29.05.2020 14:03

Главное делают не механизмы, а люди

Фотографии предоставлены ГК "Илим"
Котласский ЦБК
Директор Лесного филиала Группы «Илим» в Коряжме Дмитрий Пахомов

Директор Лесного филиала Группы «Илим» в Коряжме Дмитрий Пахомов – о работе в режиме повышенной готовности, итогах сезона активной лесовывозки, цифровизации и эволюции в российской лесозаготовке

В режиме повышенной готовности

– Дмитрий Александрович, что Лесной филиал делает сейчас для профилактики коронавируса?

– В лесу – сознательный и дисциплинированный коллектив: производственная деятельность на удалении от дома накладывает свой отпечаток. Необходимость работы с применением дополнительных средств индивидуальной защиты не обсуждалась. Есть необходимость – значит, будет выполнено. Директор по охране труда Дмитрий Румянцев, посещая производственные объекты, отмечает хорошую организацию. Отлажен порядок измерения температуры, обеспечено соблюдение социальной дистанции в кабинетах и ремонтных зонах, кого могли – вывели на «удаленку».

Сложнее организовать такой же порядок на мастерских участках в лесу: как правило, сотрудники живут в бытовых домиках вчетвером-впятером. Поэтому там основная мера профилактики – контроль состояния здоровья при заезде на смену. Работники между собой не пересекаются: одни уехали, другие – прибыли. Перед выездом все проходят медосмотр, составляют чек-листы, в которых сообщают, как провели время перед вахтой, где были, с кем контактировали. Честность и ответственность – в приоритете.

– Это верно, что Лесной филиал Группы «Илим» прекратил в нынешнее межсезонье поставку леса на ЦБК – несмотря на то что правительство региона в качестве поддержки бизнеса не стало закрывать дороги?

– Обычно дороги общего пользования закрывают примерно с 10 апреля на 30–45 суток (в зависимости от региона). Мы к закрытию готовились, понимая, что основные разрушения происходят именно весной. Основание трасс – слабое, когда грунт оттаивает, асфальт, образно говоря, «ходит». В этом году, чтобы поддержать бизнес, дороги не закрыли, но мы добровольно самоограничились, заранее создав необходимые запасы сырья. Причинять ущерб дорогам незачем. Да и ситуация с коронавирусом накладывает определённые ограничения. Зачем было лишний раз рисковать людьми?

Поставку древесины на комбинат остановили 13 апреля, 16 мая начали работать по маршрутам, согласованным с местными и региональными дорожниками.

Полтора миллиона – за три месяца

– Запас леса вам пришлось создавать в климатически сложный сезон…

– Такого не помнят даже старожилы: нормальной погоды не было целый год. Летом – сплошные дожди, увлажнение в лесу – максимальное. Надеялись, что хотя бы в ноябре наступят морозы, но зима и в декабре не началась. Лишь в январе более-менее стабилизировалась погода. Пришлось максимально мобилизоваться, в итоге за квартал вывезли более 1,5 миллиона кубометров. Таких объёмов Лесной филиал ещё не достигал. Делали миллион двести, миллион триста. По пятьсот тысяч три месяца подряд – впервые, молодцы!

Надо отдать должное нашим дорожникам: скандинавские технологии подготовки дорог, при которых оканавливание снижает уровень грунтовых вод, позволили отработать на все сто. Даже при тех незначительных минусовых температурах, что были практически всю зиму.

– Сколько технологических трасс на балансе Лесного филиала?

– Больше трёх тысяч километров. Это серьёзный вызов и огромный объём работ для производственных подразделений, которые содержат дороги.

Второй важный момент – организация вывозки, диспетчеризация, постоянный контроль. Фактически эти специалисты три первых месяца года жили на работе. Вымотались настолько, что, наверное, порадовались удалённому режиму, связанному с ограничениями по COVID, при котором появилась возможность хотя бы условно, но немного передохнуть.

– Помимо сложностей технологических есть ещё проблема безопасности движения в сезон, когда на дорогах то лёд, то снег…

– В 2019‑м мы не допустили несчастных случаев с последствиями для здоровья сотрудников, это очень важно и ценно для нас. Количество дорожно-транспортных происшествий снизилось. Но, к сожалению, в первом квартале 2020‑го из‑за сложных погодных условий было допущено больше десяти ДТП. С людьми, слава богу, всё в порядке. Лесной филиал уже 1145 (данные на 22 мая) дней работает без тяжёлых несчастных случаев.

Инвестпрограмма выполнена

– В вопросах безопасности немалую роль играет состояние техники. Как обстоят дела с её обновлением?

