Русский полярный путь – альтернатива трубопроводному

6 июня 10:47 Из газеты
Фото patriot-pomor.ru
Фото patriot-pomor.ru

Появилась информация о возможном строительстве глубоководного порта в Индиге. Что это даст Архангельской области и Ненецкому автономному округу?

Клавдий КорняковОб этом сегодня размышляет Клавдий Корняков, кандидат экономических наук, доцент Института права и национальной безопасности при Президенте РФ:

— В 50‑е годы мне посчастливилось работать на судах Северного морского пароходства и выполнять программу северного завоза. Хорошо помню портопункты Чеша, Ома, Индига, Мезень, Нарьян-Мар и Амдерма, чуть позже портопункты на Новой Земле – Рогачёв и Белужье.

И вот в те далёкие годы в прессе стали появляться фантастические планы по строительству железной дороги с промышленного Урала в Архангельскую область. Появился проект «Белкомур». Этот проект целиком проходит по российской территории – на значительном удалении от государственных границ России и вблизи перспективных нефтегазоносных территорий Западной Сибири, магистраль может существенно повысить национальную и транспортную безопасность страны. Уже тогда все поняли, что удешевление перевозок за счёт сокращения расстояний перевозки грузов будет существенно способствовать развитию внешнеэкономических связей районов тяготения, особенно для промышленного Урала. О начале строительства «Белкомура» разговоры идут, если память не изменяет, более 30 лет, и вот появилась информация, что планируется начать проектирование в ближайшие два года, а затем будет развёрнуто строительство.

Известно, что общая протяжённость железнодорожного участка Ивдель – Индига составляет около 1200 километров, участок нового транспортного строительства железной дороги, по предварительным подсчётам, – около тысячи. Расстояние перевозки грузов по железной дороге со Среднего Урала и Сибири до бухты Индига на 250 километров короче, чем в порт Архангельск. Идея учёных и региональных руководителей перешла в центральные государственные органы. Стали появляться проекты, программы, стратегии, и казалось, что дело пошло.

Особый акцент в этой программе сделан на строительстве порта Индига. Русский полярный путь, утверждают учёные и эксперты, может стать наиболее эффективной альтернативой трубопроводному транспорту нефти. Для этого достаточно (во всяком случае для начала) построить нефтяной терминал в Индиге, самой восточной из незамерзающих бухт Баренцева моря.

Кстати, помимо исключительно выгодного географического положения, бухта Индига не замерзает большую часть года – до неё доходит Гольфстрим, – и обладает хорошими глубинами для подхода океанских судов. Создание транспортного узла в бухте Индига превратит месторождения полезных ископаемых НАО, ранее «запертых» на огромных пространствах тундры, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов – как отечественных, так и иностранных. Транспортный узел Индига станет важной составляющей экономического развития всего Европейского Севера России. Кроме того, неподалёку от неё, на материковой части Ненецкого автономного округа, располагаются Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторождения с запасами более 160 млрд кубометров. Но их невозможно разрабатывать, поскольку здесь нет инфраструктуры для транспортировки «голубого золота».

Поэтому проект строительства нового российского арктического порта в бухте Индига носит комплексный характер. Так же, как в Сабетте, но здесь практически всё сделано: и порт, и город, и производства. Однако, по мере развития транспортного сообщения порта Индига с Большой землёй грузооборот этого порта может достичь 30 млн тонн в год.

В перспективе порт Индига может давать альтернативную возможность для соединения Северного морского пути с транспортным коридором Восток – Запад, а также для интеграции Ненецкого автономного округа с транспортной сетью России, в частности с Балтийской транспортной системой и направлением железной дороги Воркута – Котлас – Коноша.

Базовым грузоотправителем порта Индига на первом этапе станет нефтяная компания «Роснефть», которая в сотрудничестве с группой АЛЛТЭК и намеревается строить СПГ-завод на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений. Заинтересована она и в развитии самого порта, поскольку «Роснефти» принадлежит 78 процентов лицензий, выданных правительством на разработку углеводородов на шельфах северных морей.

