Ловится беломорка – большая и вкусная!

3 января 8:09 Из газеты

Даже в декабре небольшие рыболовецкие суда выходили на промысел в холодных водах Белого моря

Этот репортаж с декабрьского промысла беломорской селёдки нам прислал наш постоянный автор Александр Обоимов, инспектор Гидрометслужбы. К рыбакам он попал, когда инспектировал метеостанцию Разнаволок, которая находится в десяти километрах от Беломорска.

Хозяйка станции Антонина Фёдоровна Воронцова рассказала, что ещё совсем недавно причал на Разнаволоке был в полуразрушенном состоянии, что для метеорологов вносило некоторые неудобства, но буквально пять лет назад один из предпринимателей восстановил причал и теперь к нему швартуются рыболовецкие суда.

И действительно, я увидел, как у причала разгружался небольшой тральщик «Выг». Здесь же находился и его хозяин – Андрей Попов. Оказалось, что у него два судна – «Выг» и «Сорока», которые и занимаются рыбным промыслом, но помимо их ещё около пятнадцати бригад на подлёдном лове.

— Работа, конечно, сезонная, но если не лениться и грамотно использовать потенциал и интуицию, можно хорошо зарабатывать, – рассказал Андрей.

По его словам, в день максимально можно поймать 10–12 тонн сельди. Судно‑то небольшое, и экипаж всего четыре человека.

Спросил его: куда в основном идёт продукция?

— Основными покупателями являются мурманчане, – пояснил Андрей, – хотя до них по железной дороге даже дальше, чем до Архангельска. Если архангелогородцы заинтересованы в нашей продукции, с удовольствием готовы с ними работать.

И тут же предложил мне завтра выйти в море. Конечно, я очень обрадовался такой возможности.

Уснуть смог только далеко за полночь, проснулся, наверное, с первыми петухами, если бы они водились бы на МГ-2 Разнаволок. С нетерпением шагнул на улицу. От лёгкого морозца накануне не осталось и следа. Дул лёгкий южный ветер, и на дворе пахло по‑весеннему. Если бы не знать, что на календаре декабрь…

На борту «Сороки» шла полным ходом подготовка к выходу в море. Загрузили ящики под рыбу, проверили ещё раз оборудование, трал, и как только забрезжил рассвет, отошли от причала. Я быстро познакомился со всем экипажем. Капитан «Сороки» Сергей Харитонов ходит в море уже четырнадцать лет, в мореходном училище не учился, окончил курсы ГИМС. Для рыбаков, считает он, главное – это интуиция и удача. Ну и, конечно, нужно знать повадки рыбы, места её обитания. При каком ветре можно найти косяки. А также время прилива и отлива, течения.

Самый неразговорчивый и старший по возрасту в команде дядя Серёжа, так его называл даже капитан. Но мне он всё же рассказал теорию ловли тралом. Трал – это огромный мешок сложной конструкции, из сети, называемой делью, изготовленной, как правило, из капроновых или других синтетических нитей. Он похож на кулёк, раскрывающийся с помощью специальных распорных досок. Самая узкая часть трала – куток, верхняя, широкая, раскрывающаяся – крылья. Судно буксирует трал за специальные канаты – ваера – и таким образом улавливает встречающуюся на пути рыбу. Тралы бывают разные: и для малых глубин, и для больших, донные и разноглубинные. За один удачный подъём нашим тралом можно взять две-три тонны беломорочки. Этого нежнейшего и вкуснейшего деликатеса Белого моря.

Алексей Патрашков поступил в мурманскую мореходку, но не доучился, потом окончил курсы, ходил матросом на рыболовецких траулерах в различные северные моря. Ничуть не жалеет, что променял большие суда на маленькую «Сороку» и просторы океана на родное Белое море.

Ваня Шмелёв, самый молодой член команды, балагур и весельчак. Основная его задача – работа с дизелями, с лебёдкой и тралом, но вообще, в команде полная взаимозаменяемость. При необходимости и капитан становится на фасовку рыбы и не считает это зазорным. Одно дело делают.

Через час «Сорока» вышла в район рыбной ловли, судно сбавило ход, и команда приготовилась к тралению. Капитан внимательно следит за эхолотом и за белухами. В нескольких метрах от нашего судна из воды показались огромные тёмно-серебристые спины.

— А вот и наши красавицы – белые киты. Где белухи – там и косяки беломорочки, – уверенно сообщает мне Сергей. – Если внимательно понаблюдать за этими прекрасными охотниками, то можно увидеть, что охотятся они всегда стаей. Берут в круг косяк и делают своеобразный хоровод. В образовавшемся водовороте селёдка поднимается вверх, а тут уже наступает пиршество морских охотников. Видите, сколько чаек над ними кружится? А вот и тюлени приплыли. Кушать хочется всем, – смеётся капитан. – А ещё белух часто называют «морскими канарейками». У них очень богатый репертуар издаваемых звуков: это и свисты, и визги, и щебетание, и чириканье, и переливчатые трели. Одним словом – они самые «разговорчивые» представители китообразных. И ещё один момент – свою добычу белые киты не хватают зубами, а всасывают.

