«Рыбакам в тапочках» открыли дорогу

18 апреля 2019 9:50 Море Из газеты
Отрасль застыла в ожидании потрясений. Фото Артёма Келарева
Отрасль застыла в ожидании потрясений. Фото Артёма Келарева

Депутаты Госдумы РФ приняли закон о крабовых аукционах, тем самым заложив основу для передела промыслового рынка биоресурсов

Ксожалению, рыбаки нашей страны прекрасно знают, что любой передел рынка чреват для отрасли сворачиванием инвестиционных программ, а для работников – потерей рабочих мест. Не так давно, 15–17 лет назад, когда действовали аукционы, финансовые воротилы просто наживались на влачащих жалкое существование профессиональных рыбаках и держали их на субподряде. Таких бизнесменов в отрасли называют «квотными рантье» и «рыбаками в тапочках». И, судя по всему, именно для их процветания был принят закон о крабовых аукционах.

Кулуарно и в спешке

На этапе обсуждения законопроекта предупреждения рыбаков, экспертов, властей прибрежных регионов, минэкономразвития РФ были отвергнуты правительством, а потом и нижней палатой российского парламента. Документ был разработан кулуарно, а принят в спешке: времени на то, чтобы взвесить все «за» и «против» у депутатов фактически не было. В итоге – коллегиальное решение парламентариев и новые правила игры для участников огромного рынка.

Кстати, эксперты и рыбаки считают, что закон продавили в угоду так называемому новому игроку крабового рынка, который уже не раз намекал, что не прочь пойти дальше и распространить губительный аукционный принцип распределения биоресурсов на тресковые породы рыбы. Это не сулит ничего хорошего Поморью, где рыболовство исторически было важнейшим сектором экономики.

Всё взаимосвязано

Ситуация очень сложная. И вот почему. В рыбной промышленности всё взаимосвязано. Например, сейчас в отрасли мало монопрофильных предприятий. Как правило, холдинговые компании добывают не только рыбу, но и другие морские биоресурсы. Поэтому крабовые аукционы сильно усложняют жизнь добросовестно работающим рыбакам, для которых исторический принцип распределения квот стал важным стимулом для проведения модернизации, обновления флота и перерабатывающих мощностей, реализации новых социально значимых проектов в районах присутствия.

Наш Архангельский траловый флот был реанимирован и вновь стал преуспевающим предприятием благодаря краболовным компаниям Северо-Западного рыбопромышленного консорциума, в структуру которого он и вошёл. СЗРК помогал погасить архангельскому предприятию кредиты, вкладывал огромные средства в береговую инфраструктуру (судоремонт, порт, перерабатывающий завод, холодильные установки). Поэтому аукционы на краба – это удар и по АТФ.

На публичных слушаниях в Государственной Думе РФ представитель Архангельской области попытался объяснить депутатам, что ломать исторический принцип – это потери налоговых отчислений для регионального бюджета и рабочих мест для сотрудников. Но попытка разъяснить суть проблемы оказалась тщетной. Председатель профильного думского комитета Николай Николаев, похоже, посчитал, что раз бюджет региона зависим от работы того же Архангельского тралового флота – это плохо.

Если следовать этой странной логике, то получается, что Северо-Западный рыбопромышленный консорциум вроде как зря спасал инвестициями погибающее от кризиса легендарное архангельское предприятие с вековой историей. Нет предприятия – нет проблем. Так, что ли?

Пять лет на намерения

В конечной редакции скандального закона депутаты увеличили период наделения аукционными квотами с 10 до 15 лет, а разумный принцип «сначала строй – потом лови», который предлагал депутат от Мурманской области Алексей Веллер, вообще исказили: на реализацию инвестиционных намерений предприятий дали пять лет. И это выглядит так, словно новичкам с большим административным и финансовым ресурсом предоставляют что‑то типа льготных условий.

В этой ситуации, как ранее предрекал экономист Михаил Делягин, заслуженные, десятилетиями работающие предприятия, набравшие кредитов под инвестпроекты, без исторических квот окажутся связанными по рукам и ногам. Как минимум, они не смогут развивать производство и социальную сферу.

Зато новичкам даётся серьёзный козырь. Можно спрогнозировать, что зашедшие на рынок компании без опыта, должных компетенций и промыслового флота будут «отбивать» аукционные расходы всеми доступными способами. Нельзя исключать, что опять будет эксплуатироваться бесчестный механизм ренты. А часть компаний, чтобы хоть как‑то продлить дни своего существования, будет вынуждена заниматься браконьерством.

