Русский полярный путь – альтернатива трубопроводному

6 июня 10:47 Из газеты
Фото patriot-pomor.ru
Фото patriot-pomor.ru

Появилась информация о возможном строительстве глубоководного порта в Индиге. Что это даст Архангельской области и Ненецкому автономному округу?

Клавдий КорняковОб этом сегодня размышляет Клавдий Корняков, кандидат экономических наук, доцент Института права и национальной безопасности при Президенте РФ:

— В 50‑е годы мне посчастливилось работать на судах Северного морского пароходства и выполнять программу северного завоза. Хорошо помню портопункты Чеша, Ома, Индига, Мезень, Нарьян-Мар и Амдерма, чуть позже портопункты на Новой Земле – Рогачёв и Белужье.

И вот в те далёкие годы в прессе стали появляться фантастические планы по строительству железной дороги с промышленного Урала в Архангельскую область. Появился проект «Белкомур». Этот проект целиком проходит по российской территории – на значительном удалении от государственных границ России и вблизи перспективных нефтегазоносных территорий Западной Сибири, магистраль может существенно повысить национальную и транспортную безопасность страны. Уже тогда все поняли, что удешевление перевозок за счёт сокращения расстояний перевозки грузов будет существенно способствовать развитию внешнеэкономических связей районов тяготения, особенно для промышленного Урала. О начале строительства «Белкомура» разговоры идут, если память не изменяет, более 30 лет, и вот появилась информация, что планируется начать проектирование в ближайшие два года, а затем будет развёрнуто строительство.

Известно, что общая протяжённость железнодорожного участка Ивдель – Индига составляет около 1200 километров, участок нового транспортного строительства железной дороги, по предварительным подсчётам, – около тысячи. Расстояние перевозки грузов по железной дороге со Среднего Урала и Сибири до бухты Индига на 250 километров короче, чем в порт Архангельск. Идея учёных и региональных руководителей перешла в центральные государственные органы. Стали появляться проекты, программы, стратегии, и казалось, что дело пошло.

Особый акцент в этой программе сделан на строительстве порта Индига. Русский полярный путь, утверждают учёные и эксперты, может стать наиболее эффективной альтернативой трубопроводному транспорту нефти. Для этого достаточно (во всяком случае для начала) построить нефтяной терминал в Индиге, самой восточной из незамерзающих бухт Баренцева моря.

Кстати, помимо исключительно выгодного географического положения, бухта Индига не замерзает большую часть года – до неё доходит Гольфстрим, – и обладает хорошими глубинами для подхода океанских судов. Создание транспортного узла в бухте Индига превратит месторождения полезных ископаемых НАО, ранее «запертых» на огромных пространствах тундры, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов – как отечественных, так и иностранных. Транспортный узел Индига станет важной составляющей экономического развития всего Европейского Севера России. Кроме того, неподалёку от неё, на материковой части Ненецкого автономного округа, располагаются Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторождения с запасами более 160 млрд кубометров. Но их невозможно разрабатывать, поскольку здесь нет инфраструктуры для транспортировки «голубого золота».

Поэтому проект строительства нового российского арктического порта в бухте Индига носит комплексный характер. Так же, как в Сабетте, но здесь практически всё сделано: и порт, и город, и производства. Однако, по мере развития транспортного сообщения порта Индига с Большой землёй грузооборот этого порта может достичь 30 млн тонн в год.

В перспективе порт Индига может давать альтернативную возможность для соединения Северного морского пути с транспортным коридором Восток – Запад, а также для интеграции Ненецкого автономного округа с транспортной сетью России, в частности с Балтийской транспортной системой и направлением железной дороги Воркута – Котлас – Коноша.

Базовым грузоотправителем порта Индига на первом этапе станет нефтяная компания «Роснефть», которая в сотрудничестве с группой АЛЛТЭК и намеревается строить СПГ-завод на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений. Заинтересована она и в развитии самого порта, поскольку «Роснефти» принадлежит 78 процентов лицензий, выданных правительством на разработку углеводородов на шельфах северных морей.

Сколько будет стоить строительство нового опорного порта в западной части Российской Арктики, станет известно после проведения натурных изысканий и подготовки соответствующего проекта. Например, совокупная стоимость строительства СПГ-завода и морского порта в ямальской Сабетте, осуществляемого на принципах государственно-частного партнёрства, составляет более одного триллиона рублей. Однако без вложения столь существенных денег должного эффекта от индивидуального освоения российской части Арктики не получить. А если нас не будет в Арктике, значит, там будут другие…

Недавно глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывал президенту Владимиру Путину о деятельности компании, но пока не было сказано о намерениях по Индиге. Хотя в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года предусмотрено строительство многофункционального порта-хаба в Индиге, что позволит создать благоприятные условия для обустройства трубопроводного транспорта по схеме Харьяга – Индига с организацией терминала в районе мыса Большой Румяничный. В перспективе до 2030 года к порту подойдёт железная дорога Сосногорск – Индига. Так что это очень перспективное направление, а, значит, будет развиваться.

