«Рыбакам в тапочках» открыли дорогу

18 апреля 9:50 Море Из газеты
Отрасль застыла в ожидании потрясений. Фото Артёма Келарева
Отрасль застыла в ожидании потрясений. Фото Артёма Келарева

Депутаты Госдумы РФ приняли закон о крабовых аукционах, тем самым заложив основу для передела промыслового рынка биоресурсов

Ксожалению, рыбаки нашей страны прекрасно знают, что любой передел рынка чреват для отрасли сворачиванием инвестиционных программ, а для работников – потерей рабочих мест. Не так давно, 15–17 лет назад, когда действовали аукционы, финансовые воротилы просто наживались на влачащих жалкое существование профессиональных рыбаках и держали их на субподряде. Таких бизнесменов в отрасли называют «квотными рантье» и «рыбаками в тапочках». И, судя по всему, именно для их процветания был принят закон о крабовых аукционах.

Кулуарно и в спешке

На этапе обсуждения законопроекта предупреждения рыбаков, экспертов, властей прибрежных регионов, минэкономразвития РФ были отвергнуты правительством, а потом и нижней палатой российского парламента. Документ был разработан кулуарно, а принят в спешке: времени на то, чтобы взвесить все «за» и «против» у депутатов фактически не было. В итоге – коллегиальное решение парламентариев и новые правила игры для участников огромного рынка.

Кстати, эксперты и рыбаки считают, что закон продавили в угоду так называемому новому игроку крабового рынка, который уже не раз намекал, что не прочь пойти дальше и распространить губительный аукционный принцип распределения биоресурсов на тресковые породы рыбы. Это не сулит ничего хорошего Поморью, где рыболовство исторически было важнейшим сектором экономики.

Всё взаимосвязано

Ситуация очень сложная. И вот почему. В рыбной промышленности всё взаимосвязано. Например, сейчас в отрасли мало монопрофильных предприятий. Как правило, холдинговые компании добывают не только рыбу, но и другие морские биоресурсы. Поэтому крабовые аукционы сильно усложняют жизнь добросовестно работающим рыбакам, для которых исторический принцип распределения квот стал важным стимулом для проведения модернизации, обновления флота и перерабатывающих мощностей, реализации новых социально значимых проектов в районах присутствия.

Наш Архангельский траловый флот был реанимирован и вновь стал преуспевающим предприятием благодаря краболовным компаниям Северо-Западного рыбопромышленного консорциума, в структуру которого он и вошёл. СЗРК помогал погасить архангельскому предприятию кредиты, вкладывал огромные средства в береговую инфраструктуру (судоремонт, порт, перерабатывающий завод, холодильные установки). Поэтому аукционы на краба – это удар и по АТФ.

На публичных слушаниях в Государственной Думе РФ представитель Архангельской области попытался объяснить депутатам, что ломать исторический принцип – это потери налоговых отчислений для регионального бюджета и рабочих мест для сотрудников. Но попытка разъяснить суть проблемы оказалась тщетной. Председатель профильного думского комитета Николай Николаев, похоже, посчитал, что раз бюджет региона зависим от работы того же Архангельского тралового флота – это плохо.

Если следовать этой странной логике, то получается, что Северо-Западный рыбопромышленный консорциум вроде как зря спасал инвестициями погибающее от кризиса легендарное архангельское предприятие с вековой историей. Нет предприятия – нет проблем. Так, что ли?

Пять лет на намерения

В конечной редакции скандального закона депутаты увеличили период наделения аукционными квотами с 10 до 15 лет, а разумный принцип «сначала строй – потом лови», который предлагал депутат от Мурманской области Алексей Веллер, вообще исказили: на реализацию инвестиционных намерений предприятий дали пять лет. И это выглядит так, словно новичкам с большим административным и финансовым ресурсом предоставляют что‑то типа льготных условий.

В этой ситуации, как ранее предрекал экономист Михаил Делягин, заслуженные, десятилетиями работающие предприятия, набравшие кредитов под инвестпроекты, без исторических квот окажутся связанными по рукам и ногам. Как минимум, они не смогут развивать производство и социальную сферу.

Зато новичкам даётся серьёзный козырь. Можно спрогнозировать, что зашедшие на рынок компании без опыта, должных компетенций и промыслового флота будут «отбивать» аукционные расходы всеми доступными способами. Нельзя исключать, что опять будет эксплуатироваться бесчестный механизм ренты. А часть компаний, чтобы хоть как‑то продлить дни своего существования, будет вынуждена заниматься браконьерством.