– Мы выполнили инвестиционный план 2019 года в объёме порядка 11 миллионов долларов. К четвёртому кварталу подошли со средним возрастом харвестеров и форвардеров около трёх лет, сортиментовозов – трёх с половиной-четырёх лет. Большая инвестпрограмма запланирована на 2020 год, надеюсь, что при всей неопределённости в мировой экономике инвестиции станут реальностью.

– Но производственные планы вы корректировать не намерены?

– За последнюю пятилетку Лесной филиал вышел на принципиально новые объёмы заготовки. Мы замахнулись на показатель в 3,5 миллиона кубометров лесной продукции в год. Лесосырьевой базой, лесовозной и дорожно-строительной техникой филиал обеспечен. И главное – обеспечен кадрами.

Мы поставляем на комбинат более 50 процентов древесины собственной заготовки, обеспечивая сырьевую безопасность целлюлозно-бумажного производства, снижая колебания рыночных факторов. Очень важно не сдавать эти позиции.

Все – местные

– Вы особо подчёркиваете профессионализм сотрудников на лесозаготовке и вывозке…

– Об этом красноречиво говорят объёмы заготовки в расчёте на среднесписочный харвестер. Так вот: два экипажа харвестеров на сплошных рубках превысили рубеж в 120 тысяч кубометров в год. Один экипаж (John Deere № 3716) трудится в Вилегодском районе (120 630 кубометров). Второй – из Ленского района (Ponsse № 90111) – 121 270. Ещё шесть наших экипажей взяли рубеж в 110 тысяч.

– Чем объясняете, что удаётся работать с такой производительностью?

– Во-первых, каждый работает на благо собственной семьи. У нас – сдельно-премиальные тарифы: больше заготовил – больше заработал. Во-вторых, слаженная работа команды мастеров, механиков, лесоинженеров, нацеленная на общий результат. В-третьих, на профессионализм также влияет стремление развиваться и участвовать в конкурсах профмастерства регионального и федерального уровня. Престиж профессии оператора многооперационной техники значительно вырос. И в прошлом году наши операторы харвестера, форвардера и гидроманипулятора стали лучшими в Российской Федерации на конкурсе «Лесоруб XXI века».

Плюс ежегодно мы проводим собственный конкурс, который подталкивает людей оттачивать знания и навыки. Ведь всё начинается с мелочей. Нельзя стать лучшим, если ты не вникаешь в детали.

– Где вы таких находите – замотивированных и амбициозных?

– У нас все местные. Текучесть кадров небольшая. Наше стремление – развитие уже работающих сотрудников. Их поддержка с точки зрения специализации, квалификации, мастерства. По результатам видно: это оправданно.

Современная работа в лесу

– Что представляет из себя мастерский участок Лесного филиала?

– Сегодня это участок, оборудованный передвижными вагончиками различного назначения и мощными дизель-генераторами, обеспечивающими свет и тепло.

Стараемся обеспечить проживание в вагончиках не более четырёх человек. Чтобы не создавать напряжённость в отношениях, – люди должны отдохнуть, выспаться после смены, им должно быть комфортно.

Рабочее место мастера в отдельном вагончике оборудовано компьютером. Есть телефонная спутниковая связь, интернет для выхода в любой момент на двухстороннюю связь с «внешним миром». Если кому‑то потребуется, никто не ограничивает – звони и решай. Выход в интернет – только для работы, но есть возможность и владеть информацией о происходящем в стране и мире.

В вагончике-столовой организовано трёх- или четырёхразовое питание. Часть участков оборудована баней и душевой. Без подобных удобств мастерский участок мы уже плохо себе представляем.

Есть вагончик – слесарная мастерская для текущего ремонта техники. Пока наблюдается определённая сложность в своевременном обеспечении мастерских участков водой. Вопросами её доставки специалисты сейчас занимаются.

– Помним интервью гендиректора Котласского ЦБК 1999 года. Сетовал, как сложно собрать бригаду, которая продержалась бы без пьянок, дай бог, две недели. Когда и откуда на лесозаготовку пришли абсолютно другие люди?

– Да, так на самом деле и было: выдали людям зарплату – инженеры и мастера неделю боятся ехать в делянки. На оздоровление сыграли два фактора. Во-первых, мы перешли на современную технику. В начале двухтысячных до 70 процентов операций выполнялось вручную: валка деревьев, обрезка сучьев, чокеровка, раскряжёвка и прочее. Тяжёлый труд требовал эмоциональной разгрузки.

С приходом новых технологий уровень подготовки человека, работающего в лесу, существенно изменился. Сейчас бывший «просто тракторист», помимо того что разбирается в двигателе и ходовой части, знает ещё компьютер, понимает основы гидравлики, пневматики, электрики, электроники…

Второй фактор – жёсткая политика компании в отношении пьянства. Попался и – независимо от квалификации – увольнение.

