Архангельская область отстаивает интересы бизнеса, работающего в Арктической зоне

21 августа 14:43
​Бизнес в Арктике: перспективно и масштабно
​Бизнес в Арктике: перспективно и масштабно

В Арктическую зону России входят девять регионов – от Мурманской области до Чукотки. 

Однако исторически именно Архангельская область была флагманом освоения вечных льдов Арктики, пионером Северного Морского пути и местом старта воздушных арктических экспедиций.

В Архангельской области находится крупнейший город Арктики – Архангельск с населением 356 тысяч человек. Также в Арктическую зону включены города Новодвинск и Северодвинск, Онежский, Приморский и Мезенский районы, островные территории.

Опорная зона освоения Арктики

Сегодня Архангельскую область можно по праву назвать опорной зоной промышленного освоения Арктики. Регион имеет разносторонне развитую промышленную инфраструктуру, богатую сырьевую базу, мощный кадровый и научный потенциал. Это позволяет снижать логистические расходы при реализации инвестпроектов, сокращать затраты на проведение опытных испытаний, формировать квалифицированную кадровую базу.

Архангельская область – прекрасная площадка для реализации задачи по локализации производств. Регион, идеально соответствующий географическим требованиям, обладает уникальной транспортной доступностью. С одной стороны, с учетом территорий Новой Земли и Земли Франца-Иосифа он является самым северным субъектом Российской Федерации, с другой – самым близким к Москве арктическим субъектом России.

Отметим, что в Архангельской области сформирован комплексный подход к развитию инфраструктуры Арктики, реализуются проекты с различной длительностью горизонтов планирования.

Например, реконструкция международного аэропорта Талаги и федеральной автомобильной магистрали М8 будут завершены в краткосрочной перспективе. Среди среднесрочных – проект по созданию производственно-логистического комплекса «Архангельск» минобороны России.

Говоря о масштабных инфраструктурных программах, безусловно, необходимо отметить строительство глубоководного района морского порта Архангельск, а также строительство и реконструкцию железнодорожной магистрали «Белкомур».

При этом морской порт в Архангельске сохраняет и развивает исторически сложившиеся арктические маршруты. Так, в июле прошлого года судно с лесными грузами в объёме 25 тысяч тонн отправилось из Архангельска по Северному морскому пути в Шанхай, а в августе из Владивостока в Архангельск было направлено судно с тремя тоннами российской рыбы. Следует отметить, что грузы прошли по всей трассе Северного морского пути в обе стороны без ледового усиления, что говорит о доступности маршрута для коммерческих перевозок, который на треть короче популярных сейчас маршрутов из Азии в Европу через Суэцкий канал.

Столица арктических грузов

Преимущества Архангельска как опорной базы для доставки грузов в Арктику оценили в министерстве обороны РФ. В конце 2017 года начата реализация проекта строительства производственно-логистического комплекса (ПЛК) в интересах российских государственных заказчиков и частных компаний в Архангельске. Проект предполагает обустройство транспортно-логистической инфраструктуры в районе Экономия на площади более 146 гектаров: строительство дорог, подъездных путей, складских терминалов, причалов, систем электро-, водо- и теплоснабжения. ПЛК предложит государственным и частным клиентам современный и качественный сервис в сфере транспорта и логистики. Проект строительства ПЛК включен в портфель проектов Архангельской опорной зоны в Арктике.

Изначально данный комплекс будет работать в интересах военного ведомства, однако в перспективе он будет доставлять на арктические территории и гражданские грузы, что позволит снизить издержки при осуществлении северного завоза и доставки грузов в труднодоступные территории.

Стоит отметить, что экономической моделью реализации проекта создания и эксплуатации ПЛК «Архангельск» предусмотрена возможность полной компенсации бюджетных затрат, направляемых на создание государственной собственности за счет налоговых отчислений и концессионной платы, возникающих в результате использования ПЛК для военных и коммерческих нужд. В настоящий момент при поддержке правительства Архангельской области и депутатов областного Собрания стороны прорабатывают все параметры реализуемого проекта.

Арктика для бизнеса

Долгое время люди на Архангельский Север ехали, что называется, за «длинным рублём». В советские годы заработные платы здесь были значительно выше тех, что получали жители средней полосы. Отпуска были длиннее, а за счёт работодателя можно было съездить к месту отдыха и обратно.

В условиях плановой советской экономики такие льготы оплачивались государством. Люди приезжали на Север в надежде заработать, но влюблялись в суровый край, обзаводились семьями, обвыкались и свою дальнейшую жизнь связывали только с этими местами.

