Русский полярный путь – альтернатива трубопроводному

6 июня 10:47 Из газеты
Фото patriot-pomor.ru
Фото patriot-pomor.ru

Появилась информация о возможном строительстве глубоководного порта в Индиге. Что это даст Архангельской области и Ненецкому автономному округу?

Клавдий КорняковОб этом сегодня размышляет Клавдий Корняков, кандидат экономических наук, доцент Института права и национальной безопасности при Президенте РФ:

— В 50‑е годы мне посчастливилось работать на судах Северного морского пароходства и выполнять программу северного завоза. Хорошо помню портопункты Чеша, Ома, Индига, Мезень, Нарьян-Мар и Амдерма, чуть позже портопункты на Новой Земле – Рогачёв и Белужье.

И вот в те далёкие годы в прессе стали появляться фантастические планы по строительству железной дороги с промышленного Урала в Архангельскую область. Появился проект «Белкомур». Этот проект целиком проходит по российской территории – на значительном удалении от государственных границ России и вблизи перспективных нефтегазоносных территорий Западной Сибири, магистраль может существенно повысить национальную и транспортную безопасность страны. Уже тогда все поняли, что удешевление перевозок за счёт сокращения расстояний перевозки грузов будет существенно способствовать развитию внешнеэкономических связей районов тяготения, особенно для промышленного Урала. О начале строительства «Белкомура» разговоры идут, если память не изменяет, более 30 лет, и вот появилась информация, что планируется начать проектирование в ближайшие два года, а затем будет развёрнуто строительство.

Известно, что общая протяжённость железнодорожного участка Ивдель – Индига составляет около 1200 километров, участок нового транспортного строительства железной дороги, по предварительным подсчётам, – около тысячи. Расстояние перевозки грузов по железной дороге со Среднего Урала и Сибири до бухты Индига на 250 километров короче, чем в порт Архангельск. Идея учёных и региональных руководителей перешла в центральные государственные органы. Стали появляться проекты, программы, стратегии, и казалось, что дело пошло.

Особый акцент в этой программе сделан на строительстве порта Индига. Русский полярный путь, утверждают учёные и эксперты, может стать наиболее эффективной альтернативой трубопроводному транспорту нефти. Для этого достаточно (во всяком случае для начала) построить нефтяной терминал в Индиге, самой восточной из незамерзающих бухт Баренцева моря.

Кстати, помимо исключительно выгодного географического положения, бухта Индига не замерзает большую часть года – до неё доходит Гольфстрим, – и обладает хорошими глубинами для подхода океанских судов. Создание транспортного узла в бухте Индига превратит месторождения полезных ископаемых НАО, ранее «запертых» на огромных пространствах тундры, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов – как отечественных, так и иностранных. Транспортный узел Индига станет важной составляющей экономического развития всего Европейского Севера России. Кроме того, неподалёку от неё, на материковой части Ненецкого автономного округа, располагаются Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторождения с запасами более 160 млрд кубометров. Но их невозможно разрабатывать, поскольку здесь нет инфраструктуры для транспортировки «голубого золота».

Поэтому проект строительства нового российского арктического порта в бухте Индига носит комплексный характер. Так же, как в Сабетте, но здесь практически всё сделано: и порт, и город, и производства. Однако, по мере развития транспортного сообщения порта Индига с Большой землёй грузооборот этого порта может достичь 30 млн тонн в год.

В перспективе порт Индига может давать альтернативную возможность для соединения Северного морского пути с транспортным коридором Восток – Запад, а также для интеграции Ненецкого автономного округа с транспортной сетью России, в частности с Балтийской транспортной системой и направлением железной дороги Воркута – Котлас – Коноша.

Базовым грузоотправителем порта Индига на первом этапе станет нефтяная компания «Роснефть», которая в сотрудничестве с группой АЛЛТЭК и намеревается строить СПГ-завод на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений. Заинтересована она и в развитии самого порта, поскольку «Роснефти» принадлежит 78 процентов лицензий, выданных правительством на разработку углеводородов на шельфах северных морей.

