«Рыбакам в тапочках» открыли дорогу

18 апреля 2019 9:50 Море Из газеты
Отрасль застыла в ожидании потрясений. Фото Артёма Келарева
Отрасль застыла в ожидании потрясений. Фото Артёма Келарева

Депутаты Госдумы РФ приняли закон о крабовых аукционах, тем самым заложив основу для передела промыслового рынка биоресурсов

Ксожалению, рыбаки нашей страны прекрасно знают, что любой передел рынка чреват для отрасли сворачиванием инвестиционных программ, а для работников – потерей рабочих мест. Не так давно, 15–17 лет назад, когда действовали аукционы, финансовые воротилы просто наживались на влачащих жалкое существование профессиональных рыбаках и держали их на субподряде. Таких бизнесменов в отрасли называют «квотными рантье» и «рыбаками в тапочках». И, судя по всему, именно для их процветания был принят закон о крабовых аукционах.

Кулуарно и в спешке

На этапе обсуждения законопроекта предупреждения рыбаков, экспертов, властей прибрежных регионов, минэкономразвития РФ были отвергнуты правительством, а потом и нижней палатой российского парламента. Документ был разработан кулуарно, а принят в спешке: времени на то, чтобы взвесить все «за» и «против» у депутатов фактически не было. В итоге – коллегиальное решение парламентариев и новые правила игры для участников огромного рынка.

Кстати, эксперты и рыбаки считают, что закон продавили в угоду так называемому новому игроку крабового рынка, который уже не раз намекал, что не прочь пойти дальше и распространить губительный аукционный принцип распределения биоресурсов на тресковые породы рыбы. Это не сулит ничего хорошего Поморью, где рыболовство исторически было важнейшим сектором экономики.

Всё взаимосвязано

Ситуация очень сложная. И вот почему. В рыбной промышленности всё взаимосвязано. Например, сейчас в отрасли мало монопрофильных предприятий. Как правило, холдинговые компании добывают не только рыбу, но и другие морские биоресурсы. Поэтому крабовые аукционы сильно усложняют жизнь добросовестно работающим рыбакам, для которых исторический принцип распределения квот стал важным стимулом для проведения модернизации, обновления флота и перерабатывающих мощностей, реализации новых социально значимых проектов в районах присутствия.

Наш Архангельский траловый флот был реанимирован и вновь стал преуспевающим предприятием благодаря краболовным компаниям Северо-Западного рыбопромышленного консорциума, в структуру которого он и вошёл. СЗРК помогал погасить архангельскому предприятию кредиты, вкладывал огромные средства в береговую инфраструктуру (судоремонт, порт, перерабатывающий завод, холодильные установки). Поэтому аукционы на краба – это удар и по АТФ.

На публичных слушаниях в Государственной Думе РФ представитель Архангельской области попытался объяснить депутатам, что ломать исторический принцип – это потери налоговых отчислений для регионального бюджета и рабочих мест для сотрудников. Но попытка разъяснить суть проблемы оказалась тщетной. Председатель профильного думского комитета Николай Николаев, похоже, посчитал, что раз бюджет региона зависим от работы того же Архангельского тралового флота – это плохо.

Если следовать этой странной логике, то получается, что Северо-Западный рыбопромышленный консорциум вроде как зря спасал инвестициями погибающее от кризиса легендарное архангельское предприятие с вековой историей. Нет предприятия – нет проблем. Так, что ли?

Пять лет на намерения

В конечной редакции скандального закона депутаты увеличили период наделения аукционными квотами с 10 до 15 лет, а разумный принцип «сначала строй – потом лови», который предлагал депутат от Мурманской области Алексей Веллер, вообще исказили: на реализацию инвестиционных намерений предприятий дали пять лет. И это выглядит так, словно новичкам с большим административным и финансовым ресурсом предоставляют что‑то типа льготных условий.

В этой ситуации, как ранее предрекал экономист Михаил Делягин, заслуженные, десятилетиями работающие предприятия, набравшие кредитов под инвестпроекты, без исторических квот окажутся связанными по рукам и ногам. Как минимум, они не смогут развивать производство и социальную сферу.

Зато новичкам даётся серьёзный козырь. Можно спрогнозировать, что зашедшие на рынок компании без опыта, должных компетенций и промыслового флота будут «отбивать» аукционные расходы всеми доступными способами. Нельзя исключать, что опять будет эксплуатироваться бесчестный механизм ренты. А часть компаний, чтобы хоть как‑то продлить дни своего существования, будет вынуждена заниматься браконьерством.