На экране эхолота пошли сплошные засветы. Это и есть косяки селёдки. Проходит десять минут, большой оранжевый поплавок уже не виден на поверхности моря, и Сергей Харитонов даёт команду Ивану Шмелёву на подъём трала. Ещё несколько минут томительного ожидания, и мы видим, что первый заброс вышел удачным.

Пока фасовали рыбу по ящикам, нас окружила стая белух, которые то и дело подныривали под нашим судном.

— Знают, что скоро начнём очищать палубу от селёдки, вот и ждут крошек с барского стола, – смеётся Алексей. – Но тут ещё как посмотреть, кому больше достанется. Чайки‑то намного проворнее.

Через некоторое время мы начали очищать палубу, и несколько лопат с беломоркой оказалось за бортом. Этого момента ждали все, кто находился рядом с нашей «Сорокой». Первыми в битву ринулись чайки, которые с дикими криками выхватывали рыбу друг у друга, через мгновенье в этом месте оказались тюлени и только потом белухи. Зрелище было захватывающим. Насытившись, тюлени переворачивались на спину, сложив ласты на груди и подняв усатые мордочки над водою, проплывая мимо судна, подмигивали нам, как старым знакомым. Честное слово!..

Килограммов двадцать беломорки мне дали ребята с «Сороки» в подарок метеорологам. Антонина Фёдоровна всплеснула руками, когда я занёс в дом огромный пакет рыбы: «Куда же столько!»

Через сутки я с грустью покидал эту метеостанцию, этот берег моря, припорошенный снегом, эту пленительную красоту могучей и суровой природы Севера, которую трудно передать обычными словами. Белое море воспето во многих произведениях искусства, но ничто не может сравниться с тем, что видишь собственными глазами, когда чувствуешь свежее дыхание морского ветра и видишь, как из моря по утрам выплывает, лаская, северное солнце.

Александр ОБОИМОВ. Фото автора

Экономика

21 июня

«Вол­гари-капи­таны», рабо­тав­шие на Севе­ре, отпра­влены в метал­ло­лом

20 июня

Откуда и сколь­ко леса посту­пит на ЦБК в Коряж­ме в 2019 году

20 июня

«Газ­пром» уве­ли­чил поставки газа на внут­рен­ний рынок

16 июня

Из Архан­гель­ска в Нарьян-Мар вышел пер­вый теплоход

15 июня

Сель­хоз­ко­опе­ра­тив Виле­годс­ко­го райо­на полу­чит семь мил­ли­онов руб­лей на покуп­ку моло­ково­за

15 июня

Кабо­таж­ная нави­га­ция в Белом море – приз­нак нас­туп­ив­шего лета

14 июня

В сто­лице Поморья про­дол­жа­ет рабо­ту кон­фер­ен­ция мало­го и сред­него предп­ри­ни­ма­тель­ства

14 июня

В Ере­ване откро­ет­ся Дом Архан­гель­ска

13 июня

Про­ек­ты КРАО: дос­тупно и опе­рат­ив­но

13 июня

Предп­ри­ни­ма­те­лям Поморья рас­ска­жут о под­дер­жке бизнеса

13 июня

Бен­зин в Архан­гель­ской области в мае подоро­жал на шесть процентов

13 июня

Архан­гельск и Пет­роза­водск вновь свя­зали пря­мые авиарейсы

10 июня

«Кур­тя­ев­ская» и «Кне­жица» завоё­выва­ют новые рынки

9 июня

Хочешь быть успе­шным – будь!

9 июня

В Архан­гельск при­шёл пер­вый в нынеш­нюю нави­га­цию пас­саж­ир­ский лайнер

Похожие материалы

20 июня Экономика

Откуда и сколь­ко леса посту­пит на ЦБК в Коряж­ме в 2019 году

20 июня Экономика

«Газ­пром» уве­ли­чил поставки газа на внут­рен­ний рынок

13 июня Экономика

Про­ек­ты КРАО: дос­тупно и опе­рат­ив­но

13 июня Экономика

Предп­ри­ни­ма­те­лям Поморья рас­ска­жут о под­дер­жке бизнеса

9 июня Экономика

Хочешь быть успе­шным – будь!

5 июня Экономика

Что надо знать болель­щи­кам о бан­ковс­кой карте?

1 июня Экономика

Биз­несу Поморья меша­ют три блока барьеров

31 мая Экономика

КРАО в Санкт-Пет­ер­бурге заяви­ла о своих наме­рени­ях

31 мая Экономика

Как в Санкт-Пет­ер­бурге соз­дава­ли эко­но­ми­ку доверия

29 мая Экономика

От 3 до 250 мил­ли­онов руб­лей – мало­му и сред­нему бизнесу

22 мая Экономика

Андрей Заика: «Мы не выжива­ем, а раз­вива­ем­ся»

22 мая Экономика

Биз­несме­нов Поморья приг­лаша­ют в Китай

22 мая Экономика

Росп­ри­род­надз­ор регио­на: «Круп­ные пред­при­ятия, как пра­вило – высоко­от­ветст­вен­ны»