Главное делают не механизмы, а люди

29 мая 14:03 Из газеты
Фотографии предоставлены ГК “Илим“
Фотографии предоставлены ГК "Илим"

Директор Лесного филиала Группы «Илим» в Коряжме Дмитрий Пахомов – о работе в режиме повышенной готовности, итогах сезона активной лесовывозки, цифровизации и эволюции в российской лесозаготовке

В режиме повышенной готовности

— Дмитрий Александрович, что Лесной филиал делает сейчас для профилактики коронавируса?

— В лесу – сознательный и дисциплинированный коллектив: производственная деятельность на удалении от дома накладывает свой отпечаток. Необходимость работы с применением дополнительных средств индивидуальной защиты не обсуждалась. Есть необходимость – значит, будет выполнено. Директор по охране труда Дмитрий Румянцев, посещая производственные объекты, отмечает хорошую организацию. Отлажен порядок измерения температуры, обеспечено соблюдение социальной дистанции в кабинетах и ремонтных зонах, кого могли – вывели на «удаленку».

Сложнее организовать такой же порядок на мастерских участках в лесу: как правило, сотрудники живут в бытовых домиках вчетвером-впятером. Поэтому там основная мера профилактики – контроль состояния здоровья при заезде на смену. Работники между собой не пересекаются: одни уехали, другие – прибыли. Перед выездом все проходят медосмотр, составляют чек-листы, в которых сообщают, как провели время перед вахтой, где были, с кем контактировали. Честность и ответственность – в приоритете.

— Это верно, что Лесной филиал Группы «Илим» прекратил в нынешнее межсезонье поставку леса на ЦБК – несмотря на то что правительство региона в качестве поддержки бизнеса не стало закрывать дороги?

— Обычно дороги общего пользования закрывают примерно с 10 апреля на 30–45 суток (в зависимости от региона). Мы к закрытию готовились, понимая, что основные разрушения происходят именно весной. Основание трасс – слабое, когда грунт оттаивает, асфальт, образно говоря, «ходит». В этом году, чтобы поддержать бизнес, дороги не закрыли, но мы добровольно самоограничились, заранее создав необходимые запасы сырья. Причинять ущерб дорогам незачем. Да и ситуация с коронавирусом накладывает определённые ограничения. Зачем было лишний раз рисковать людьми?

Поставку древесины на комбинат остановили 13 апреля, 16 мая начали работать по маршрутам, согласованным с местными и региональными дорожниками.

Полтора миллиона – за три месяца

— Запас леса вам пришлось создавать в климатически сложный сезон…

— Такого не помнят даже старожилы: нормальной погоды не было целый год. Летом – сплошные дожди, увлажнение в лесу – максимальное. Надеялись, что хотя бы в ноябре наступят морозы, но зима и в декабре не началась. Лишь в январе более-менее стабилизировалась погода. Пришлось максимально мобилизоваться, в итоге за квартал вывезли более 1,5 миллиона кубометров. Таких объёмов Лесной филиал ещё не достигал. Делали миллион двести, миллион триста. По пятьсот тысяч три месяца подряд – впервые, молодцы!

Надо отдать должное нашим дорожникам: скандинавские технологии подготовки дорог, при которых оканавливание снижает уровень грунтовых вод, позволили отработать на все сто. Даже при тех незначительных минусовых температурах, что были практически всю зиму.

— Сколько технологических трасс на балансе Лесного филиала?

— Больше трёх тысяч километров. Это серьёзный вызов и огромный объём работ для производственных подразделений, которые содержат дороги.

Второй важный момент – организация вывозки, диспетчеризация, постоянный контроль. Фактически эти специалисты три первых месяца года жили на работе. Вымотались настолько, что, наверное, порадовались удалённому режиму, связанному с ограничениями по COVID, при котором появилась возможность хотя бы условно, но немного передохнуть.

— Помимо сложностей технологических есть ещё проблема безопасности движения в сезон, когда на дорогах то лёд, то снег…

— В 2019‑м мы не допустили несчастных случаев с последствиями для здоровья сотрудников, это очень важно и ценно для нас. Количество дорожно-транспортных происшествий снизилось. Но, к сожалению, в первом квартале 2020‑го из‑за сложных погодных условий было допущено больше десяти ДТП. С людьми, слава богу, всё в порядке. Лесной филиал уже 1145 (данные на 22 мая) дней работает без тяжёлых несчастных случаев.

