Рыбопромышленники Архангельской области обеспокоены возможными изменениями правил распределения квот

5 декабря 2017 8:15 Море Из газеты
Алексей Заплатин
Алексей Заплатин

Чем это может обернуться для рыбопромышленных предприятий? Об этом разговор с Алексеем Заплатиным, руководителем Архангельского тралового флота.

– Алексей Павлович, казалось, что правила игры установлены и все готовы им следовать, но буквально в ноябре в адрес президента страны поступило письмо, авторы которого предлагают поменять правила. В чём суть их предложений?

— Речь идёт об историческом принципе закрепления долей квот. Всё началось в 2003 году с 704 постановления, когда за каждым пользователем, который исторически занимался рыбным промыслом, были закреплены квоты за прошедшие несколько лет. Первое закрепление произошло в 2003 году, затем в 2008 году было перезакрепление на десять лет. На последнем Госсовете было принято решение, о котором говорили и на рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге, что исторический принцип незыблем и он будет продлён на 15 лет.

– Почему нужно продлевать квоты тем компаниям, которые уже работают на рынке?

— Во-первых, чем больше отрезок, на который продлеваются квоты, тем больше возможность планирования своего бизнеса. Особенно это важно в плане инвестиций. И во‑вторых, это важно в плане расчёта окупаемости строительства флота и береговой инфраструктуры. Авторы письма предлагают вывести часть квот в аукционы, как делалось уже в 2003 году. Но Владимир Владимирович Путин на первом Госсовете в Астрахани отметил, что аукционы не принесли желаемых результатов. А эффективность исторического принципа доказана всеми структурами, в том числе, государственными.

– Сторонники этих предложений говорят о том, что исторический принцип не даёт выйти на рынок новым игрокам, которые могли бы быть более эффективны.

— За всё время существования исторического принципа рынок развивался: одни компании поглощали другие, появлялись новые объекты. В нашей отрасли, как и в любой другой, есть возможность купли-продажи, смены игроков. Так что нельзя сказать, что это закрытый круг компаний. Этот рынок всегда открыт и прозрачен, особенно в последние годы, когда о финансовом состоянии любой компании стало возможно узнать из любого открытого источника.

– Как действуют гарантированные квоты?

— Квоты – это право на вылов. Государство предоставляет компаниям право на использование определённых биоресурсов. Такая компания как Архангельский траловый флот осваивает все виды биоресурсов Атлантического океана. Таких компаний мало осталось на Северо-Западе и, вообще, в стране. Право на использование биоресурсов закрепляется как обычный договор гражданско-правового характера на пять, десять или пятнадцать лет. Каждый год наполняемость этой квоты меняется, то есть, в договоре прописывается доля, которую рекомендуют научные институты, и эта доля умножается на часть общедопустимого улова, устанавливаемую каждый год. Эта цифра прогнозируемая, но риски мы всё равно несём, как природные, так и технические и экономические. Так что квоты позволяют рассчитывать прибыль на ближайшие годы.

– При переходе на аукционный принцип с какой периодичностью необходимо будет выкупать право на вылов?

— Предполагается раз в десять лет проводить аукцион. Но этот срок может меняться. Главный минус этого принципа – это необходимость аккумулировать огромные средства для участия в аукционах. А у большинства компаний все средства инвестированы в производство.

– А о каких суммах идёт речь?

— Суммы разные по каждому виду биоресурсов. В том письме говорилось, что доход от аукционов квот на вылов краба составит до 300 миллиардов рублей. Наши экономисты подсчитали, что окупаемость этой квоты уходит за 26 лет. И если все биоресурсы выставить на аукцион, ни одна компания в долгосрочной перспективе таких цен не даст. Соответственно, никогда такого экономического эффекта не будет. Так что цифра эта надуманная, и в лучшем случае вместо 300 миллиардов, обозначенных в письме, разовые поступления составят 50 миллиардов. А изъятие компаниями средств из оборота для аукционов вызовет ухудшение снабжения судов.

