Осенний ледоход на Северной Двине продолжается больше месяца

9 декабря 2019 16:28 Море Транспорт
фото автора
фото автора

Несколько морозных суток, грянувших в первые дни ноября на Северо-Западе России, и следующая за ними череда оттепелей вот уже месяц держат в напряжении транспортный комплекс Архангельского порта

Тогда за короткий срок устье Северной Двины покрылось тонким слоем льда, который первое время легко преодолевали как морские, так и портовые суда. Но уже 6 ноября Архангельский речной порт отравил работать на островных переправах буксиры ледового класса, а 10 ноября все плавсредства, не имеющие ледового класса, встали до весны в места зимовки.

Так происходит каждую осень уже более сорока лет; по перволедку ледоколы прокладывают канал на речных фарватерах, строго придерживаясь створных знаков. По мере увеличения толщины льда служба капитана порта поднимает требования по крепости корпуса и мощности двигателя к судам, следующим в Архангельск. А созданный природой и людьми ледовый канал не только не ограничивает плавание на акватории, но и гарантирует, что суда не окажутся на мели.

Нынешней осенью четко отлаженная схема дала сбой. С наступлением тепла ледовые поля в больших количествах начали с речных верховий дрейфовать в устье, образуя осенний ледоход. Такое явление – редкость, на северных реках происходит раз в пять-шесть лет и обычно длится пару-трое суток. Лед, как правило, с отливом уходит в море или задерживается береговым припаем, а вскоре морозы сковывают реку крепко-накрепко. Однако оттепели не прекращались. Хуже того, лед, приносимый течением на акваторию порта, словно пробкой стал закрывать фарватеры и рейды.

Мощь «ледовой пробки» испытали на себе не только экипажи и пассажиры буксиров, работающих на переправах. Грузовые суда, следовавшие по судовому ходу, тратили на переходы по полусуток там, где в обычное время уходило два-три часа. Например, 12 ноября теплоходы «Георгий Ушаков» и «Механик Пятлин» шли от острова Мудьюг до Соломбалы более десяти часов. Помогавшие им буксиры оказались беспомощными перед силой природы, даже портовые ледоколы были малоэффективными. Ледокольщики признавались: «Лед словно вата; белый и пушистый – с виду, цепкий и неподатливый – на деле».

Чтобы разрядить «ледовую пробку» штаб ледовых операций решил использовать линейный ледокол «Диксон». Пройдя сложный участок на Соломбальском рейде и в Маймаксе, ледокол высвободил из ледового плена бункеровщик «Кама», дал возможность двигаться танкеру «Нептун» и теплоходу «Надежда». Пятикилометровая пробка уплыла в море, на некоторое время очистив ото льда портовые воды.

Вопреки ожиданиям теплые атмосферные фронты продолжали атаковать Северо-Запад России. Ледовый покров в верховьях и в среднем течении Северной Двины разрушался, из-за длительных оттепелей на реке установилось одностороннее течение; ледовые поля все прибывали и прибывали в устье: на мелководье они образовывали стамухи, вдоль берегов обрастали перемычками льда, перекрывали заторами речное русло. Дрейфующие скопления торосов держали днем и ночью в напряжении экипажи судов, как стоящих на якоре, так и ошвартованных у причала.

Капитан Архангельского порта в середине ноября издал еще одно распоряжение, в котором в портовых водах разрешалось самостоятельное движение судов усиленного ледового класса. Всем другим для переходов требовался ледокол. Кто знаком с экономикой морского транспорта знает, чем лучше судовая конструкция, чем мощнее двигатель, тем дороже на судне стоимость перевозки грузов. И работа ледокола – удовольствие не из дешевых – пятая часть из общей суммы всех портовых сборов.

С начала осеннего ледохода миновал месяц; сейчас его интенсивность слабее, чем в первые дни. Фарватеры порта от Городского рейда до грузовых районов Экономия и Талаги, где флот не прекращал работать, временами вообще очищались ото льда.

В таких непростых условиях в Архангельском порту побывали около полусотни морских судов. К примеру, вернулись из дальней Арктики судно-снабженец «Михаил Сомов» и сухогрузы «Таймыр» и «Ермак». С промысла из Баренцева моря прибыли с грузом рыбопродукции траулеры «Ягры» и «Архангельск». Вышли – с грузом пилолеса в Александрию теплоход «Инженер Вешняков», с металлоломом на Турцию иностранный «Pride». По два рейса на Соловки выполнили суда серии река-море «Балтийский-108» и «Ладога-11».

