На вопросы о переходе на газомоторное топливо ответил начальник транспортного отдела Александр Ликомидов и заместитель начальника транспортного отдела Владимир Мельцов
Безопасно ли использование природного газа для окружающей среды?
Одним из аргументов перехода на газомоторное топливо является его экологичность. Объём вредных выбросов в атмосферу при использовании компримированного природного газа значительно меньше, чем при использовании традиционных видов топлива: в нём полностью отсутствуют твёрдые частицы и сернистые соединения (основные компоненты смога), до 65 процентов снижаются выбросы угарного газа и тяжёлых углеводородов, ниже выбросы оксидов азота.
Как газ влияет на износ двигателя?
Использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет увеличить срок службы двигателя в 1,5 раза. Этому способствует чистый состав природного газа, который при сгорании не только не образует отложений в двигателе, но и не смывает масляную плёнку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и износ двигателя.
Насколько газ экономичен?
Топливные расходы при использовании метана ниже на 30–50% по сравнению с традиционными видами топлива. Для физических лиц, владеющих авто на газомоторном топливе, на 50% снижен транспортный налог.
Как перевести машину на газ?
Наиболее простой способ – это покупка автомобиля с уже установленным на автозаводе газовым оборудованием, которое сегодня имеет довольно широкую линейку моделей как отечественного, так и импортного производства. Начиная от легковых, заканчивая спецтехникой. Если у вас уже есть машина и она работает на привычном топливе – бензине или дизеле, то её можно оснастить газобаллонным оборудованием.
Если говорить о цене комплекта оборудования, то его стоимость в среднем составляет 60–90 тысяч рублей в зависимости от типа транспортного средства и количества баллонов, устанавливаемых на него.
Готовый автомобиль на газе – это дорого?
Любой автомобиль на газе дороже на 10–15% обычного той же модели в зависимости от конструкции. Но разница в цене окупается уже после пробега 40–50 тысяч километров.
Сколько километров можно проехать на одной заправке?
Сегодня в России продаются три типа машин: биотопливные, газодизельные и газовые. Для сравнения: так называемые биотопливные автомобили, которые могут ездить как на бензине, так и на газе, могут проехать порядка 250 км только на голубом топливе, а затем переключиться на бензин. Газодизельные пробегают по сравнению с дизельными аналогами до 30–40% больше, пробег автомобилей с газовыми двигателями до одной заправки составляет 450–500 километров.
Не будет ли устанавливаемое оборудование слишком громоздким?
Баллон, конечно, занимает определённый объём. Однако при существенной разнице в цене на топливо – более 40 рублей за литр дизеля и 18 рублей за куб газа – это неудобство можно потерпеть. Если это критический показатель, как, к примеру, для автомобиля такси, то выгоднее будет купить газовую машину заводского производства, в котором баллоны интегрированы в конструкцию автомобиля, и тем самым багажная площадь остаётся неизменной.
Насколько безопасен автомобиль на природном газе?
Пропановые, бензиновые и дизельные машины горят намного чаще. Причина аварий в машинах с газобаллонным оборудованием, как правило, это несоблюдение правил эксплуатации баллонов. Для взрыва необходимо образование топливно-воздушной смеси и смешение газа с воздухом.
Нахождение газа в баллоне под давлением исключает проникновение туда воздуха, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом всегда присутствует смесь их паров с воздухом, что и может привести к взрыву и горению.
Резервуар для сжатого природного газа изготавливается с толщиной стенки, которая выдерживает давление в 200 атмосфер, то есть даже при очень серьёзной аварии взрыва не произойдёт: у баллона есть высокий запас прочности. На случай повреждения газопровода аппаратура снабжена автоматическим устройством, устраняющим утечку газа.
Даже в случае утечки метан, так как он легче воздуха, улетучивается и не может накапливаться где‑либо и представлять опасность для человека. Чтобы не допустить экстренных ситуаций, владелец газобаллонного оборудования должен своевременно проходить технический осмотр оборудования и обращаться в сервис при возникновении вопросов или сбоев в работе оборудования.
Как правило, газовые баллоны устанавливаются в наименее уязвимых и реже всего повреждаемых частях автомобиля. Так, по данным исследования концерна BMW, вероятность разрушения корпуса автомобиля в зоне расположения баллона составляет 1–5%. При возгорании автомобиля в конструкции вентиля баллона предусмотрена прокладка, которая проплавится с повышением температуры до критической отметки и газ улетучится.
МЧС России квалифицирует газобаллонное топливо как самое безопасное из существующих.
На каком транспорте используется газомоторное топливо?
Сейчас в нашей стране газ уже активно используется на общественном автотранспорте, постепенно внедряют его в качестве моторного топлива для коммунальной, промышленной техники. Ключевыми потребителями метана в качестве моторного топлива в ближайшей перспективе станет магистральный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника. Объём его потребления к 2030 году на магистральном транспорте составит 33% от общего объёма, на водном транспорте – 27%, на карьерной технике – 23%, на железнодорожном транспорте – 9% на сельскохозяйственной технике – 8%.
Использование сжиженного природного газа положительно сказывается на металлоёмкости транспортных средств, повышении их грузоподъёмности и запаса хода (относительно КПГ). Газодизельные седельные тягачи способны пройти на одной заправке более 1000 километров.
Будут ли наращивать количество газовых заправок?
Поскольку перспективы применения газомоторного топлива в стране оцениваются как положительные, на уровне государства стоит задача к 2024 году увеличить количество газовых заправок с текущих 335 до 1400 штук, а объём продаж увеличить до 3,8 миллиарда кубометров. Необходимым условием является наращивание парка газомоторных автомобилей – потребителей этого вида топлива.