Инвестпрограмма выполнена

— В вопросах безопасности немалую роль играет состояние техники. Как обстоят дела с её обновлением?

— Мы выполнили инвестиционный план 2019 года в объёме порядка 11 миллионов долларов. К четвёртому кварталу подошли со средним возрастом харвестеров и форвардеров около трёх лет, сортиментовозов – трёх с половиной-четырёх лет. Большая инвестпрограмма запланирована на 2020 год, надеюсь, что при всей неопределённости в мировой экономике инвестиции станут реальностью.

— Но производственные планы вы корректировать не намерены?

— За последнюю пятилетку Лесной филиал вышел на принципиально новые объёмы заготовки. Мы замахнулись на показатель в 3,5 миллиона кубометров лесной продукции в год. Лесосырьевой базой, лесовозной и дорожно-строительной техникой филиал обеспечен. И главное – обеспечен кадрами.

Мы поставляем на комбинат более 50 процентов древесины собственной заготовки, обеспечивая сырьевую безопасность целлюлозно-бумажного производства, снижая колебания рыночных факторов. Очень важно не сдавать эти позиции.

Все – местные

— Вы особо подчёркиваете профессионализм сотрудников на лесозаготовке и вывозке…

— Об этом красноречиво говорят объёмы заготовки в расчёте на среднесписочный харвестер. Так вот: два экипажа харвестеров на сплошных рубках превысили рубеж в 120 тысяч кубометров в год. Один экипаж (John Deere № 3716) трудится в Вилегодском районе (120 630 кубометров). Второй – из Ленского района (Ponsse № 90111) – 121 270. Ещё шесть наших экипажей взяли рубеж в 110 тысяч.

— Чем объясняете, что удаётся работать с такой производительностью?

— Во-первых, каждый работает на благо собственной семьи. У нас – сдельно-премиальные тарифы: больше заготовил – больше заработал. Во-вторых, слаженная работа команды мастеров, механиков, лесоинженеров, нацеленная на общий результат. В-третьих, на профессионализм также влияет стремление развиваться и участвовать в конкурсах профмастерства регионального и федерального уровня. Престиж профессии оператора многооперационной техники значительно вырос. И в прошлом году наши операторы харвестера, форвардера и гидроманипулятора стали лучшими в Российской Федерации на конкурсе «Лесоруб XXI века».

Плюс ежегодно мы проводим собственный конкурс, который подталкивает людей оттачивать знания и навыки. Ведь всё начинается с мелочей. Нельзя стать лучшим, если ты не вникаешь в детали.

— Где вы таких находите – замотивированных и амбициозных?

— У нас все местные. Текучесть кадров небольшая. Наше стремление – развитие уже работающих сотрудников. Их поддержка с точки зрения специализации, квалификации, мастерства. По результатам видно: это оправданно.

Современная работа в лесу

— Что представляет из себя мастерский участок Лесного филиала?

— Сегодня это участок, оборудованный передвижными вагончиками различного назначения и мощными дизель-генераторами, обеспечивающими свет и тепло.

Стараемся обеспечить проживание в вагончиках не более четырёх человек. Чтобы не создавать напряжённость в отношениях, – люди должны отдохнуть, выспаться после смены, им должно быть комфортно.

Рабочее место мастера в отдельном вагончике оборудовано компьютером. Есть телефонная спутниковая связь, интернет для выхода в любой момент на двухстороннюю связь с «внешним миром». Если кому‑то потребуется, никто не ограничивает – звони и решай. Выход в интернет – только для работы, но есть возможность и владеть информацией о происходящем в стране и мире.

В вагончике-столовой организовано трёх- или четырёхразовое питание. Часть участков оборудована баней и душевой. Без подобных удобств мастерский участок мы уже плохо себе представляем.

Есть вагончик – слесарная мастерская для текущего ремонта техники. Пока наблюдается определённая сложность в своевременном обеспечении мастерских участков водой. Вопросами её доставки специалисты сейчас занимаются.

— Помним интервью гендиректора Котласского ЦБК 1999 года. Сетовал, как сложно собрать бригаду, которая продержалась бы без пьянок, дай бог, две недели. Когда и откуда на лесозаготовку пришли абсолютно другие люди?