Ставка – на долгосрочные отношения

– Лес сегодня – ресурс, на который многие претендуют. При этом «Илим» работает без скандалов и каких‑то эксцессов. Как удаётся достигать консенсуса?

– Коряжма всегда уважительно относилась к людям, которые обеспечивают комбинат лесным сырьём. Не было и мысли зайти на их территорию, каким‑то образом ограничить возможности лесозаготовок. Плюс новая история, которая формируется последние годы, – налаживание долгосрочных взаимных обязательств. Сформирован пул контрагентов, с которыми на взаимовыгодной основе договариваемся не на год-два, а на три и более.

– Сколько ИП и малых предпринимателей в разной форме взаимодействуют с Лесным филиалом?

– Общее количество контрагентов близится к четырёмстам. Крупных контрагентов – чуть больше десяти. Это реально большие компании, которые занимаются, в том числе, и экспортом продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности.

– Лесной бизнес всегда требует вложений. Нельзя просто прибежать с топором в лес, срубить, получить маржу и убежать. Длинные обязательства – это возможность и малым предпринимателям вкладываться в новую технику…

– На это и делается расчёт. Если предприниматель уверен, что завтра, послезавтра, через год мы точно договоримся, он спокойно вкладывается в технику.

– Как удаётся договариваться с крупными лесопользователями?

– Группа «Илим» не занимается лесопилением, поэтому у нас хорошие отношения со всеми лесопильщиками. Они все занимаются лесозаготовкой. Хорошая кооперация: мы отгружаем партнёрам пиловочник, от них получаем балансы и технологическую щепу. На этом базисе строим отношения на трёх-, четырёх- и пятилетнюю перспективу. КПД использования северного леса значительно вырастает.

Лесная цифровизация

– «Илим» стал первопроходцем в лесной цифровизации. Чем она помогает?

– Лесообеспечение интересно тем, что хорошо раскладывается на отдельные процессы: как говорится, большого слона лучше есть частями.

Итак, первый наш базис – лес. Знание о нём заключается в изучении состава древостоя, оценке запаса древесины на гектаре, среднего объёма хлыста, исследовании рельефа местности и возможностей для строительства дорог. Построение моделей роста даст возможность прогнозировать объёмы использования лесов на десятки лет вперёд. В 2019 году мы провели эксперимент по лидарной съёмке и цифровой таксации в арендованной базе. В перспективе это новое качество наших знаний о лесе.

Второй блок – сама заготовка. Здесь цифровизация позволяет быстро получать полные данные по операционному состоянию харвестера. Как он работал? Сколько времени тратил на ту или иную операцию? Это позволяет анализировать и своевременно обеспечивать технику запчастями, материалами, принимать решения по дополнительному обучению оператора и в результате – достигать высокой производительности.

– Харвестер работает где‑то за 200 километров, но все данные о нём находятся в базе Лесного филиала?

– Два раза в сутки диспетчер-операционист получает информацию, как машина отработала предыдущие 12 часов. Каждую смену файл отправляется в корпоративную информационную систему SAP.

Следующий передел, который сейчас в разработке, – модуль SAP «Транспортная логистика». Примерно половину затрат в себестоимости леса при поставках на промплощадку комбината составляет логистика. Как оптимизировать перевозку, как интенсивнее загрузить транспорт – это все задачи SAP TM. Здесь базисы – это оперативная информация о доступности транспортных средств, ресурсов лесосырья, готового к отгрузке, и оптимальное соединение этих двух позиций.

– «Цифра» сама по себе не заработает. Как настроить сотрудников на поиск внутренних резервов?

– Не скажу, что у всех поголовно уже появилось цифровое мышление. Но в Лесном филиале есть люди, которые хорошо ориентируются в этом процессе. Это  «зажигалочки», благодаря которым вырастет новая культура. Помогает и цикл обучения, который запланирован на корпоративном уровне.

Эволюция профессионалов

– Как участник программы Корпоративного университета в Сколково – какой проект будете разрабатывать?

– Когда была возможность выбрать блок, я выбрал HR. Для меня это самое интересное. Тему пока не назову. В моём понимании главное в компании делают не механизмы, а люди. Это основной ресурс, в который нужно вкладываться.

– Как‑то вы говорили, что у сегодняшнего рабочего на лесозаготовке должны быть знания лесоинженера…

– Лесоинженер? Пока не достигли. Но культуры лесохозяйственника удалось достичь точно. Особенно с переходом на технологию интенсивного ведения лесного хозяйства, по которой в России мы стали пионерами. Теперь никто не упрекнёт: мол, вырубаете лёгкие планеты. Такого в новой технологии нет. Жители Котласского района, к примеру, теперь говорят: «Вы посмотрите, какими ухоженными стали наши леса».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Надежда СУХОПАРОВА, Татьяна ИВАНОВА.