Всё это рыбаки уже проходили в период проведения аукционов в начале 2000‑х. Тогда хватило трёх лет, чтобы понять, сколь плохо сказывается на экономике предприятий аукцион. Последовавшее решение федерального правительства о введении исторического принципа распределения биоресурсов, конечно, было не случайным. Оно вдохнуло жизнь в увядающую отрасль. А теперь ситуация возвращается на круги своя…

Приняв закон, Госдума фактически дала старт процессу отраслевого перекраивания. Имя называемого рыбаками главного интересанта нового закона уже стало притчей во языцех – Глеб Франк, зять известного в России и за её пределами олигарха Геннадия Тимченко.

Рыбаки готовятся к тяжёлым потрясениям. Принятие крабового закона может свидетельствовать и о том, что и тресковые аукционы не за горами. А это не принесёт ничего хорошего ни отечественной рыбной отрасли, ни судостроению, ни российским потребителям рыбной продукции.

Любое действие порождает противодействие. После принятия Госдумой скандального законопроекта без учёта мнения участников рынка федеральная власть будет терять уважение приморских регионов. И, надо полагать, она может остаться без поддержки рыбацкого сообщества. Теперь, чтобы отстаивать свои права, у рыбаков не остаётся никаких средств кроме политических.

Александр СВЕТЛОВ

Экономика

18 апреля

В архан­гель­ском порту нача­лась рас­ста­нов­ка судов в укры­тия на время ледохода

16 апреля

В нача­ле весны в Поморье подеше­вели помидоры

16 апреля

В Архан­гель­ске нача­лось стро­итель­ство новой газо­расп­ре­де­ли­тель­ной сети

15 апреля

Пер­вый аук­ци­он по раз­ви­тию застро­ен­ной тер­рито­рии сос­то­ял­ся в Архан­гель­ске

15 апреля

В Севе­род­винске начал­ся ремонт автодо­рог в рам­ках наци­ональ­ного проекта

14 апреля

Архан­гель­ская область вошла в десят­ку луч­ших регио­нов РФ по раз­ви­тию сель­ских тер­рито­рий

13 апреля

В архан­гель­ских мага­зи­нах про­дол­жа­ют­ся про­вер­ки соб­люде­ния масоч­ного режима

12 апреля

«Сев­маш» про­дол­жит стро­итель­ство кор­пора­тив­ного жилья

12 апреля

Новый мост на севе­род­винс­кие Ягры начи­на­ет обрастать металлом

10 апреля

В пяти райо­нах Архан­гель­ской области в этом году нач­нутся рабо­ты в рам­ках про­граммы «Чис­тая вода»

9 апреля

На стро­итель­ство доро­ги Нарьян-Мар – Усинск выделе­но 5,5 мил­ли­ар­дов рублей

9 апреля

Хле­бо­пе­ки Поморья могут получить 10 мил­ли­онов рублей

9 апреля

В Архан­гель­ской области само­заня­тые смо­гут получать под­дер­жку нарав­не с малым бизнесом

9 апреля

«Чис­тая вода» идет в райо­ны Поморья

8 апреля

В Рос­сии измени­лись пра­вила выплаты посо­бия по без­рабо­тице

Похожие материалы

4 апреля Экономика

В Севе­род­винске прой­дёт вто­рая все­рос­сийс­кая кон­фер­ен­ция по судо­вому элект­ро­мон­тажу

3 апреля Экономика

Пас­саж­ир­ский лай­нер «Клав­дия Елан­ская» после ремон­та в Архан­гель­ске прис­ту­пил к рейсам

1 апреля Экономика

Алек­сандр Цыбуль­ский посе­тил Зеле­нодоль­ский завод имени А. М. Горького

23 февраля Экономика

Cтоян­ка трау­лера «Дарья» затяги­ва­ет­ся на неоп­реде­лен­ное время

18 февраля Экономика

Теп­ло­ход СМП «Инже­нер Пла­вин­ский» отпра­вили на метал­ло­лом

13 февраля Экономика

На замену вете­рану гид­роба­зы «Пав­лу Баш­мако­ву» при­дут новые гид­рогра­фич­ес­кие суда

8 февраля Экономика

Архан­гель­ские земс­на­ряды про­во­дят дноуг­луби­тель­ные рабо­ты на Балтике

7 февраля Экономика

Про­ект Архан­гель­ского цен­тра комп­ле­кс­ного обслу­жи­ва­ния судов наз­вали перс­пе­ктив­ным

4 февраля Экономика

В январе в Архан­гель­ском порту под гру­зовыми опе­раци­ями побыва­ло более соро­ка транс­пор­тных судов

4 февраля Экономика

Трау­лер «Барен­цево море» выхо­дит на про­мыс­ловые испытания

1 февраля Экономика

Поляр­ные гид­рогра­фы под­вели итоги Аркти­чес­кой навигации

18 января Экономика

За 2021 год «Сев­маш» дол­жен под­гото­вить крей­сер «Адми­рал Нахи­мов» к испыта­ни­ям

17 января Экономика

Мур­манс­кую «Клав­дию Ела­нес­кую» отрем­он­тиру­ют на «Крас­ной кузнице»