В Арктическую зону России входят девять регионов — от Мурманской области до Чукотки.
Однако исторически именно Архангельская область была флагманом освоения вечных льдов Арктики, пионером Северного Морского пути и местом старта воздушных арктических экспедиций.
В Архангельской области находится крупнейший город Арктики — Архангельск с населением 356 тысяч человек. Также в Арктическую зону включены города Новодвинск и Северодвинск, Онежский, Приморский и Мезенский районы, островные территории.
Сегодня Архангельскую область можно по праву назвать опорной зоной промышленного освоения Арктики. Регион имеет разносторонне развитую промышленную инфраструктуру, богатую сырьевую базу, мощный кадровый и научный потенциал. Это позволяет снижать логистические расходы при реализации инвестпроектов, сокращать затраты на проведение опытных испытаний, формировать квалифицированную кадровую базу.
Архангельская область — прекрасная площадка для реализации задачи по локализации производств. Регион, идеально соответствующий географическим требованиям, обладает уникальной транспортной доступностью. С одной стороны, с учетом территорий Новой Земли и Земли Франца-Иосифа он является самым северным субъектом Российской Федерации, с другой — самым близким к Москве арктическим субъектом России.
Отметим, что в Архангельской области сформирован комплексный подход к развитию инфраструктуры Арктики, реализуются проекты с различной длительностью горизонтов планирования.
Например, реконструкция международного аэропорта Талаги и федеральной автомобильной магистрали М8 будут завершены в краткосрочной перспективе. Среди среднесрочных — проект по созданию производственно-логистического комплекса «Архангельск» минобороны России.
Говоря о масштабных инфраструктурных программах, безусловно, необходимо отметить строительство глубоководного района морского порта Архангельск, а также строительство и реконструкцию железнодорожной магистрали «Белкомур».
При этом морской порт в Архангельске сохраняет и развивает исторически сложившиеся арктические маршруты. Так, в июле прошлого года судно с лесными грузами в объёме 25 тысяч тонн отправилось из Архангельска по Северному морскому пути в Шанхай, а в августе из Владивостока в Архангельск было направлено судно с тремя тоннами российской рыбы. Следует отметить, что грузы прошли по всей трассе Северного морского пути в обе стороны без ледового усиления, что говорит о доступности маршрута для коммерческих перевозок, который на треть короче популярных сейчас маршрутов из Азии в Европу через Суэцкий канал.
Преимущества Архангельска как опорной базы для доставки грузов в Арктику оценили в министерстве обороны РФ. В конце 2017 года начата реализация проекта строительства производственно-логистического комплекса (ПЛК) в интересах российских государственных заказчиков и частных компаний в Архангельске. Проект предполагает обустройство транспортно-логистической инфраструктуры в районе Экономия на площади более 146 гектаров: строительство дорог, подъездных путей, складских терминалов, причалов, систем электро-, водо- и теплоснабжения. ПЛК предложит государственным и частным клиентам современный и качественный сервис в сфере транспорта и логистики. Проект строительства ПЛК включен в портфель проектов Архангельской опорной зоны в Арктике.
Изначально данный комплекс будет работать в интересах военного ведомства, однако в перспективе он будет доставлять на арктические территории и гражданские грузы, что позволит снизить издержки при осуществлении северного завоза и доставки грузов в труднодоступные территории.
Стоит отметить, что экономической моделью реализации проекта создания и эксплуатации ПЛК «Архангельск» предусмотрена возможность полной компенсации бюджетных затрат, направляемых на создание государственной собственности за счет налоговых отчислений и концессионной платы, возникающих в результате использования ПЛК для военных и коммерческих нужд. В настоящий момент при поддержке правительства Архангельской области и депутатов областного Собрания стороны прорабатывают все параметры реализуемого проекта.
Долгое время люди на Архангельский Север ехали, что называется, за «длинным рублём». В советские годы заработные платы здесь были значительно выше тех, что получали жители средней полосы. Отпуска были длиннее, а за счёт работодателя можно было съездить к месту отдыха и обратно.
В условиях плановой советской экономики такие льготы оплачивались государством. Люди приезжали на Север в надежде заработать, но влюблялись в суровый край, обзаводились семьями, обвыкались и свою дальнейшую жизнь связывали только с этими местами.
Механизмы, заложенные для поддержки приарктических территорий несколько десятилетий назад, в рыночной экономике оказались неэффективны. Ведь в том же «законе о Северах» записано, что льготы — и «северные» проценты к зарплате, и оплата к месту отдыха и обратно, и длинные отпуска — должны оплачиваться за счёт работодателя.
Это заведомо делает развитие производства в регионе неконкурентным. Например, региональные эксперты подсчитали, что при одинаковых условиях ведения бизнеса и заработной плате валовый продукт компании в Архангельске (со штатом в 20 человек) будет на два миллиона рублей меньше, чем в Вологде.
Понятно, что с таким положением вещей в регионе мириться не намерены. И сегодня губернатор Игорь Орлов на федеральном уровне постоянно поднимает вопросы эффективности бизнеса на арктических территориях. Причём говорит он не только о Поморье, а о всей Русской Арктике, не деля её на «архангельскую», «мурманскую» или какую другую. Главное — выработать стратегические решения, которые позволят сформировать новую систему поддержки жителей Арктической зоны РФ.
— Перед нами стоит задача — победить. И другого варианта нет. Я негативно отношусь к тому, что кто‑то пытается заявлять о конкуренции между регионами в Арктической зоне. Если игроки в команде будут конкурировать между собой, она просто развалится и никогда не победит. Развитие Арктической зоны — стратегическая задача России. Все — от самой крайней южной точки страны до северной — кто могут предложить свой вклад в развитие этой территории, работают в команде, — отметил Игорь Орлов на пресс-конференции в РИА «Новости».