Механизмы, заложенные для поддержки приарктических территорий несколько десятилетий назад, в рыночной экономике оказались неэффективны. Ведь в том же «законе о Северах» записано, что льготы – и «северные» проценты к зарплате, и оплата к месту отдыха и обратно, и длинные отпуска – должны оплачиваться за счёт работодателя.

Это заведомо делает развитие производства в регионе неконкурентным. Например, региональные эксперты подсчитали, что при одинаковых условиях ведения бизнеса и заработной плате валовый продукт компании в Архангельске (со штатом в 20 человек) будет на два миллиона рублей меньше, чем в Вологде.

Понятно, что с таким положением вещей в регионе мириться не намерены. И сегодня губернатор Игорь Орлов на федеральном уровне постоянно поднимает вопросы эффективности бизнеса на арктических территориях. Причём говорит он не только о Поморье, а о всей Русской Арктике, не деля её на «архангельскую», «мурманскую» или какую другую. Главное – выработать стратегические решения, которые позволят сформировать новую систему поддержки жителей Арктической зоны РФ.

— Перед нами стоит задача – победить. И другого варианта нет. Я негативно отношусь к тому, что кто‑то пытается заявлять о конкуренции между регионами в Арктической зоне. Если игроки в команде будут конкурировать между собой, она просто развалится и никогда не победит. Развитие Арктической зоны – стратегическая задача России. Все – от самой крайней южной точки страны до северной – кто могут предложить свой вклад в развитие этой территории, работают в команде, – отметил Игорь Орлов на пресс-конференции в РИА «Новости».

Поддержка бизнеса – поддержка людей

Однако самое главное при освоении Арктики – найти баланс между интересами государства, бизнеса и простых людей. Это связано с тем, что государственные интересы сегодня напрямую связаны с развитием самых северных территорий. Бизнес же должен получать эффективность не хуже той, что есть в средней полосе, а труд людей в сложнейших климатических условиях должен достойно оплачиваться.

Именно поэтому на встрече с вице-премьером российского правительства Игорем Шуваловым в феврале 2018 года глава областного правительства Алексей Алсуфьев предложил заменить оплату проезда работников малых и средних предприятий к месту отдыха и обратно налоговыми вычетами или заместить обязательства через социальные страховые взносы.

То есть нагрузку по данным льготам предлагается снять с бизнеса. В предпринимательском сообществе эту инициативу, кстати, поддержали, предложив при освоении арктических территорий использовать механизмы по примеру Владивостока или Калининградской особой экономической зоны.

Одним из важных для бизнеса остаётся и вопрос транспортной доступности приарктических территорий. Одним из инструментов развития транспортной инфраструктуры может стать создание агломерации «Большой Архангельск». Она включает в себя четыре арктических муниципалитета – три города и Приморский район. Создание агломерации может помочь получить федеральное финансирование по проекту «Безопасные и качественные дороги».

Однако пока, в соответствии с условиями проекта, поддержка оказывается лишь тем агломерациям, население «города-ядра» в которых превышает 500 тысяч человек. В Арктике таких населённых пунктов нет нигде в мире. Поэтому региональные власти – как правительство, так и депутаты областного парламента – работают над тем, чтобы изменить условия участия арктических агломераций в данной программе. Это позволит привести в нормативное состояние дорожную инфраструктуру региона, облегчив доступ к ресурсам Арктики.

Поморье слышат

Вообще, февральский визит первого зампреда российского правительства стал одной из вех в закреплении арктического статуса региона. В феврале Игорь Шувалов заявил о необходимости новых современных подходов к поддержке малого и среднего бизнеса в условиях Крайнего Севера. Для этого было предложено при Государственной комиссии по вопросам развития Арктики создать рабочую подгруппу по малому и среднему предпринимательству, которая и занялась бы оценкой и проработкой мер для снижения нагрузки на бизнес в арктических территориях. А уже в середине апреля такая рабочая подгруппа была создана. Её сопредседателями стали губернатор Архангельской области Игорь Орлов и заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичёв.

— Создание рабочей подгруппы – важнейший прорыв на пути к выработке согласованной позиции на федеральном уровне, касающейся мер по повышению конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на севере России, – подчеркнул член подгруппы, заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Фоменко. — Появление её в структуре Государственной комиссии по вопросам развития Арктики – по сути, очередной завершённый этап работы, инициированной губернатором Архангельской области Игорем Орловым в 2016 году.