– У вас в планах строительство рыбоперерабатывающего завода. Где он будет находиться?

— Буквально вчера мы подали заявку на строительство, надеемся, что её примут в агентстве по рыболовству. Завод планируется строить на Маймаксанском участке. Мощность завода – 50 тонн готовой продукции в сутки, это 12 тысяч тонн за год.

– А сколько там будет рабочих мест?

— В заявке у нас указана цифра около 100 человек.

– Но это только на заводе. А в остальных сферах – транспортировке, реализации?

— Сложно подсчитать, но должно быть примерно в три-четыре раза больше.

– И мы можем это потерять в случае отмены исторического принципа?

— Да, это так. К тому же только завод будет стоить больше миллиарда, и эта цифра будет только расти. Этот проект очень значим для нашей компании и сотрудников, для нашей области. Также мы потеряем инвестиции, которые ежегодно вкладываем в развитие береговой инфраструктуры. Плюс мы заложили четыре новых судна в Выборге, и мы, и Выборгский судоремонтный завод очень заинтересованы в этих проектах. И судостроители тоже откликнулись и написали письмо, в котором выражали протест против отмены исторического принципа, так как они теряют заказы.

– Говорят, что у вас на предприятии хорошие зарплаты.

— Да, это так, и мы гордимся этим. С 2014 года мы повышаем зарплаты, в последний год не повышали только работникам администрации и береговым службам. Но для рыбаков мы повышали каждый год. Средняя заработная плата в Архангельском траловом флоте – 70 тысяч рублей.

– И изменения могут коснуться зарплат негативным образом?

— Да, ни о каком увеличении заработной платы речи не пойдёт, возможно, придётся снижать зарплату, сокращать рабочие места. Разумеется, предприятие начнёт экономить, чтобы участвовать в аукционах.

– А вообще, можно ли как‑нибудь противодействовать этим изменениям? Ведь перспективы довольно мрачные.

— Правительство Архангельской области уже направило письма правительству и президенту, выражая озабоченность этим вопросом и поддерживая рыбацкое сообщество. Две недели назад на общественном совете по рыболовству в Москве мы уже высказали своё мнение. Другие прибрежные регионы также отправили свои письма. Надеемся, что нас услышали, и что исторический принцип будет незыблем.

****************************

позиция

Правительство области считает, что существующий принцип распределения квот на рыбу необходимо сохранить

На очередном заседании общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству рассматривался вопрос перезаключения договоров о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов.

Этот вопрос крайне важен для Архангельской области – промышленным и прибрежным рыболовством занимаются 17 предприятий, на которых трудятся свыше 1400 человек. Платежи в консолидированный бюджет РФ по виду экономической деятельности «рыболовство, рыбоводство» за 2016 год составили 17 миллиардов рублей, инвестиции в основной капитал – 1,9 миллиарда рублей.

Предприятия области начали строительство пяти крупных и средних рыбопромысловых судов и двух рыбоперерабатывающих заводов мощностью от 50 тонн готовой продукции в сутки.

— Принцип перезаключения действующих договоров для предприятий, исполняющих свои обязательства, позволяет планировать бюджет региона и обеспечивать социальные гарантии населению. Нарушение существующего принципа закрепления квот в отношении любого вида водных биологических ресурсов отрицательно повлияет на устойчивое социально-экономическое развитие Архангельской области, – подчеркнул Игорь Орлов.

Письмо в поддержку позиции рыбопромышленников направлено на имя помощника президента России Андрея Белоусова. Помимо этого, Игорь Орлов примет участие в заседании рыбохозяйственного совета, которое состоится в начале декабря под руководством заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича. Сохранение исторического принципа распределения квот для рыбной отрасли будет одной из главных тем выступления Игоря Орлова.