Сколько будет стоить строительство нового опорного порта в западной части Российской Арктики, станет известно после проведения натурных изысканий и подготовки соответствующего проекта. Например, совокупная стоимость строительства СПГ-завода и морского порта в ямальской Сабетте, осуществляемого на принципах государственно-частного партнёрства, составляет более одного триллиона рублей. Однако без вложения столь существенных денег должного эффекта от индивидуального освоения российской части Арктики не получить. А если нас не будет в Арктике, значит, там будут другие…

Недавно глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывал президенту Владимиру Путину о деятельности компании, но пока не было сказано о намерениях по Индиге. Хотя в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года предусмотрено строительство многофункционального порта-хаба в Индиге, что позволит создать благоприятные условия для обустройства трубопроводного транспорта по схеме Харьяга – Индига с организацией терминала в районе мыса Большой Румяничный. В перспективе до 2030 года к порту подойдёт железная дорога Сосногорск – Индига. Так что это очень перспективное направление, а, значит, будет развиваться.

Ирина СОСНОВСКАЯ

Экономика

15 июля

Предп­ри­ни­ма­те­ли Поморья подали 109 заявок на воз­меще­ние затрат на дезин­фек­цию

10 июля

«Бело­мор­ская сплав­ная ком­па­ния» уве­ли­чит месяч­ные объё­мы пере­воз­ки в полтора раза

9 июля

Обо­га­ти­тель­ная фаб­рика «Севе­рал­маза» возоб­нови­ла работу

9 июля

Пра­витель­ство регио­на выдели­ло 150 мил­ли­онов руб­лей на ремонт дорог, не вошед­ших в нацпроект

8 июля

Новод­винску и Хол­мог­ор­ский район выде­лят допол­нитель­ные сред­ства на ремонт дорог

8 июля

Сбер­банк сни­жа­ет став­ки по ипо­теке на 0,5 про­цен­тных пункта

6 июля

Коро­нави­рус не стра­шен? Пятый при­зыв науч­но-произ­водст­вен­ной роты отпра­вля­ют на «Севмаш»

6 июля

За пер­вую неде­лю июля в Архан­гель­ской области зарег­ис­три­ро­ва­лись 350 само­заня­тых граждан

6 июля

Алек­сандр Цыбуль­ский и глава РЖД дого­вори­лись о стро­итель­стве желез­нодо­рож­ного пере­ез­да в Вельске

5 июля

С понедель­ника нало­говые инспе­кции возоб­новля­ют приём

1 июля

Жите­ли Архан­гель­ской области, постра­дав­шие от павод­ка, полу­чат ком­пенса­ции

29 июня

«Адми­рал флота Советс­ко­го Союза Гор­шков» вышел в Белое море на испытания

29 июня

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на образо­ватель­ный про­ект «Ты – предп­ри­ни­ма­тель»

29 июня

Рабо­та­ющим севе­ря­нам стар­ше 65 лет про­длили боль­нич­ные до 12 июля

25 июня

Сроки получе­ния ком­пенса­ции за про­езд в отпуск про­длили до 2021 года

Похожие материалы

25 июня Экономика

Няни и репети­торы вый­дут из тени

25 июня Экономика

Гази­фика­ция в прио­ри­те­те

6 июня Экономика

Рус­ский поляр­ный путь – аль­тер­нати­ва тру­боп­ров­од­ному

2 июня Экономика

Что влияет на став­ку по ипотеке?

31 мая Экономика

Инсине­ра­то­ры и полиго­ны или раз­дель­ный сбор и экология?

29 мая Экономика

Глав­ное дела­ют не меха­низ­мы, а люди

29 апреля Экономика

Как пользо­вать­ся бан­ковски­ми услу­гами удалённо

17 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт: под­став­ляя плечо судам Севера

5 апреля Экономика

Про­из­водст­вен­ные рекор­ды и социаль­ное парт­нёр­ство

19 марта Экономика

Аквакуль­тур­ное нас­ле­дие Соловков

19 марта Экономика

Архан­гель­ский водо­рос­левый ком­би­нат: Загото­ви­те­ли водо­рос­лей – это не про­фес­сия, а искусство

26 февраля Леспром

Груп­па «Илим» пер­вой в Рос­сии получи­ла европ­ей­ский сер­тифи­кат Legal Source

13 февраля Экономика

«Каж­дый день мы совер­ша­ем под­виг, рас­тяну­тый во времени»