«Рыбакам в тапочках» открыли дорогу

18 апреля 2019 9:50 Море Из газеты
Отрасль застыла в ожидании потрясений. Фото Артёма Келарева
Отрасль застыла в ожидании потрясений. Фото Артёма Келарева

Депутаты Госдумы РФ приняли закон о крабовых аукционах, тем самым заложив основу для передела промыслового рынка биоресурсов

Ксожалению, рыбаки нашей страны прекрасно знают, что любой передел рынка чреват для отрасли сворачиванием инвестиционных программ, а для работников – потерей рабочих мест. Не так давно, 15–17 лет назад, когда действовали аукционы, финансовые воротилы просто наживались на влачащих жалкое существование профессиональных рыбаках и держали их на субподряде. Таких бизнесменов в отрасли называют «квотными рантье» и «рыбаками в тапочках». И, судя по всему, именно для их процветания был принят закон о крабовых аукционах.

Кулуарно и в спешке

На этапе обсуждения законопроекта предупреждения рыбаков, экспертов, властей прибрежных регионов, минэкономразвития РФ были отвергнуты правительством, а потом и нижней палатой российского парламента. Документ был разработан кулуарно, а принят в спешке: времени на то, чтобы взвесить все «за» и «против» у депутатов фактически не было. В итоге – коллегиальное решение парламентариев и новые правила игры для участников огромного рынка.

Кстати, эксперты и рыбаки считают, что закон продавили в угоду так называемому новому игроку крабового рынка, который уже не раз намекал, что не прочь пойти дальше и распространить губительный аукционный принцип распределения биоресурсов на тресковые породы рыбы. Это не сулит ничего хорошего Поморью, где рыболовство исторически было важнейшим сектором экономики.

Всё взаимосвязано

Ситуация очень сложная. И вот почему. В рыбной промышленности всё взаимосвязано. Например, сейчас в отрасли мало монопрофильных предприятий. Как правило, холдинговые компании добывают не только рыбу, но и другие морские биоресурсы. Поэтому крабовые аукционы сильно усложняют жизнь добросовестно работающим рыбакам, для которых исторический принцип распределения квот стал важным стимулом для проведения модернизации, обновления флота и перерабатывающих мощностей, реализации новых социально значимых проектов в районах присутствия.

Наш Архангельский траловый флот был реанимирован и вновь стал преуспевающим предприятием благодаря краболовным компаниям Северо-Западного рыбопромышленного консорциума, в структуру которого он и вошёл. СЗРК помогал погасить архангельскому предприятию кредиты, вкладывал огромные средства в береговую инфраструктуру (судоремонт, порт, перерабатывающий завод, холодильные установки). Поэтому аукционы на краба – это удар и по АТФ.

На публичных слушаниях в Государственной Думе РФ представитель Архангельской области попытался объяснить депутатам, что ломать исторический принцип – это потери налоговых отчислений для регионального бюджета и рабочих мест для сотрудников. Но попытка разъяснить суть проблемы оказалась тщетной. Председатель профильного думского комитета Николай Николаев, похоже, посчитал, что раз бюджет региона зависим от работы того же Архангельского тралового флота – это плохо.

Если следовать этой странной логике, то получается, что Северо-Западный рыбопромышленный консорциум вроде как зря спасал инвестициями погибающее от кризиса легендарное архангельское предприятие с вековой историей. Нет предприятия – нет проблем. Так, что ли?

Пять лет на намерения

В конечной редакции скандального закона депутаты увеличили период наделения аукционными квотами с 10 до 15 лет, а разумный принцип «сначала строй – потом лови», который предлагал депутат от Мурманской области Алексей Веллер, вообще исказили: на реализацию инвестиционных намерений предприятий дали пять лет. И это выглядит так, словно новичкам с большим административным и финансовым ресурсом предоставляют что‑то типа льготных условий.

В этой ситуации, как ранее предрекал экономист Михаил Делягин, заслуженные, десятилетиями работающие предприятия, набравшие кредитов под инвестпроекты, без исторических квот окажутся связанными по рукам и ногам. Как минимум, они не смогут развивать производство и социальную сферу.

Зато новичкам даётся серьёзный козырь. Можно спрогнозировать, что зашедшие на рынок компании без опыта, должных компетенций и промыслового флота будут «отбивать» аукционные расходы всеми доступными способами. Нельзя исключать, что опять будет эксплуатироваться бесчестный механизм ренты. А часть компаний, чтобы хоть как‑то продлить дни своего существования, будет вынуждена заниматься браконьерством.