Напомним, в июле 2016 года во время встречи с президентом России Владимиром Путиным глава Поморья подчеркнул необходимость проработки вопроса о дополнительной нагрузке, возложенной на предпринимателей, работающих на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Тогда глава государства поручил правительству России проработать внесение изменений в нормативно-правовые акты РФ для снижения страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих на северах, в размере, компенсирующем их дополнительные расходы. В дальнейшем данная проблема обсуждалась на полях Российского инвестиционного форума в феврале 2017 года и на международном форуме «Арктика – территория диалога» в марте того же года. В апреле и в мае 2017 года вопрос рассматривался совместно с комитетом по экономической политике и предпринимательству в Совете Федерации.

До встречи на международном форуме «Арктика – территория диалога» – 2019!

Сегодня Архангельская область постепенно становится столицей российской Арктики. Одной из ключевых площадок для обсуждения будущего арктических территорий всеми заинтересованными странами стал международный форум.

В сентябре 2016 года председатель правительства России Дмитрий Медведев определил местом проведения форума Архангельск. В марте 2017 года в столице Поморья состоялся IV Международный форум «Арктика – территория диалога», а следующий пройдёт в марте 2019‑го.

При этом «четвертый» форум стал самым масштабным за всю его историю. Только в основных мероприятиях участвовали свыше 2400 человек из 31 страны мира. В числе гостей и участников – главы трёх государств, министры иностранных дел, послы, федеральные министры, руководители федеральных ведомств, главы субъектов. На форуме в формате диалога принимались решения по освоению природных ресурсов Арктики и международного сотрудничества, о разделении зон ответственности. Сегодня Поморье уже готовится встречать гостей в 2019 году. Создаётся транспортная инфраструктура, строятся новые объекты, где пройдут основные мероприятия форума, ведётся работа по комфортному размещению гостей и участников форума.

Причём к этой работе подключился не только областной центр, но и Северодвинск, Новодвинск. Как отметил глава города корабелов Игорь Ску­бенко, Северодвинск готов принять ряд отдельных мероприятий – например, Форум арктических муниципалитетов. Кроме того, с учётом развития спортивной инфраструктуры на острове Ягры Северодвинск может стать и площадкой для спортивных мероприятий, которые проходят на полях Арктического форума.

Одной из ключевых площадок форума вновь станет Северный (Арктический) федеральный университет. По словам ректора крупнейшего вуза Елены Кудряшовой, в мероприятиях форума будут задействованы как уже существующие объекты университетской инфраструктуры, так и новые.

Уже через полгода год Архангельск вновь на несколько дней станет столицей Мировой Арктики, где на полях форума будут приниматься решения о будущем этой безумно красивой, богатой, но весьма ранимой территории Земли.

Отметим, что к этому моменту в работу включится новая команда областных депутатов, выборы которых состоятся 9 сентября. Новые люди и новые идеи смогут стать катализатором развития региона.

ИА «Регион29»

Экономика

19 ноября

В Архан­гель­ске прой­дет тре­нинг по рабо­те с инвесто­рами

18 ноября

Малая кабо­таж­ная нави­га­ция в Белом море закон­чилась

15 ноября

В Севе­род­винске стар­то­вал регио­наль­ный тор­говый форум

14 ноября

Выплату моло­дым мате­рям Архан­гель­ской области про­длили до 2021 года

13 ноября

За 9 меся­цев 2018 года Архан­гель­ская область зарабо­тала 42 мил­ли­ар­да рублей

12 ноября

Новым минис­тром эко­но­ми­чес­кого раз­ви­тия Архан­гель­ской области наз­начи­ли Ивана Кулявцева

8 ноября

Дип­ломы кон­курса «100 луч­ших това­ров Рос­сии» получи­ли 19 това­ров Архан­гель­ской области

1 ноября

Эко­но­ми­чес­ки эффек­тив­на и оптималь­на с эко­ло­ги­чес­кой точки зрения

1 ноября

«Аук­ци­оны лишат рыба­ков будущего»

1 ноября

В порт Архан­гельск приш­ли три траулера

31 октября

Моло­дёжь Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие во все­рос­сийск­ом конкурсе

29 октября

В Архан­гельск при­был новый земс­на­ряд «Белое море»

24 октября

Депу­таты Архан­гель­ского областно­го Соб­ра­ния утверди­ли измене­ния в бюд­жете региона

24 октября

Рай­ффайз­ен­банк начал обслу­живать малый биз­нес в Архан­гель­ске

22 октября

В осен­нюю непо­году эки­пажи теп­лохо­дов «Бело­мор­ский» наверс­ты­ва­ют упу­щен­ное за лето