Сколько будет стоить строительство нового опорного порта в западной части Российской Арктики, станет известно после проведения натурных изысканий и подготовки соответствующего проекта. Например, совокупная стоимость строительства СПГ-завода и морского порта в ямальской Сабетте, осуществляемого на принципах государственно-частного партнёрства, составляет более одного триллиона рублей. Однако без вложения столь существенных денег должного эффекта от индивидуального освоения российской части Арктики не получить. А если нас не будет в Арктике, значит, там будут другие…

Недавно глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывал президенту Владимиру Путину о деятельности компании, но пока не было сказано о намерениях по Индиге. Хотя в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года предусмотрено строительство многофункционального порта-хаба в Индиге, что позволит создать благоприятные условия для обустройства трубопроводного транспорта по схеме Харьяга – Индига с организацией терминала в районе мыса Большой Румяничный. В перспективе до 2030 года к порту подойдёт железная дорога Сосногорск – Индига. Так что это очень перспективное направление, а, значит, будет развиваться.

Ирина СОСНОВСКАЯ

Экономика

25 сентября

В Архан­гель­ской области появи­лись два резид­ен­та Аркти­чес­кой зоны

25 сентября

Послы мало­го биз­неса: Аген­тство регио­наль­ного раз­ви­тия вновь наби­ра­ет амбасса­до­ров

24 сентября

Бело­русы вышли на пло­щадь в Архан­гель­ске

24 сентября

В Архан­гель­ске откры­лась тор­го­вая часть Мар­гари­тин­ки

24 сентября

Мар­гари­тин­ка вне­сёт измене­ния в дви­же­ние архан­гель­ских автоб­ус­ных маршрутов

24 сентября

В Архан­гель­ской области добы­ли алмаз весом более 108 карат

23 сентября

Банк Рос­сии начал еже­мес­яч­но пуб­лико­вать ана­ли­ти­ку о дина­мике цен в Архан­гель­ской области

22 сентября

Све­жий номер жур­на­ла «Про­фес­сия – предп­ри­ни­ма­тель» выхо­дит 24 сентября

22 сентября

В Архан­гель­ской области рас­шири­ли пере­чень райо­нов для органи­за­ции люби­тель­ского рыбо­ловства

22 сентября

Во время Мар­гари­тин­ки в Пет­ровс­ком парке откро­ет­ся «Мас­теро­вой дворик»

22 сентября

С пер­вого октября пен­си­оне­ры, исполь­зу­ющие бан­ковс­кие кар­ты, перей­дут на пла­тёж­ную сис­тему «Мир»

21 сентября

Пас­саж­ир­ская нави­га­ция на Севе­ре закон­чилась

21 сентября

Трау­лер «Викинг» дос­та­вил в Архан­гельск 230 тонн трес­ки, пикши и зубатки

19 сентября

Хара­са­вей – новое нап­равле­ние в аркти­чес­ких пере­воз­ках

18 сентября

Дело­вая про­грамма Мар­гари­тин­ки прой­дёт в онлайн-режи­ме

Похожие материалы

25 сентября Экономика

В Архан­гель­ской области появи­лись два резид­ен­та Аркти­чес­кой зоны

24 сентября Экономика

Бело­русы вышли на пло­щадь в Архан­гель­ске

22 августа Экономика

В Коряж­ме полным ходом идет реали­за­ция двух серьёз­ных эко­ло­ги­чес­ких проектов

21 августа Экономика

Рефор­ма ТКО: выход из пато­вой ситуации

31 июля Экономика

По прием­ле­мой цене: как живет биз­нес в пери­од коро­нави­руса

25 июня Экономика

Няни и репети­торы вый­дут из тени

25 июня Экономика

Гази­фика­ция в прио­ри­те­те

6 июня Экономика

Рус­ский поляр­ный путь – аль­тер­нати­ва тру­боп­ров­од­ному

2 июня Экономика

Что влияет на став­ку по ипотеке?

31 мая Экономика

Инсине­ра­то­ры и полиго­ны или раз­дель­ный сбор и экология?

29 мая Экономика

Глав­ное дела­ют не меха­низ­мы, а люди

29 апреля Экономика

Как пользо­вать­ся бан­ковски­ми услу­гами удалённо

17 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт: под­став­ляя плечо судам Севера