Однако самое главное при освоении Арктики — найти баланс между интересами государства, бизнеса и простых людей. Это связано с тем, что государственные интересы сегодня напрямую связаны с развитием самых северных территорий. Бизнес же должен получать эффективность не хуже той, что есть в средней полосе, а труд людей в сложнейших климатических условиях должен достойно оплачиваться.
Именно поэтому на встрече с вице-премьером российского правительства Игорем Шуваловым в феврале 2018 года глава областного правительства Алексей Алсуфьев предложил заменить оплату проезда работников малых и средних предприятий к месту отдыха и обратно налоговыми вычетами или заместить обязательства через социальные страховые взносы.
То есть нагрузку по данным льготам предлагается снять с бизнеса. В предпринимательском сообществе эту инициативу, кстати, поддержали, предложив при освоении арктических территорий использовать механизмы по примеру Владивостока или Калининградской особой экономической зоны.
Одним из важных для бизнеса остаётся и вопрос транспортной доступности приарктических территорий. Одним из инструментов развития транспортной инфраструктуры может стать создание агломерации «Большой Архангельск». Она включает в себя четыре арктических муниципалитета — три города и Приморский район. Создание агломерации может помочь получить федеральное финансирование по проекту «Безопасные и качественные дороги».
Однако пока, в соответствии с условиями проекта, поддержка оказывается лишь тем агломерациям, население «города-ядра» в которых превышает 500 тысяч человек. В Арктике таких населённых пунктов нет нигде в мире. Поэтому региональные власти — как правительство, так и депутаты областного парламента — работают над тем, чтобы изменить условия участия арктических агломераций в данной программе. Это позволит привести в нормативное состояние дорожную инфраструктуру региона, облегчив доступ к ресурсам Арктики.
Вообще, февральский визит первого зампреда российского правительства стал одной из вех в закреплении арктического статуса региона. В феврале Игорь Шувалов заявил о необходимости новых современных подходов к поддержке малого и среднего бизнеса в условиях Крайнего Севера. Для этого было предложено при Государственной комиссии по вопросам развития Арктики создать рабочую подгруппу по малому и среднему предпринимательству, которая и занялась бы оценкой и проработкой мер для снижения нагрузки на бизнес в арктических территориях. А уже в середине апреля такая рабочая подгруппа была создана. Её сопредседателями стали губернатор Архангельской области Игорь Орлов и заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичёв.
— Создание рабочей подгруппы — важнейший прорыв на пути к выработке согласованной позиции на федеральном уровне, касающейся мер по повышению конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на севере России, — подчеркнул член подгруппы, заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Фоменко. — Появление её в структуре Государственной комиссии по вопросам развития Арктики — по сути, очередной завершённый этап работы, инициированной губернатором Архангельской области Игорем Орловым в 2016 году.
Напомним, в июле 2016 года во время встречи с президентом России Владимиром Путиным глава Поморья подчеркнул необходимость проработки вопроса о дополнительной нагрузке, возложенной на предпринимателей, работающих на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Тогда глава государства поручил правительству России проработать внесение изменений в нормативно-правовые акты РФ для снижения страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих на северах, в размере, компенсирующем их дополнительные расходы. В дальнейшем данная проблема обсуждалась на полях Российского инвестиционного форума в феврале 2017 года и на международном форуме «Арктика — территория диалога» в марте того же года. В апреле и в мае 2017 года вопрос рассматривался совместно с комитетом по экономической политике и предпринимательству в Совете Федерации.
Сегодня Архангельская область постепенно становится столицей российской Арктики. Одной из ключевых площадок для обсуждения будущего арктических территорий всеми заинтересованными странами стал международный форум.
В сентябре 2016 года председатель правительства России Дмитрий Медведев определил местом проведения форума Архангельск. В марте 2017 года в столице Поморья состоялся IV Международный форум «Арктика — территория диалога», а следующий пройдёт в марте 2019‑го.
При этом «четвертый» форум стал самым масштабным за всю его историю. Только в основных мероприятиях участвовали свыше 2400 человек из 31 страны мира. В числе гостей и участников — главы трёх государств, министры иностранных дел, послы, федеральные министры, руководители федеральных ведомств, главы субъектов. На форуме в формате диалога принимались решения по освоению природных ресурсов Арктики и международного сотрудничества, о разделении зон ответственности. Сегодня Поморье уже готовится встречать гостей в 2019 году. Создаётся транспортная инфраструктура, строятся новые объекты, где пройдут основные мероприятия форума, ведётся работа по комфортному размещению гостей и участников форума.
Причём к этой работе подключился не только областной центр, но и Северодвинск, Новодвинск. Как отметил глава города корабелов Игорь Скубенко, Северодвинск готов принять ряд отдельных мероприятий — например, Форум арктических муниципалитетов. Кроме того, с учётом развития спортивной инфраструктуры на острове Ягры Северодвинск может стать и площадкой для спортивных мероприятий, которые проходят на полях Арктического форума.
Одной из ключевых площадок форума вновь станет Северный (Арктический) федеральный университет. По словам ректора крупнейшего вуза Елены Кудряшовой, в мероприятиях форума будут задействованы как уже существующие объекты университетской инфраструктуры, так и новые.
Уже через полгода год Архангельск вновь на несколько дней станет столицей Мировой Арктики, где на полях форума будут приниматься решения о будущем этой безумно красивой, богатой, но весьма ранимой территории Земли.
Отметим, что к этому моменту в работу включится новая команда областных депутатов, выборы которых состоятся 9 сентября. Новые люди и новые идеи смогут стать катализатором развития региона.