— Да, так на самом деле и было: выдали людям зарплату – инженеры и мастера неделю боятся ехать в делянки. На оздоровление сыграли два фактора. Во-первых, мы перешли на современную технику. В начале двухтысячных до 70 процентов операций выполнялось вручную: валка деревьев, обрезка сучьев, чокеровка, раскряжёвка и прочее. Тяжёлый труд требовал эмоциональной разгрузки.

С приходом новых технологий уровень подготовки человека, работающего в лесу, существенно изменился. Сейчас бывший «просто тракторист», помимо того что разбирается в двигателе и ходовой части, знает ещё компьютер, понимает основы гидравлики, пневматики, электрики, электроники…

Второй фактор – жёсткая политика компании в отношении пьянства. Попался и – независимо от квалификации – увольнение.

Ставка – на долгосрочные отношения

— Лес сегодня – ресурс, на который многие претендуют. При этом «Илим» работает без скандалов и каких‑то эксцессов. Как удаётся достигать консенсуса?

— Коряжма всегда уважительно относилась к людям, которые обеспечивают комбинат лесным сырьём. Не было и мысли зайти на их территорию, каким‑то образом ограничить возможности лесозаготовок. Плюс новая история, которая формируется последние годы, – налаживание долгосрочных взаимных обязательств. Сформирован пул контрагентов, с которыми на взаимовыгодной основе договариваемся не на год-два, а на три и более.

— Сколько ИП и малых предпринимателей в разной форме взаимодействуют с Лесным филиалом?

— Общее количество контрагентов близится к четырёмстам. Крупных контрагентов – чуть больше десяти. Это реально большие компании, которые занимаются, в том числе, и экспортом продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности.

— Лесной бизнес всегда требует вложений. Нельзя просто прибежать с топором в лес, срубить, получить маржу и убежать. Длинные обязательства – это возможность и малым предпринимателям вкладываться в новую технику…

— На это и делается расчёт. Если предприниматель уверен, что завтра, послезавтра, через год мы точно договоримся, он спокойно вкладывается в технику.

— Как удаётся договариваться с крупными лесопользователями?

— Группа «Илим» не занимается лесопилением, поэтому у нас хорошие отношения со всеми лесопильщиками. Они все занимаются лесозаготовкой. Хорошая кооперация: мы отгружаем партнёрам пиловочник, от них получаем балансы и технологическую щепу. На этом базисе строим отношения на трёх-, четырёх- и пятилетнюю перспективу. КПД использования северного леса значительно вырастает.

Лесная цифровизация

— «Илим» стал первопроходцем в лесной цифровизации. Чем она помогает?

— Лесообеспечение интересно тем, что хорошо раскладывается на отдельные процессы: как говорится, большого слона лучше есть частями.

Итак, первый наш базис – лес. Знание о нём заключается в изучении состава древостоя, оценке запаса древесины на гектаре, среднего объёма хлыста, исследовании рельефа местности и возможностей для строительства дорог. Построение моделей роста даст возможность прогнозировать объёмы использования лесов на десятки лет вперёд. В 2019 году мы провели эксперимент по лидарной съёмке и цифровой таксации в арендованной базе. В перспективе это новое качество наших знаний о лесе.

Второй блок – сама заготовка. Здесь цифровизация позволяет быстро получать полные данные по операционному состоянию харвестера. Как он работал? Сколько времени тратил на ту или иную операцию? Это позволяет анализировать и своевременно обеспечивать технику запчастями, материалами, принимать решения по дополнительному обучению оператора и в результате – достигать высокой производительности.

— Харвестер работает где‑то за 200 километров, но все данные о нём находятся в базе Лесного филиала?

— Два раза в сутки диспетчер-операционист получает информацию, как машина отработала предыдущие 12 часов. Каждую смену файл отправляется в корпоративную информационную систему SAP.

Следующий передел, который сейчас в разработке, – модуль SAP «Транспортная логистика». Примерно половину затрат в себестоимости леса при поставках на промплощадку комбината составляет логистика. Как оптимизировать перевозку, как интенсивнее загрузить транспорт – это все задачи SAP TM. Здесь базисы – это оперативная информация о доступности транспортных средств, ресурсов лесосырья, готового к отгрузке, и оптимальное соединение этих двух позиций.

— «Цифра» сама по себе не заработает. Как настроить сотрудников на поиск внутренних резервов?