Заглядывая в будущее, гидрологи дают осторожный прогноз – ледообразование на северных реках возобновится в середине декабря. Климатическая карта показывает, как со стороны Средиземного моря через Европу и Балтику к нам, на Север, идет поток тепла. И когда будет конец оттепелям, дождям и мокрому снегу, а с ним и ледоходу – неведомо никому.

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

Экономика

25 сентября

В Архан­гель­ской области появи­лись два резид­ен­та Аркти­чес­кой зоны

25 сентября

Послы мало­го биз­неса: Аген­тство регио­наль­ного раз­ви­тия вновь наби­ра­ет амбасса­до­ров

24 сентября

Бело­русы вышли на пло­щадь в Архан­гель­ске

24 сентября

В Архан­гель­ске откры­лась тор­го­вая часть Мар­гари­тин­ки

24 сентября

Мар­гари­тин­ка вне­сёт измене­ния в дви­же­ние архан­гель­ских автоб­ус­ных маршрутов

24 сентября

В Архан­гель­ской области добы­ли алмаз весом более 108 карат

23 сентября

Банк Рос­сии начал еже­мес­яч­но пуб­лико­вать ана­ли­ти­ку о дина­мике цен в Архан­гель­ской области

22 сентября

Све­жий номер жур­на­ла «Про­фес­сия – предп­ри­ни­ма­тель» выхо­дит 24 сентября

22 сентября

В Архан­гель­ской области рас­шири­ли пере­чень райо­нов для органи­за­ции люби­тель­ского рыбо­ловства

22 сентября

Во время Мар­гари­тин­ки в Пет­ровс­ком парке откро­ет­ся «Мас­теро­вой дворик»

22 сентября

С пер­вого октября пен­си­оне­ры, исполь­зу­ющие бан­ковс­кие кар­ты, перей­дут на пла­тёж­ную сис­тему «Мир»

21 сентября

Пас­саж­ир­ская нави­га­ция на Севе­ре закон­чилась

21 сентября

Трау­лер «Викинг» дос­та­вил в Архан­гельск 230 тонн трес­ки, пикши и зубатки

19 сентября

Хара­са­вей – новое нап­равле­ние в аркти­чес­ких пере­воз­ках

18 сентября

Дело­вая про­грамма Мар­гари­тин­ки прой­дёт в онлайн-режи­ме

Похожие материалы

24 сентября Экономика

Мар­гари­тин­ка вне­сёт измене­ния в дви­же­ние архан­гель­ских автоб­ус­ных маршрутов

10 сентября Экономика

За пери­од каран­тина пас­сажи­ро­по­ток в Архан­гель­ске упал в шесть раз

23 августа Экономика

От Онежс­ко­го трак­та до Нёноксы

7 августа Экономика

Откры­лось регул­яр­ное авиа­со­об­ще­ние по марш­ру­ту Архан­гельск – Вельск – Вологда

16 июля Экономика

В Архан­гель­ске на ремонт дорог потра­тят мил­ли­ард рублей

6 июля Экономика

Алек­сандр Цыбуль­ский и глава РЖД дого­вори­лись о стро­итель­стве желез­нодо­рож­ного пере­ез­да в Вельске

17 мая Экономика

На Солов­ках про­дол­жа­ет­ся реконст­рук­ция аэропорта

10 апреля Экономика

Ледо­колы завер­ша­ют зим­нюю кампанию

30 марта Экономика

В аэро­пор­ту Архан­гельск отменя­ют­ся все меж­дуна­род­ные рейсы и часть внут­рен­них

27 марта Экономика

Архан­гель­ская область вошла в пятёр­ку лиде­ров по сни­же­нию стои­мос­ти ОСАГО

26 марта Экономика

В Архан­гель­ске на желез­нодо­рож­ном мосту с 1 апреля вво­дят­ся ограни­че­ния движения

24 марта Экономика

В Верх­не­тоем­ском райо­не нача­ли ремон­тиро­вать доро­гу Усть-Вага – Ядриха

18 марта Экономика

Ато­мо­ход «Сев­морпуть» вышел из Архан­гель­ска на трас­су Север­ного морс­ко­го пути