Русский полярный путь – альтернатива трубопроводному

6 июня 2020 10:47 Из газеты
Фото patriot-pomor.ru
Фото patriot-pomor.ru

Появилась информация о возможном строительстве глубоководного порта в Индиге. Что это даст Архангельской области и Ненецкому автономному округу?

Клавдий КорняковОб этом сегодня размышляет Клавдий Корняков, кандидат экономических наук, доцент Института права и национальной безопасности при Президенте РФ:

— В 50‑е годы мне посчастливилось работать на судах Северного морского пароходства и выполнять программу северного завоза. Хорошо помню портопункты Чеша, Ома, Индига, Мезень, Нарьян-Мар и Амдерма, чуть позже портопункты на Новой Земле – Рогачёв и Белужье.

И вот в те далёкие годы в прессе стали появляться фантастические планы по строительству железной дороги с промышленного Урала в Архангельскую область. Появился проект «Белкомур». Этот проект целиком проходит по российской территории – на значительном удалении от государственных границ России и вблизи перспективных нефтегазоносных территорий Западной Сибири, магистраль может существенно повысить национальную и транспортную безопасность страны. Уже тогда все поняли, что удешевление перевозок за счёт сокращения расстояний перевозки грузов будет существенно способствовать развитию внешнеэкономических связей районов тяготения, особенно для промышленного Урала. О начале строительства «Белкомура» разговоры идут, если память не изменяет, более 30 лет, и вот появилась информация, что планируется начать проектирование в ближайшие два года, а затем будет развёрнуто строительство.

Известно, что общая протяжённость железнодорожного участка Ивдель – Индига составляет около 1200 километров, участок нового транспортного строительства железной дороги, по предварительным подсчётам, – около тысячи. Расстояние перевозки грузов по железной дороге со Среднего Урала и Сибири до бухты Индига на 250 километров короче, чем в порт Архангельск. Идея учёных и региональных руководителей перешла в центральные государственные органы. Стали появляться проекты, программы, стратегии, и казалось, что дело пошло.

Особый акцент в этой программе сделан на строительстве порта Индига. Русский полярный путь, утверждают учёные и эксперты, может стать наиболее эффективной альтернативой трубопроводному транспорту нефти. Для этого достаточно (во всяком случае для начала) построить нефтяной терминал в Индиге, самой восточной из незамерзающих бухт Баренцева моря.

Кстати, помимо исключительно выгодного географического положения, бухта Индига не замерзает большую часть года – до неё доходит Гольфстрим, – и обладает хорошими глубинами для подхода океанских судов. Создание транспортного узла в бухте Индига превратит месторождения полезных ископаемых НАО, ранее «запертых» на огромных пространствах тундры, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов – как отечественных, так и иностранных. Транспортный узел Индига станет важной составляющей экономического развития всего Европейского Севера России. Кроме того, неподалёку от неё, на материковой части Ненецкого автономного округа, располагаются Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторождения с запасами более 160 млрд кубометров. Но их невозможно разрабатывать, поскольку здесь нет инфраструктуры для транспортировки «голубого золота».

Поэтому проект строительства нового российского арктического порта в бухте Индига носит комплексный характер. Так же, как в Сабетте, но здесь практически всё сделано: и порт, и город, и производства. Однако, по мере развития транспортного сообщения порта Индига с Большой землёй грузооборот этого порта может достичь 30 млн тонн в год.

В перспективе порт Индига может давать альтернативную возможность для соединения Северного морского пути с транспортным коридором Восток – Запад, а также для интеграции Ненецкого автономного округа с транспортной сетью России, в частности с Балтийской транспортной системой и направлением железной дороги Воркута – Котлас – Коноша.

Базовым грузоотправителем порта Индига на первом этапе станет нефтяная компания «Роснефть», которая в сотрудничестве с группой АЛЛТЭК и намеревается строить СПГ-завод на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений. Заинтересована она и в развитии самого порта, поскольку «Роснефти» принадлежит 78 процентов лицензий, выданных правительством на разработку углеводородов на шельфах северных морей.