Ирина СОСНОВСКАЯ

Экономика

5 декабря

Жите­лей Поморья приг­лаша­ют на все­рос­сийс­кий онлайн-за­чёт по финан­со­вой гра­мот­ности

4 декабря

В Архан­гель­ске соз­да­дут центр комп­ле­кс­ного обслу­жи­ва­ния рыбоп­ромыс­ловых судов

4 декабря

На доро­ге Архан­гельск – Онега нача­лись инжен­ер­ные изыс­ка­ния для ремон­та пер­вого участка

4 декабря

Пра­витель­ство Рос­сии обод­рило соз­да­ние науч­но-об­разо­ватель­ного цен­тра в Арктике

4 декабря

Севе­род­винцы дос­тойны жить в сов­рем­ен­ных, кра­сивых и ком­фортных домах

3 декабря

В област­ном Соб­ра­нии депу­та­тов обсуди­ли эффек­тив­ность рас­ходо­ва­ния бюд­жетных средств

30 ноября

В Архан­гель­ске выбрали ещё семь амбасса­до­ров про­ек­та «Мой бизнес»

30 ноября

Предп­ри­ни­ма­те­лей Поморья приг­лаша­ют в «Шко­лу предп­ри­ни­ма­тель­ства» в Аген­тстве регио­наль­ного развития

30 ноября

ОНФ добил­ся эффек­тив­ного рас­ходо­ва­ния средств на закуп­ку доро­гос­то­яще­го обо­ру­до­ва­ния для архан­гель­ского онкод­ис­пансе­ра

30 ноября

Сухог­руз «Сия­ние Севе­ра» вошёл в сов­рем­ен­ную исто­рию осво­ения Арктики

27 ноября

Социаль­ным предп­ри­ни­ма­те­лям области гото­вы рас­ска­зать о мерах под­дер­жки, на кото­рые они могут рас­счи­тывать

27 ноября

Архан­гель­ский ЦБК стал победи­те­лем пер­вой меж­дуна­род­ной пре­мии PAP-FOR Awards в области охраны окружа­ющей среды

26 ноября

Ком­па­ния «Рос­теле­ком» подели­лась с пред­при­ятия­ми Архан­гель­ской области опы­том в воп­ро­сах информа­ци­он­ной безо­пас­ности

26 ноября

Жите­ли Архан­гель­ска могут оплатить госу­дарст­вен­ную пошлину в МФЦ

25 ноября

Сегод­ня про­щаем­ся с Василье­вым Вла­ди­ми­ром Пет­рови­чем – гене­раль­ным дирек­то­ром, а затем пред­седа­те­лем сове­та дирек­то­ров СЛДК.

Похожие материалы

27 ноября Экономика

Социаль­ным предп­ри­ни­ма­те­лям области гото­вы рас­ска­зать о мерах под­дер­жки, на кото­рые они могут рас­счи­тывать

29 октября Экономика

Госу­дарст­вен­ная Дума при­няла поправки, позволя­ющие получить «ипо­теч­ные кани­кулы» для мик­роб­из­неса

24 октября Экономика

Само­заня­тые Архан­гель­ской области смо­гут вос­поль­зовать­ся мера­ми поддержки

8 октября Экономика

Мар­гари­тин­ка зазвуча­ла по‑новому

1 октября Экономика

Мед­раб­от­ники Поморья полу­чат за сен­тябрь регио­наль­ные выплаты за рабо­ту с паци­ен­тами с коро­нави­ру­сом

25 сентября Экономика

В Архан­гель­ской области появи­лись два резид­ен­та Аркти­чес­кой зоны

24 сентября Экономика

Бело­русы вышли на пло­щадь в Архан­гель­ске

22 августа Экономика

В Коряж­ме полным ходом идет реали­за­ция двух серьёз­ных эко­ло­ги­чес­ких проектов

21 августа Экономика

Рефор­ма ТКО: выход из пато­вой ситуации

31 июля Экономика

По прием­ле­мой цене: как живет биз­нес в пери­од коро­нави­руса

25 июня Экономика

Няни и репети­торы вый­дут из тени

25 июня Экономика

Гази­фика­ция в прио­ри­те­те

6 июня Экономика

Рус­ский поляр­ный путь – аль­тер­нати­ва тру­боп­ров­од­ному