— Не скажу, что у всех поголовно уже появилось цифровое мышление. Но в Лесном филиале есть люди, которые хорошо ориентируются в этом процессе. Это  «зажигалочки», благодаря которым вырастет новая культура. Помогает и цикл обучения, который запланирован на корпоративном уровне.

Эволюция профессионалов

— Как участник программы Корпоративного университета в Сколково – какой проект будете разрабатывать?

— Когда была возможность выбрать блок, я выбрал HR. Для меня это самое интересное. Тему пока не назову. В моём понимании главное в компании делают не механизмы, а люди. Это основной ресурс, в который нужно вкладываться.

— Как‑то вы говорили, что у сегодняшнего рабочего на лесозаготовке должны быть знания лесоинженера…

— Лесоинженер? Пока не достигли. Но культуры лесохозяйственника удалось достичь точно. Особенно с переходом на технологию интенсивного ведения лесного хозяйства, по которой в России мы стали пионерами. Теперь никто не упрекнёт: мол, вырубаете лёгкие планеты. Такого в новой технологии нет. Жители Котласского района, к примеру, теперь говорят: «Вы посмотрите, какими ухоженными стали наши леса».

Надежда СУХОПАРОВА, Татьяна ИВАНОВА.

Экономика

22 сентября

Све­жий номер жур­на­ла «Про­фес­сия – предп­ри­ни­ма­тель» выхо­дит 24 сентября

22 сентября

В Архан­гель­ской области рас­шири­ли пере­чень райо­нов для органи­за­ции люби­тель­ского рыбо­ловства

22 сентября

Во время Мар­гари­тин­ки в Пет­ровс­ком парке откро­ет­ся «Мас­теро­вой дворик»

22 сентября

С пер­вого октября пен­си­оне­ры, исполь­зу­ющие бан­ковс­кие кар­ты, перей­дут на пла­тёж­ную сис­тему «Мир»

21 сентября

Пас­саж­ир­ская нави­га­ция на Севе­ре закон­чилась

21 сентября

Трау­лер «Викинг» дос­та­вил в Архан­гельск 230 тонн трес­ки, пикши и зубатки

19 сентября

Хара­са­вей – новое нап­равле­ние в аркти­чес­ких пере­воз­ках

18 сентября

Дело­вая про­грамма Мар­гари­тин­ки прой­дёт в онлайн-режи­ме

17 сентября

Откры­тие Мар­гари­тин­ки прой­дёт 25 сентября

17 сентября

Рос­сийс­кий науч­ный фонд выде­лил 15 мил­ли­онов руб­лей на поиск алма­зов в Арктике

16 сентября

Робот для труб: как «ТГК-2» под­гото­вилась к ото­питель­ному сезону

15 сентября

Стро­итель­ство ЖК «River Park» про­дол­жа­ет­ся

15 сентября

Трау­лер «Архан­гельск» при­был в род­ной порт с про­дук­ци­ей рыб­ного промысла

13 сентября

Рос­сийс­кий ледо­коль­ный флот гото­вит­ся к зим­ней навигации

11 сентября

Груп­па «Аквил­он»: Чет­верть мил­ли­она квад­ратных мет­ров – не предел

Похожие материалы

22 августа Экономика

В Коряж­ме полным ходом идет реали­за­ция двух серьёз­ных эко­ло­ги­чес­ких проектов

21 августа Экономика

Рефор­ма ТКО: выход из пато­вой ситуации

31 июля Экономика

По прием­ле­мой цене: как живет биз­нес в пери­од коро­нави­руса

25 июня Экономика

Няни и репети­торы вый­дут из тени

25 июня Экономика

Гази­фика­ция в прио­ри­те­те

6 июня Экономика

Рус­ский поляр­ный путь – аль­тер­нати­ва тру­боп­ров­од­ному

2 июня Экономика

Что влияет на став­ку по ипотеке?

31 мая Экономика

Инсине­ра­то­ры и полиго­ны или раз­дель­ный сбор и экология?

29 мая Экономика

Глав­ное дела­ют не меха­низ­мы, а люди

29 апреля Экономика

Как пользо­вать­ся бан­ковски­ми услу­гами удалённо

17 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт: под­став­ляя плечо судам Севера

5 апреля Экономика

Про­из­водст­вен­ные рекор­ды и социаль­ное парт­нёр­ство

19 марта Экономика

Аквакуль­тур­ное нас­ле­дие Соловков