Всё это рыбаки уже проходили в период проведения аукционов в начале 2000‑х. Тогда хватило трёх лет, чтобы понять, сколь плохо сказывается на экономике предприятий аукцион. Последовавшее решение федерального правительства о введении исторического принципа распределения биоресурсов, конечно, было не случайным. Оно вдохнуло жизнь в увядающую отрасль. А теперь ситуация возвращается на круги своя…

Приняв закон, Госдума фактически дала старт процессу отраслевого перекраивания. Имя называемого рыбаками главного интересанта нового закона уже стало притчей во языцех – Глеб Франк, зять известного в России и за её пределами олигарха Геннадия Тимченко.

Рыбаки готовятся к тяжёлым потрясениям. Принятие крабового закона может свидетельствовать и о том, что и тресковые аукционы не за горами. А это не принесёт ничего хорошего ни отечественной рыбной отрасли, ни судостроению, ни российским потребителям рыбной продукции.

Любое действие порождает противодействие. После принятия Госдумой скандального законопроекта без учёта мнения участников рынка федеральная власть будет терять уважение приморских регионов. И, надо полагать, она может остаться без поддержки рыбацкого сообщества. Теперь, чтобы отстаивать свои права, у рыбаков не остаётся никаких средств кроме политических.

Александр СВЕТЛОВ

Экономика

19 февраля

Рыбал­ка длит­ся целый век

19 февраля

Сухог­руз «Ладо­га – 11» нав­сегда расп­ро­щал­ся с морем

17 февраля

Архан­гель­ских биз­несме­нов нау­чат парт­нёр­ству и коопер­ации

14 февраля

В Архан­гельск с биз­нес-мис­си­ей прие­дут араб­ские шейхи

13 февраля

«Каж­дый день мы совер­ша­ем под­виг, рас­тяну­тый во времени»

13 февраля

Новый земс­на­ряд «Юрий Мас­лю­ков» при­нят в сос­тав архан­гель­ского «Рос­мор­пор­та»

12 февраля

Раке­ту «Ангара-А5» отпра­вят на кос­модр­ом Пле­сецк в мар­те-ап­реле

12 февраля

В Архан­гель­ске вто­рой раз про­шёл стар­тап-тур

12 февраля

Вышел в свет жур­нал об Архан­гель­ской области «Тер­рито­рия развития»

11 февраля

Новый жилой ком­плекс в Солом­бале спро­ек­тир­ует архит­ек­тор из Финляндии

10 февраля

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на «Рыб­ный базар»

10 февраля

Новый тер­ми­нал на пло­щади у МРВ в Архан­гель­ске пла­ниру­ют открыть в марте

10 февраля

По льдам Бело­го моря про­шёл пер­вый кара­ван судов

7 февраля

Авиа­ком­па­ния «Нор­да­виа» отмети­ла своё 90-летие

7 февраля

Вла­ди­мир Путин под­пи­сал указ о выпла­тах вете­ра­нам ВОВ

Похожие материалы

19 февраля Экономика

Рыбал­ка длит­ся целый век

19 февраля Экономика

Сухог­руз «Ладо­га – 11» нав­сегда расп­ро­щал­ся с морем

13 февраля Экономика

Новый земс­на­ряд «Юрий Мас­лю­ков» при­нят в сос­тав архан­гель­ского «Рос­мор­пор­та»

10 февраля Экономика

По льдам Бело­го моря про­шёл пер­вый кара­ван судов

7 февраля Экономика

АТФ полу­чит четы­ре новых трау­лера от Выборгско­го судос­тро­итель­ного завода

6 февраля Экономика

В Архан­гель­ский порт при­был бук­сир «Сомери»

2 февраля Экономика

По ито­гам рабо­ты рос­сийск­их портов Архан­гельск ока­зал­ся в сере­дине списка

30 января Экономика

На Белом море и в портовых водах появи­лась рабо­та для ледоколов

29 декабря Экономика

О рыб­ной квоте и рыбац­ком флоте

27 декабря Экономика

Центр судо­рем­он­та «Звез­дочка» стал дип­лом­ан­том кон­курса «100 луч­ших това­ров России»

22 декабря Экономика

Архан­гель­ский фили­ал «Рос­мор­пор­та» обновля­ет сос­тав флота

16 декабря Экономика

Нави­га­ция в Онеге и на Солов­ках про­длена до сле­ду­юще­го года

13 декабря Экономика

Новый бук­сир «Звёз­дочки» полу­чил имя суд­на-вете­рана – «Садко»