Беседовала Светлана ДЕЙНЕКО

Экономика

6 апреля

В Архан­гель­ской области раз­рабо­тали меры под­дер­жки бизнеса

6 апреля

В Архан­гель­ске обсуди­ли кад­ро­вое обес­пече­ние пред­при­ятий лес­ной отрасли

5 апреля

Про­из­водст­вен­ные рекор­ды и социаль­ное парт­нёр­ство

4 апреля

Архан­гель­ский порт рабо­та­ет в режиме кол­лек­тив­ной само­изо­ля­ции

3 апреля

Боль­шинство эко­но­ми­чес­ки активных рос­си­ян меч­та­ют выйти на работу

3 апреля

Север­ные уче­ные занялись изу­чени­ем полез­ных свойств торфа

2 апреля

Право рабо­тать имеют мага­зины, кото­рые тор­гу­ют това­рами пер­вой необ­ходи­мос­ти

1 апреля

На сайте ФНС соз­дан раз­дел под­дер­жки бизнеса

1 апреля

В пере­чень сис­темо­об­раз­ую­щих органи­за­ций Архан­гель­ской области вошло 71 пред­при­ятие

1 апреля

Гене­раль­ный дирек­тор АЦБК Дмит­рий Зылев: «Мы гото­вы рабо­тать в усло­ви­ях форс-мажо­ра"

1 апреля

АЦБК и ГК «Титан» пере­дают 20 мил­ли­онов руб­лей меди­цин­ским учрежде­ни­ям региона

30 марта

К концу 2020 года более 100 обману­тых доль­щи­ков в Архан­гель­ской области полу­чат жильё

30 марта

В аэро­пор­ту Архан­гельск отменя­ют­ся все меж­дуна­род­ные рейсы и часть внут­рен­них

28 марта

Рыба­ки, веду­щие про­мы­сел в Север­ном бас­сейне, столк­ну­лись с про­бле­мой смены экипажа

27 марта

«Сев­маш» и Центр судо­рем­он­та «Звез­дочка» приос­тано­вят рабо­ту на сле­ду­ющей неделе

Похожие материалы

22 ноября Экономика

Атом­ный под­вод­ный крей­сер «Князь Вла­ди­мир» при­был в Севе­род­винск

18 октября Экономика

В аквато­рии Архан­гель­ска на воду спус­тили водо­мёт­ный катер «Баренц 1100»

20 сентября Экономика

В Архан­гель­ске про­шла третья рос­сийско-нор­вежс­кая кон­фер­ен­ция по рыбо­ловству

26 августа Экономика

Ато­мо­ход «Сев­морпуть» будет возить рыбу в Санкт-Пет­ер­бург вмес­то Архан­гель­ска

24 августа Экономика

Архан­гель­ский ледо­кол «Дик­сон» на полтора меся­ца сме­нил профессию

19 августа Экономика

«Тигр» с Даль­него Вос­тока при­вёз в Архан­гельск две с полови­ной тыся­чи тонн рыбы

18 августа Экономика

«Тиг­риный» рефриже­ра­тор при­быва­ет в Архан­гель­ский рыб­ный порт

14 августа Экономика

Постро­ен­ный на севе­род­винс­кой «Звез­дочке» «Ака­де­мик Алек­санд­ров» вышел на госис­пыта­ния

6 августа Экономика

В райо­не архан­гель­ского порта Эко­но­мия нача­то стро­итель­ство комп­ле­кса для нужд Мино­боро­ны

2 августа Экономика

Земс­на­ряды Архан­гель­ского фили­ала «Рос­мор­пор­та» нача­ли дноуг­луби­тель­ные рабо­ты в Сабетте

28 июля Экономика

Суда-гид­рогра­фы ухо­дят на Сев­морпуть под фла­гом Атомфлота

11 июля Экономика

Мур­манс­кий теп­ло­ход «Клав­дия Елан­ская» пере­дали Архан­гель­ску

4 июля Экономика

Науч­ное судно «Ака­де­мик Мстис­лав Кел­дыш» отпра­вилось из Архан­гель­ска в Кар­ское море