Всё это рыбаки уже проходили в период проведения аукционов в начале 2000‑х. Тогда хватило трёх лет, чтобы понять, сколь плохо сказывается на экономике предприятий аукцион. Последовавшее решение федерального правительства о введении исторического принципа распределения биоресурсов, конечно, было не случайным. Оно вдохнуло жизнь в увядающую отрасль. А теперь ситуация возвращается на круги своя…

Приняв закон, Госдума фактически дала старт процессу отраслевого перекраивания. Имя называемого рыбаками главного интересанта нового закона уже стало притчей во языцех – Глеб Франк, зять известного в России и за её пределами олигарха Геннадия Тимченко.

Рыбаки готовятся к тяжёлым потрясениям. Принятие крабового закона может свидетельствовать и о том, что и тресковые аукционы не за горами. А это не принесёт ничего хорошего ни отечественной рыбной отрасли, ни судостроению, ни российским потребителям рыбной продукции.

Любое действие порождает противодействие. После принятия Госдумой скандального законопроекта без учёта мнения участников рынка федеральная власть будет терять уважение приморских регионов. И, надо полагать, она может остаться без поддержки рыбацкого сообщества. Теперь, чтобы отстаивать свои права, у рыбаков не остаётся никаких средств кроме политических.

Александр СВЕТЛОВ

Экономика

17 июля

Аген­тство регио­наль­ного раз­ви­тия и Ярос­лавс­кая лизин­го­вая ком­па­ния под­писа­ли сог­лаше­ние о сот­рудни­чес­тве

12 июля

Архан­гель­ский бигов­щик выхо­дит на меж­дуна­род­ный уровень

12 июля

«Мамон­тов нет, а бивни откуда‑то взялись»

12 июля

Предп­ри­ни­ма­те­лей Поморья приг­лаша­ют в дело­вую поез­дку в Сеул

12 июля

Стра­те­гия высо­ких дос­тиже­ний

11 июля

Мур­манс­кий теп­ло­ход «Клав­дия Елан­ская» пере­дали Архан­гель­ску

11 июля

В админ­ис­тра­ции Архан­гель­ска обсуди­ли прив­лече­ние инвести­ций в спорт

10 июля

«Это доро­гого стоит»

4 июля

Науч­ное судно «Ака­де­мик Мстис­лав Кел­дыш» отпра­вилось из Архан­гель­ска в Кар­ское море

4 июля

Победи­тели меч­та­ют осва­ивать новую технику

1 июля

«Илим» – в лиде­рах рос­сийско­го биз­неса по рас­хо­дам на экологию

28 июня

Архан­гель­ский трал­флот: в свете «Золо­того Меркурия»

26 июня

«Север­ный мор­ской путь – это не про­сто линия, про­рисо­ван­ная по карте»

26 июня

Гази­фика­ция: прио­ри­тет сель­ской местности

22 июня

«Новая» гру­зо­вая линия откры­та в Архан­гель­ском порту

Похожие материалы

11 июля Экономика

Мур­манс­кий теп­ло­ход «Клав­дия Елан­ская» пере­дали Архан­гель­ску

4 июля Экономика

Науч­ное судно «Ака­де­мик Мстис­лав Кел­дыш» отпра­вилось из Архан­гель­ска в Кар­ское море

22 июня Экономика

«Новая» гру­зо­вая линия откры­та в Архан­гель­ском порту

20 июня Экономика

В Архан­гель­ском речном порту про­шла тор­жест­вен­ная цере­мо­ния откры­тия нави­га­ции с Нарьян-Ма­ром

18 июня Экономика

Мор­ская нави­га­ция между Архан­гель­ском и Нарьян-Ма­ром откро­ет­ся 19 июня

8 июня Экономика

Трау­лер «Архан­гельск» пер­вым в нынеш­нем году дос­та­вил рыбу в род­ной порт

31 мая Экономика

Пас­саж­ир­ский плаш­ко­ут «Бело­морье» начал соро­ко­вую навигацию

27 мая Экономика

В Архан­гельск приш­ло исландс­кое судно «Алсей»

24 мая Экономика

Раз­ви­вая рос­сийс­кий флот

23 мая Экономика

Пер­вый рейс кате­ра «Сивер­ко», рабо­та­юще­го на пере­праве в Мезе­ни, заплани­ро­ван на 24 мая

23 мая Экономика

Архан­гель­ский тра­ловый флот дос­тра­ивает вто­рой супер­трау­лер

18 мая Экономика

В Архан­гельск ежед­невно при­быва­ет шест­на­дцать-двад­цать барж, гру­жен­ных 600 кубо­мет­рами бревен

11 мая Экономика

Нави­га­цию на Белом море откры­ли рей­сом на Соловки