Руководство ВМФ России рассматривает возможность строительства подводных лодок с резко сокращённой численностью экипажа - атомных «субмарин-роботов».
Речь о подлодках проекта 705 «Лира», получивших в классификационном реестре НАТО имя – Alfa, сообщает портал "Северная неделя".
«Правда, как показала практика эксплуатации этих подлодок, у этих кораблей наряду с безусловными достоинствами имелся и один недостаток – малый уровень надёжности», - пишет автор публикации Олег Андреев, - Невероятно высокая скорость хода (до 41 узла), за что лодки заслуженно получили прозвище «подводных истребителей», их титановый корпус, глубина погружения, малозаметность заставляли всерьёз считаться с «Лирами» наших потенциальных противников на океанских рубежах. А в знаменитом американском блокбастере «К-19» одна из них даже присутствует в качестве якобы главной подлодки-«злодейки».
Вместе с тем ряд специалистов по-прежнему считает, что подлодки проекта 705, экипаж которых «был сокращён до 32 человек против 70 и более у кораблей аналогичного класса, оказались не слишком удачными из-за сложного технического обслуживания, которое приводило к длительным перерывам между их походами». К тому же, несмотря на отсутствие аварий с жертвами, надёжность отдельных систем и оборудования «Лиры» якобы была недостаточной».
Сегодня специалисты отталкиваются от идеи, что совершенно не обязательно строить «полностью революционную лодку», какой представлялся 705-м проект, а более рациональным было бы создать «субмарину-робота» с обычным для этого класса водоизмещением на основе отработанных технических решений и с ростом автоматизации. Экипаж такой субмарины может насчитывать всего 30-40 человек.
Атомные подводные лодки проекта 705 (705К) «Лира» строились для ВМФ Советского Союза в Ленинграде и в Северодвинске. Всего с 1971 по 1981 годы флот страны Советов получил семь кораблей этого проекта.
В период 90-х годов лодки проекта 705 были выведены из состава флота и утилизированы, в том числе и в Северодвинске.