Сколько будет стоить строительство нового опорного порта в западной части Российской Арктики, станет известно после проведения натурных изысканий и подготовки соответствующего проекта. Например, совокупная стоимость строительства СПГ-завода и морского порта в ямальской Сабетте, осуществляемого на принципах государственно-частного партнёрства, составляет более одного триллиона рублей. Однако без вложения столь существенных денег должного эффекта от индивидуального освоения российской части Арктики не получить. А если нас не будет в Арктике, значит, там будут другие…

Недавно глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывал президенту Владимиру Путину о деятельности компании, но пока не было сказано о намерениях по Индиге. Хотя в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года предусмотрено строительство многофункционального порта-хаба в Индиге, что позволит создать благоприятные условия для обустройства трубопроводного транспорта по схеме Харьяга – Индига с организацией терминала в районе мыса Большой Румяничный. В перспективе до 2030 года к порту подойдёт железная дорога Сосногорск – Индига. Так что это очень перспективное направление, а, значит, будет развиваться.

Ирина СОСНОВСКАЯ

Экономика

3 марта

Минп­ро­мторг Рос­сии одоб­рил про­грамму повыше­ния эко­ло­ги­чес­кой эффек­тив­ности АЦБК

2 марта

Архан­гель­ская область полу­чит полмилли­ар­да руб­лей на реше­ние жилищ­ных про­блем населения

2 марта

В Поморье на борь­бу с сер­дечно-сосу­дис­тыми и онколо­гич­ес­ким заболе­вани­ями выде­лят более 300 мил­ли­онов рублей

28 февраля

Спе­ци­алист Банка Рос­сии: «Вклю­чите мак­сималь­ную осто­рож­ность»

26 февраля

«Неог­рани­чен­ные воз­мож­нос­ти для ограни­чен­ного биз­неса»: лес­ной отель «Голу­бино»

25 февраля

В 2020 году в Архан­гель­ской области и НАО выяви­ли 60 под­дель­ных банкнот

24 февраля

Алек­сандр Цыбуль­ский будет лично кон­троль реали­за­цию наци­ональ­ных про­ек­тов в регионе

24 февраля

Предп­ри­ни­ма­те­лей Архан­гель­ска нау­чат коопер­атив­ным схемам

23 февраля

Cтоян­ка трау­лера «Дарья» затяги­ва­ет­ся на неоп­реде­лен­ное время

23 февраля

В Рос­сии пла­ниру­ют изменить рас­чёт стажа для дос­рочно­го выхода на пенсию

21 февраля

В Устья­нс­ком райо­не появит­ся один из круп­нейш­их на Севе­ро-Запа­де Рос­сии живот­нов­од­чес­кий комплекс

18 февраля

В январе в Поморье замед­лился рост цен на услуги

18 февраля

Теп­ло­ход СМП «Инже­нер Пла­вин­ский» отпра­вили на метал­ло­лом

18 февраля

Поморье полу­чит 2,5 мил­ли­ар­да руб­лей на обес­пече­ние жите­лей качест­ве­нной питье­вой водой

17 февраля

Архан­гельс­кст­ат сооб­щил о тем­пах роста цен на това­ры и услу­ги в регионе

Похожие материалы

28 февраля Экономика

Спе­ци­алист Банка Рос­сии: «Вклю­чите мак­сималь­ную осто­рож­ность»

18 февраля Экономика

Поморье полу­чит 2,5 мил­ли­ар­да руб­лей на обес­пече­ние жите­лей качест­ве­нной питье­вой водой

8 января Экономика

Упор на семью: как в Архан­гель­ской области живёт ферма во время пандемии

23 декабря Экономика

«АГД ДАЙ­МОНДС» под­во­дит итоги рабо­ты в 2020 году

27 ноября Экономика

Социаль­ным предп­ри­ни­ма­те­лям области гото­вы рас­ска­зать о мерах под­дер­жки, на кото­рые они могут рас­счи­тывать

29 октября Экономика

Госу­дарст­вен­ная Дума при­няла поправки, позволя­ющие получить «ипо­теч­ные кани­кулы» для мик­роб­из­неса

24 октября Экономика

Само­заня­тые Архан­гель­ской области смо­гут вос­поль­зовать­ся мера­ми поддержки

8 октября Экономика

Мар­гари­тин­ка зазвуча­ла по‑новому

1 октября Экономика

Мед­раб­от­ники Поморья полу­чат за сен­тябрь регио­наль­ные выплаты за рабо­ту с паци­ен­тами с коро­нави­ру­сом

25 сентября Экономика

В Архан­гель­ской области появи­лись два резид­ен­та Аркти­чес­кой зоны

24 сентября Экономика

Бело­русы вышли на пло­щадь в Архан­гель­ске

22 августа Экономика

В Коряж­ме полным ходом идет реали­за­ция двух серьёз­ных эко­ло­ги­чес­ких проектов

21 августа Экономика

Рефор­ма ТКО: выход из пато­вой ситуации