ледовый покров в верховьях и в среднем течении Северной Двины разрушался, из-за длительных оттепелей на реке установилось одностороннее течение; ледовые поля все прибывали и прибывали в устье: на мелководье они образовывали стамухи, вдоль берегов обрастали перемычками льда, перекрывали заторами речное русло. Дрейфующие скопления торосов держали днем и ночью в напряжении экипажи судов, как стоящих на якоре, так и ошвартованных у причала.

Капитан Архангельского порта в середине ноября издал еще одно распоряжение, в котором в портовых водах разрешалось самостоятельное движение судов усиленного ледового класса. Всем другим для переходов требовался ледокол. Кто знаком с экономикой морского транспорта знает, чем лучше судовая конструкция, чем мощнее двигатель, тем дороже на судне стоимость перевозки грузов. И работа ледокола – удовольствие не из дешевых – пятая часть из общей суммы всех портовых сборов.

С начала осеннего ледохода миновал месяц; сейчас его интенсивность слабее, чем в первые дни. Фарватеры порта от Городского рейда до грузовых районов Экономия и Талаги, где флот не прекращал работать, временами вообще очищались ото льда.

В таких непростых условиях в Архангельском порту побывали около полусотни морских судов. К примеру, вернулись из дальней Арктики судно-снабженец «Михаил Сомов» и сухогрузы «Таймыр» и «Ермак». С промысла из Баренцева моря прибыли с грузом рыбопродукции траулеры «Ягры» и «Архангельск». Вышли – с грузом пилолеса в Александрию теплоход «Инженер Вешняков», с металлоломом на Турцию иностранный «Pride». По два рейса на Соловки выполнили суда серии река-море «Балтийский-108» и «Ладога-11».

Заглядывая в будущее, гидрологи дают осторожный прогноз – ледообразование на северных реках возобновится в середине декабря. Климатическая карта показывает, как со стороны Средиземного моря через Европу и Балтику к нам, на Север, идет поток тепла. И когда будет конец оттепелям, дождям и мокрому снегу, а с ним и ледоходу – неведомо никому.

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

Экономика

7 апреля

В Архан­гель­ской области могут сни­зить став­ки по УСН с 6 до 4 процентов

7 апреля

Трис­та два пред­при­ятия Архан­гель­ской области органи­зо­ва­ли дос­тавку гото­вой еды

6 апреля

В Архан­гель­ской области раз­рабо­тали меры под­дер­жки бизнеса

6 апреля

В Архан­гель­ске обсуди­ли кад­ро­вое обес­пече­ние пред­при­ятий лес­ной отрасли

5 апреля

Про­из­водст­вен­ные рекор­ды и социаль­ное парт­нёр­ство

4 апреля

Архан­гель­ский порт рабо­та­ет в режиме кол­лек­тив­ной само­изо­ля­ции

3 апреля

Боль­шинство эко­но­ми­чес­ки активных рос­си­ян меч­та­ют выйти на работу

3 апреля

Север­ные уче­ные занялись изу­чени­ем полез­ных свойств торфа

2 апреля

Право рабо­тать имеют мага­зины, кото­рые тор­гу­ют това­рами пер­вой необ­ходи­мос­ти

1 апреля

На сайте ФНС соз­дан раз­дел под­дер­жки бизнеса

1 апреля

В пере­чень сис­темо­об­раз­ую­щих органи­за­ций Архан­гель­ской области вошло 71 пред­при­ятие

1 апреля

Гене­раль­ный дирек­тор АЦБК Дмит­рий Зылев: «Мы гото­вы рабо­тать в усло­ви­ях форс-мажо­ра"

1 апреля

АЦБК и ГК «Титан» пере­дают 20 мил­ли­онов руб­лей меди­цин­ским учрежде­ни­ям региона

30 марта

К концу 2020 года более 100 обману­тых доль­щи­ков в Архан­гель­ской области полу­чат жильё

30 марта

В аэро­пор­ту Архан­гельск отменя­ют­ся все меж­дуна­род­ные рейсы и часть внут­рен­них

Похожие материалы

4 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт рабо­та­ет в режиме кол­лек­тив­ной само­изо­ля­ции

28 марта Экономика

Рыба­ки, веду­щие про­мы­сел в Север­ном бас­сейне, столк­ну­лись с про­бле­мой смены экипажа

19 марта Экономика

Аквакуль­тур­ное нас­ле­дие Соловков

19 марта Происшествия

В Севе­род­винске осуж­дены моря­ки – рас­хити­тели госу­дарст­вен­ной собст­вен­ности

19 марта Экономика

Архан­гель­ский водо­рос­левый ком­би­нат: Загото­ви­те­ли водо­рос­лей – это не про­фес­сия, а искусство

18 марта Экономика

Ато­мо­ход «Сев­морпуть» вышел из Архан­гель­ска на трас­су Север­ного морс­ко­го пути

2 марта Экономика

Ато­мо­ход «Сев­морпуть» идёт в Архан­гельск

21 февраля Экономика

С нача­ла 2020 года в Обскую губу вышли 14 архан­гель­ских судов

19 февраля Экономика

Рыбал­ка длит­ся целый век

19 февраля Экономика

Сухог­руз «Ладо­га – 11» нав­сегда расп­ро­щал­ся с морем

13 февраля Экономика

Новый земс­на­ряд «Юрий Мас­лю­ков» при­нят в сос­тав архан­гель­ского «Рос­мор­пор­та»

10 февраля Экономика

По льдам Бело­го моря про­шёл пер­вый кара­ван судов

7 февраля Экономика

АТФ полу­чит четы­ре новых трау­лера от Выборгско­го судос­тро­итель­ного завода