Всё это рыбаки уже проходили в период проведения аукционов в начале 2000‑х. Тогда хватило трёх лет, чтобы понять, сколь плохо сказывается на экономике предприятий аукцион. Последовавшее решение федерального правительства о введении исторического принципа распределения биоресурсов, конечно, было не случайным. Оно вдохнуло жизнь в увядающую отрасль. А теперь ситуация возвращается на круги своя…

Приняв закон, Госдума фактически дала старт процессу отраслевого перекраивания. Имя называемого рыбаками главного интересанта нового закона уже стало притчей во языцех – Глеб Франк, зять известного в России и за её пределами олигарха Геннадия Тимченко.

Рыбаки готовятся к тяжёлым потрясениям. Принятие крабового закона может свидетельствовать и о том, что и тресковые аукционы не за горами. А это не принесёт ничего хорошего ни отечественной рыбной отрасли, ни судостроению, ни российским потребителям рыбной продукции.

Любое действие порождает противодействие. После принятия Госдумой скандального законопроекта без учёта мнения участников рынка федеральная власть будет терять уважение приморских регионов. И, надо полагать, она может остаться без поддержки рыбацкого сообщества. Теперь, чтобы отстаивать свои права, у рыбаков не остаётся никаких средств кроме политических.

Александр СВЕТЛОВ

Экономика

1 октября

«Адми­рал флота Каса­то­нов» успе­шно про­шёл бое­вые испыта­ния в Белом море

1 октября

Мед­раб­от­ники Поморья полу­чат за сен­тябрь регио­наль­ные выплаты за рабо­ту с паци­ен­тами с коро­нави­ру­сом

30 сентября

Качест­ве­нная вода при­дёт в каж­дый дом в Архан­гель­ской области

30 сентября

Архан­гель­ская ТЭЦ отмеча­ет 50‑лет­ний юбилей

29 сентября

Гос­дума под­дер­жала ини­ци­ати­ву архан­гель­ских депу­та­тов уве­личить срок иссле­до­ва­ния недр геологами

29 сентября

Бес­платные кон­суль­та­ции спе­ци­алис­та по кад­рам – в Аген­тстве регио­наль­ного развития

28 сентября

Подать заяв­ле­ние на выплаты семьям с деть­ми можно до 30 сен­тября вклю­читель­но

28 сентября

Для МСП и НКО: Аген­тство регио­наль­ного раз­ви­тия приг­лаша­ет к учас­тию в все­рос­сийск­ом кон­курсе «Луч­ший социаль­ный про­ект 2020»

25 сентября

В Архан­гель­ской области появи­лись два резид­ен­та Аркти­чес­кой зоны

25 сентября

Послы мало­го биз­неса: Аген­тство регио­наль­ного раз­ви­тия вновь наби­ра­ет амбасса­до­ров

24 сентября

Бело­русы вышли на пло­щадь в Архан­гель­ске

24 сентября

В Архан­гель­ске откры­лась тор­го­вая часть Мар­гари­тин­ки

24 сентября

Мар­гари­тин­ка вне­сёт измене­ния в дви­же­ние архан­гель­ских автоб­ус­ных маршрутов

24 сентября

В Архан­гель­ской области добы­ли алмаз весом более 108 карат

23 сентября

Банк Рос­сии начал еже­мес­яч­но пуб­лико­вать ана­ли­ти­ку о дина­мике цен в Архан­гель­ской области

Похожие материалы

1 октября Экономика

«Адми­рал флота Каса­то­нов» успе­шно про­шёл бое­вые испыта­ния в Белом море

22 сентября Экономика

В Архан­гель­ской области рас­шири­ли пере­чень райо­нов для органи­за­ции люби­тель­ского рыбо­ловства

21 сентября Экономика

Пас­саж­ир­ская нави­га­ция на Севе­ре закон­чилась

21 сентября Экономика

Трау­лер «Викинг» дос­та­вил в Архан­гельск 230 тонн трес­ки, пикши и зубатки

19 сентября Экономика

Хара­са­вей – новое нап­равле­ние в аркти­чес­ких пере­воз­ках

15 сентября Экономика

Трау­лер «Архан­гельск» при­был в род­ной порт с про­дук­ци­ей рыб­ного промысла

13 сентября Экономика

Рос­сийс­кий ледо­коль­ный флот гото­вит­ся к зим­ней навигации

8 сентября Экономика

Речной сухог­руз «Капи­тан Гала­шин» сме­нил профессию

1 сентября Экономика

Трау­лер «Барен­цево море» вышел на ходо­вые испытания

20 августа Экономика

Юве­лир­ная рабо­та: атом­ный крей­сер «Адми­рал Нахи­мов» вывели к причалу

14 августа Экономика

«Сия­ние Севе­ра» попол­нило сос­тав судов Север­ного морс­ко­го паро­ходства

6 августа Экономика

Неф­теба­зы Архан­гель­ска обес­печи­ва­ют даль­нюю Аркти­ку топливом

30 июля Экономика

АПЛ «Севе­род­винск» про­шла бое­вые испыта­ния в Белом Море