06.06.2020 10:47

Русский полярный путь – альтернатива трубопроводному

Фото patriot-pomor.ru

Появилась информация о возможном строительстве глубоководного порта в Индиге. Что это даст Архангельской области и Ненецкому автономному округу?

Клавдий КорняковОб этом сегодня размышляет Клавдий Корняков, кандидат экономических наук, доцент Института права и национальной безопасности при Президенте РФ:

– В 50‑е годы мне посчастливилось работать на судах Северного морского пароходства и выполнять программу северного завоза. Хорошо помню портопункты Чеша, Ома, Индига, Мезень, Нарьян-Мар и Амдерма, чуть позже портопункты на Новой Земле – Рогачёв и Белужье.

И вот в те далёкие годы в прессе стали появляться фантастические планы по строительству железной дороги с промышленного Урала в Архангельскую область. Появился проект «Белкомур». Этот проект целиком проходит по российской территории – на значительном удалении от государственных границ России и вблизи перспективных нефтегазоносных территорий Западной Сибири, магистраль может существенно повысить национальную и транспортную безопасность страны. Уже тогда все поняли, что удешевление перевозок за счёт сокращения расстояний перевозки грузов будет существенно способствовать развитию внешнеэкономических связей районов тяготения, особенно для промышленного Урала. О начале строительства «Белкомура» разговоры идут, если память не изменяет, более 30 лет, и вот появилась информация, что планируется начать проектирование в ближайшие два года, а затем будет развёрнуто строительство.

Известно, что общая протяжённость железнодорожного участка Ивдель – Индига составляет около 1200 километров, участок нового транспортного строительства железной дороги, по предварительным подсчётам, – около тысячи. Расстояние перевозки грузов по железной дороге со Среднего Урала и Сибири до бухты Индига на 250 километров короче, чем в порт Архангельск. Идея учёных и региональных руководителей перешла в центральные государственные органы. Стали появляться проекты, программы, стратегии, и казалось, что дело пошло.

Особый акцент в этой программе сделан на строительстве порта Индига. Русский полярный путь, утверждают учёные и эксперты, может стать наиболее эффективной альтернативой трубопроводному транспорту нефти. Для этого достаточно (во всяком случае для начала) построить нефтяной терминал в Индиге, самой восточной из незамерзающих бухт Баренцева моря.

Кстати, помимо исключительно выгодного географического положения, бухта Индига не замерзает большую часть года – до неё доходит Гольфстрим, – и обладает хорошими глубинами для подхода океанских судов. Создание транспортного узла в бухте Индига превратит месторождения полезных ископаемых НАО, ранее «запертых» на огромных пространствах тундры, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов – как отечественных, так и иностранных. Транспортный узел Индига станет важной составляющей экономического развития всего Европейского Севера России. Кроме того, неподалёку от неё, на материковой части Ненецкого автономного округа, располагаются Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторождения с запасами более 160 млрд кубометров. Но их невозможно разрабатывать, поскольку здесь нет инфраструктуры для транспортировки «голубого золота».

Поэтому проект строительства нового российского арктического порта в бухте Индига носит комплексный характер. Так же, как в Сабетте, но здесь практически всё сделано: и порт, и город, и производства. Однако, по мере развития транспортного сообщения порта Индига с Большой землёй грузооборот этого порта может достичь 30 млн тонн в год.

В перспективе порт Индига может давать альтернативную возможность для соединения Северного морского пути с транспортным коридором Восток – Запад, а также для интеграции Ненецкого автономного округа с транспортной сетью России, в частности с Балтийской транспортной системой и направлением железной дороги Воркута – Котлас – Коноша.

Базовым грузоотправителем порта Индига на первом этапе станет нефтяная компания «Роснефть», которая в сотрудничестве с группой АЛЛТЭК и намеревается строить СПГ-завод на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений. Заинтересована она и в развитии самого порта, поскольку «Роснефти» принадлежит 78 процентов лицензий, выданных правительством на разработку углеводородов на шельфах северных морей.

Сколько будет стоить строительство нового опорного порта в западной части Российской Арктики, станет известно после проведения натурных изысканий и подготовки соответствующего проекта. Например, совокупная стоимость строительства СПГ-завода и морского порта в ямальской Сабетте, осуществляемого на принципах государственно-частного партнёрства, составляет более одного триллиона рублей. Однако без вложения столь существенных денег должного эффекта от индивидуального освоения российской части Арктики не получить. А если нас не будет в Арктике, значит, там будут другие…

Недавно глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывал президенту Владимиру Путину о деятельности компании, но пока не было сказано о намерениях по Индиге. Хотя в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года предусмотрено строительство многофункционального порта-хаба в Индиге, что позволит создать благоприятные условия для обустройства трубопроводного транспорта по схеме Харьяга – Индига с организацией терминала в районе мыса Большой Румяничный. В перспективе до 2030 года к порту подойдёт железная дорога Сосногорск – Индига. Так что это очень перспективное направление, а, значит, будет развиваться.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СОСНОВСКАЯ