Рыбопромышленники Архангельской области обеспокоены возможными изменениями правил распределения квот

5 декабря 2017 8:15 Море Из газеты
Алексей Заплатин
Алексей Заплатин

Чем это может обернуться для рыбопромышленных предприятий? Об этом разговор с Алексеем Заплатиным, руководителем Архангельского тралового флота.

– Алексей Павлович, казалось, что правила игры установлены и все готовы им следовать, но буквально в ноябре в адрес президента страны поступило письмо, авторы которого предлагают поменять правила. В чём суть их предложений?

— Речь идёт об историческом принципе закрепления долей квот. Всё началось в 2003 году с 704 постановления, когда за каждым пользователем, который исторически занимался рыбным промыслом, были закреплены квоты за прошедшие несколько лет. Первое закрепление произошло в 2003 году, затем в 2008 году было перезакрепление на десять лет. На последнем Госсовете было принято решение, о котором говорили и на рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге, что исторический принцип незыблем и он будет продлён на 15 лет.

– Почему нужно продлевать квоты тем компаниям, которые уже работают на рынке?

— Во-первых, чем больше отрезок, на который продлеваются квоты, тем больше возможность планирования своего бизнеса. Особенно это важно в плане инвестиций. И во‑вторых, это важно в плане расчёта окупаемости строительства флота и береговой инфраструктуры. Авторы письма предлагают вывести часть квот в аукционы, как делалось уже в 2003 году. Но Владимир Владимирович Путин на первом Госсовете в Астрахани отметил, что аукционы не принесли желаемых результатов. А эффективность исторического принципа доказана всеми структурами, в том числе, государственными.

– Сторонники этих предложений говорят о том, что исторический принцип не даёт выйти на рынок новым игрокам, которые могли бы быть более эффективны.

— За всё время существования исторического принципа рынок развивался: одни компании поглощали другие, появлялись новые объекты. В нашей отрасли, как и в любой другой, есть возможность купли-продажи, смены игроков. Так что нельзя сказать, что это закрытый круг компаний. Этот рынок всегда открыт и прозрачен, особенно в последние годы, когда о финансовом состоянии любой компании стало возможно узнать из любого открытого источника.

– Как действуют гарантированные квоты?

— Квоты – это право на вылов. Государство предоставляет компаниям право на использование определённых биоресурсов. Такая компания как Архангельский траловый флот осваивает все виды биоресурсов Атлантического океана. Таких компаний мало осталось на Северо-Западе и, вообще, в стране. Право на использование биоресурсов закрепляется как обычный договор гражданско-правового характера на пять, десять или пятнадцать лет. Каждый год наполняемость этой квоты меняется, то есть, в договоре прописывается доля, которую рекомендуют научные институты, и эта доля умножается на часть общедопустимого улова, устанавливаемую каждый год. Эта цифра прогнозируемая, но риски мы всё равно несём, как природные, так и технические и экономические. Так что квоты позволяют рассчитывать прибыль на ближайшие годы.

– При переходе на аукционный принцип с какой периодичностью необходимо будет выкупать право на вылов?

— Предполагается раз в десять лет проводить аукцион. Но этот срок может меняться. Главный минус этого принципа – это необходимость аккумулировать огромные средства для участия в аукционах. А у большинства компаний все средства инвестированы в производство.

– А о каких суммах идёт речь?

— Суммы разные по каждому виду биоресурсов. В том письме говорилось, что доход от аукционов квот на вылов краба составит до 300 миллиардов рублей. Наши экономисты подсчитали, что окупаемость этой квоты уходит за 26 лет. И если все биоресурсы выставить на аукцион, ни одна компания в долгосрочной перспективе таких цен не даст. Соответственно, никогда такого экономического эффекта не будет. Так что цифра эта надуманная, и в лучшем случае вместо 300 миллиардов, обозначенных в письме, разовые поступления составят 50 миллиардов. А изъятие компаниями средств из оборота для аукционов вызовет ухудшение снабжения судов.

– У вас в планах строительство рыбоперерабатывающего завода. Где он будет находиться?

— Буквально вчера мы подали заявку на строительство, надеемся, что её примут в агентстве по рыболовству. Завод планируется строить на Маймаксанском участке. Мощность завода – 50 тонн готовой продукции в сутки, это 12 тысяч тонн за год.

– А сколько там будет рабочих мест?

— В заявке у нас указана цифра около 100 человек.

– Но это только на заводе. А в остальных сферах – транспортировке, реализации?

— Сложно подсчитать, но должно быть примерно в три-четыре раза больше.

– И мы можем это потерять в случае отмены исторического принципа?

— Да, это так. К тому же только завод будет стоить больше миллиарда, и эта цифра будет только расти. Этот проект очень значим для нашей компании и сотрудников, для нашей области. Также мы потеряем инвестиции, которые ежегодно вкладываем в развитие береговой инфраструктуры. Плюс мы заложили четыре новых судна в Выборге, и мы, и Выборгский судоремонтный завод очень заинтересованы в этих проектах. И судостроители тоже откликнулись и написали письмо, в котором выражали протест против отмены исторического принципа, так как они теряют заказы.

– Говорят, что у вас на предприятии хорошие зарплаты.

— Да, это так, и мы гордимся этим. С 2014 года мы повышаем зарплаты, в последний год не повышали только работникам администрации и береговым службам. Но для рыбаков мы повышали каждый год. Средняя заработная плата в Архангельском траловом флоте – 70 тысяч рублей.

– И изменения могут коснуться зарплат негативным образом?

— Да, ни о каком увеличении заработной платы речи не пойдёт, возможно, придётся снижать зарплату, сокращать рабочие места. Разумеется, предприятие начнёт экономить, чтобы участвовать в аукционах.

