Экономику Северного морского пути поднимут межрегиональным проектом

19 мая 11:45 Море
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

На встрече с редакторами печатных и электронных СМИ Архангельска и Северодвинска врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский заявил, что строительство глубоководного порта в Индиге в перспективе даст новое развитие проекту «Белкомур»

При этом глубоководный порт в Архангельске строить нецелесообразно. По словам главы региона, в настоящее время прорабатывается вариант строительства железнодорожной ветки от Карпогор (Архангельская область) до Индиги (Ненецкий автономный округ). В самой Индиге инвестор рассчитывает построить глубоководный порт, который в перспективе будет успешно конкурировать с портом Мурманска.

Александр ЦыбульскийЭтот проект очень давно существует и не реализован просто потому, что экономика и технологии были не готовы к его полноценной реализации, – подчеркнул Александр Цыбульский. – У НАО всегда была конкуренция с Архангельской областью в части «Белкомура» и порта Индига. Здесь понятны интересы каждой стороны, стремящейся для своей экономики получить серьёзную точку роста. Архангельск в этом смысле обладает серьёзной грузовой базой, которая сегодня в большей степени уходит и отгружается на Санкт-Петербург. При этом большая часть добавленной стоимости остаётся не в нашем регионе. Порт Архангельск, к сожалению, не сможет никогда принимать большие суда по 300 тысяч тонн, которыми на самом деле осуществляются основные перевозки по Северному морскому пути. Потому что глубины не позволяют этого сделать и никогда не позволят. Требуется нереальное просто дноуглубление.

Индига, по словам врио губернатора, наоборот, обладает преимуществами глубоководности. Это последняя точка на карте, где можно построить незамерзающий порт – дальше уже слишком сложная ледовая обстановка. До неё краешком доходит Гольфстрим и в целом там ледовая обстановка, которая позволяет использовать суда с самым минимальным ледовым классом.

В проекте, который рассматривает инвестор, на траверсе порта Индига глубина составит порядка 25 метров. По сути он сможет принимать любые суда любых классов. Проблема Индиги в том, что там всегда не хватало рабочей силы и не было железной дороги, которую туда нужно строить. По первоначальному плану рассчитывали, что железную дорогу построят от Сосногорска (Республика Коми). Но появился другой, более выгодный для Архангельской области – построить пятисоткилометровую железнодорожную ветку от Карпогор в Индигу. Она получается даже короче, при этом строительство будет проходить по «нормальному, не сложному рельефу». Общая стоимость проекта – более 200 миллиардов рублей. Ещё более 80 миллиардов инвестор потратит на строительство самого порта в Индиге. Строительство причальной сети там планируют начать уже в 2021 году.

— Складывается очень хорошая история: Карпогоры смогут забрать большую часть того груза, который уходит на экспорт через Питер. Тем самым создав серьёзные экономические предпосылки для наших инвесторов, чтобы они здесь активнее развивались. С другой стороны, мы сможем развивать и экономику Северного морского пути, – отметил врио губернатора Архангельской области. – Через порт Архангельск мы не получим полноценный выход на СМП, всегда будем проигрывать Мурманску. При этом та задача, которая поставлена президентом на первом этапе – 80 млн тонн грузов по Северному морскому пути – не решится одним портом в Мурманске. Если говорить про обслуживание ледоколов, про пункты депонирования крупнотоннажных грузов, то крайне важно для всех производителей, чтобы максимальное количество этих грузов и весь сервисный, спасательный центр максимально располагались близко к тяжёлой ледовой обстановке. По сути требуются два пункта с двух сторон – с востока и с запада, – около той части Северного морского пути, которая покрывается толстыми льдами. В этом смысле соединение двух потенциалов было бы очень крутой историей. Проект экономически «выстрелит» на сто процентов.

Интересно, что через порт в Индиге планируют пропускать грузы даже из Киргизии. Александр Цыбульский подчеркнул, что сегодня эта страна стоит на пороге принятия инвестиционного решения по строительству собственной железной дороги для того, чтобы пропускать через себя китайские грузы. Реализация проекта порта в Индиге и железной дороги от Карпогор позволит северным регионам забрать на себя грузопоток Киргизии, юго-востока Китая и Казахстана (речь о ежегодном транзите до 40 миллионов тонн угля в Прибалтику).

— Мы могли бы сделать транспортный коридор Азия – Северный морской путь, – считает Александр Цыбульский. – В пике реализации проекта загрузка глубоководного порта составит до 200 миллионов тонн груза. Совмещение «Белкомура» и Индиги впервые даёт толчок к развитию этих двух проектов.

Василий БЕСТУЖЕВ

Экономика

14 августа

Севе­ряне могут подать заяв­ле­ние на дет­ские выплаты до пер­вого октября 2020 года

14 августа

«Сия­ние Севе­ра» попол­нило сос­тав судов Север­ного морс­ко­го паро­ходства

13 августа

Алек­сандр Дят­лов про­конт­ро­ли­ро­вал ход ремон­та дет­ских садов и школ в Севе­род­винске

12 августа

Клас­сные руко­води­тели Поморья нач­нут получать еже­мес­яч­ную выплату с пер­вого сентября

12 августа

Самый север­ный в мире Novotel-Ар­хангельск ждёт гостей

10 августа

Какие акции купить сегодня?

10 августа

Выпуск­ни­ца САФУ победи­ла на меж­дуна­род­ном биз­нес-кон­курсе

7 августа

Откры­лось регул­яр­ное авиа­со­об­ще­ние по марш­ру­ту Архан­гельск – Вельск – Вологда

6 августа

Неф­теба­зы Архан­гель­ска обес­печи­ва­ют даль­нюю Аркти­ку топливом

4 августа

Учас­тие в Мар­гари­тин­ке будет бес­платным для мес­тных фер­ме­ров и предп­ри­ни­ма­те­лей

3 августа

ПФ начал без заявок уста­нав­ливать еже­мес­яч­ные выплаты инвалидам

31 июля

В Севе­род­винске стар­ту­ют про­дажи ЖК «Море­парк» Груп­пы «Аквилон»

31 июля

По прием­ле­мой цене: как живет биз­нес в пери­од коро­нави­руса

30 июля

Банк Рос­сии разъяс­нил, как севе­ряне могут выйти из «кре­дит­ных каникул»

30 июля

АПЛ «Севе­род­винск» про­шла бое­вые испыта­ния в Белом Море

Похожие материалы

14 августа Экономика

«Сия­ние Севе­ра» попол­нило сос­тав судов Север­ного морс­ко­го паро­ходства

6 августа Экономика

Неф­теба­зы Архан­гель­ска обес­печи­ва­ют даль­нюю Аркти­ку топливом

30 июля Экономика

АПЛ «Севе­род­винск» про­шла бое­вые испыта­ния в Белом Море

23 июля Экономика

На «Сев­маше» нача­ли резать металл для ледос­той­кой ста­ци­онар­ной плат­формы ЛСП «А»

20 июля Экономика

На «Сев­маше» заложи­ли атом­ные лодки «Воро­неж» и «Вла­див­ос­ток»

20 июля Экономика

На «Звёз­дочке» изгото­вили части стар­то­вой пло­щад­ки для кос­модро­ма Восточный

17 июля Экономика

На «Сев­маше» вывели из эллинга АПЛ «Князь Олег»

29 июня Экономика

«Адми­рал флота Советс­ко­го Союза Гор­шков» вышел в Белое море на испытания

25 июня Экономика

На «Крас­ной Куз­нице» завер­шились ходо­вые испыта­ния бук­си­ров «РБТ-3» и «РБТ-4»

27 мая Экономика

Плат­форма «При­раз­лом­ная» отгру­зила на тан­кер двух­со­тую пар­тию нефти

21 мая Экономика

В порт Архан­гельск при­вез­ли 170 тонн рыбы

19 мая Экономика

Эко­но­ми­ку Север­ного морс­ко­го пути под­ни­мут меж­реги­ональ­ным проектом

15 мая Экономика

Тех­нич­ес­кий флот Архан­гель­ска начал дноуг­луби­тель­ные работы