– А вообще, можно ли как‑нибудь противодействовать этим изменениям? Ведь перспективы довольно мрачные.

— Правительство Архангельской области уже направило письма правительству и президенту, выражая озабоченность этим вопросом и поддерживая рыбацкое сообщество. Две недели назад на общественном совете по рыболовству в Москве мы уже высказали своё мнение. Другие прибрежные регионы также отправили свои письма. Надеемся, что нас услышали, и что исторический принцип будет незыблем.

****************************

позиция

Правительство области считает, что существующий принцип распределения квот на рыбу необходимо сохранить

На очередном заседании общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству рассматривался вопрос перезаключения договоров о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов.

Этот вопрос крайне важен для Архангельской области – промышленным и прибрежным рыболовством занимаются 17 предприятий, на которых трудятся свыше 1400 человек. Платежи в консолидированный бюджет РФ по виду экономической деятельности «рыболовство, рыбоводство» за 2016 год составили 17 миллиардов рублей, инвестиции в основной капитал – 1,9 миллиарда рублей.

Предприятия области начали строительство пяти крупных и средних рыбопромысловых судов и двух рыбоперерабатывающих заводов мощностью от 50 тонн готовой продукции в сутки.

— Принцип перезаключения действующих договоров для предприятий, исполняющих свои обязательства, позволяет планировать бюджет региона и обеспечивать социальные гарантии населению. Нарушение существующего принципа закрепления квот в отношении любого вида водных биологических ресурсов отрицательно повлияет на устойчивое социально-экономическое развитие Архангельской области, – подчеркнул Игорь Орлов.

Письмо в поддержку позиции рыбопромышленников направлено на имя помощника президента России Андрея Белоусова. Помимо этого, Игорь Орлов примет участие в заседании рыбохозяйственного совета, которое состоится в начале декабря под руководством заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича. Сохранение исторического принципа распределения квот для рыбной отрасли будет одной из главных тем выступления Игоря Орлова.

Беседовала Светлана ДЕЙНЕКО

Экономика

19 февраля

«Норд-Эк­спо» и центр сем­ей­ной меди­цины стали прио­рит­ет­ными инвестпро­ек­тами Поморья

19 февраля

Ото­питель­ный сезон в Архан­гель­ске про­хо­дит штатно

19 февраля

КРАО и будет сот­рудни­чать с Кор­пора­ци­ей раз­ви­тия Кара­ча­ево-Чер­кес­сии

16 февраля

В Мос­кве дали высо­кую оцен­ку идее про­веде­ния Про­ек­тной школы пра­витель­ства Поморья

16 февраля

Игорь Орлов: «К Аркти­чес­кой зоне нужен индиви­дуаль­ный подход»

16 февраля

Нако­пите на мечту!

16 февраля

Том­ская область будет про­водить опыт­но-про­мыш­ленные испыта­ния на тер­рито­рии Поморья

16 февраля

Игорь Орлов: «Наша сис­тема прив­лече­ния инвести­ций позволя­ет эффек­тив­но решать задачи, поставл­ен­ные гла­вой пра­витель­ства»

15 февраля

«Рос­конгресс» и Ассо­ци­ация юрис­тов помо­гут Поморью в про­движе­нии инвестпро­ек­тов

15 февраля

«Меха­ник Крас­ковс­кий» дос­та­вил в Архан­гельск пер­вый в нынеш­нем году импортный груз

14 февраля

В Архан­гель­ской области соз­да­дут еди­ную сис­тему обес­пече­ния боль­ниц лекар­ства­ми

14 февраля

В одном из турис­тич­ес­ких комп­ле­ксов Поморья будет органи­зо­ва­на дерев­ня север­ных ездоков

14 февраля

Губер­на­тор Игорь Орлов: «Измене­ния в бюд­жете-2018 нап­равле­ны на раз­ви­тие региона»

13 февраля

В 2018 году на доро­гах Архан­гель­ской области пла­ниру­ет­ся отрем­он­тиро­вать три­над­цать мостов

12 февраля

Предс­та­ви­те­ли Архан­гель­ской области будут участ­во­вать во все­рос­сийск­ом фору­ме «Нас­тавн­ик»

Похожие материалы

15 февраля Экономика

«Меха­ник Крас­ковс­кий» дос­та­вил в Архан­гельск пер­вый в нынеш­нем году импортный груз

3 февраля Экономика

Севе­род­винс­кие кора­белы рас­ста­ют­ся с бук­сира­ми-вете­ра­на­ми

24 января Экономика

Быв­ший архан­гель­ский лесо­за­вод № 2 приоб­рел новую профессию

22 января Экономика

В устье Север­ной Двины нача­лись ледо­коль­ные проводки

14 января Экономика

Пер­вую рыбоп­род­ук­цию в Архан­гельск дос­тави­ли трау­леры ком­па­нии «Ком­серв-фиш»

6 января Экономика

После дол­го­го отсутст­вия в Архан­гельск при­шел тан­кер «RN Privodino»

2 января Экономика

Пер­вым в новом году в Архан­гельск при­был теп­ло­ход Север­ного морс­ко­го паро­ходства «Капи­тан Сахаров»

24 декабря Экономика

Сиби­ряк «Капи­тан Паш­нин» оста­ет­ся зимо­вать на Север­ной Двине

22 декабря Экономика

Теп­ло­ход «Сабет­та» ухо­дит из Архан­гель­ска в послед­ний рейс

20 декабря Экономика

Гру­зо­вой район Эко­но­мия Архан­гель­ского морс­ко­го порта возоб­но­вил экспорт камен­ного угля

17 декабря Экономика

На теп­лохо­де «Хол­мого­ры» начат дол­го­ждан­ный ремонт