01.07.2015 03:00

Всё решает диалог

Депутаты на экскурсии в энергодиспетчерском пункте

В Архангельском областном Собрании депутатов состоялся День железной дороги.

Событие, можно сказать, историческое: наша область стала первым регионом на Северо-Западе, где представители законодательной власти открыто пообщались с руководством Северной железной дороги. В Архангельск приехали специалисты всех компаний СЖД, и народные избранники смогли обсудить с ними наиболее актуальные и значимые вопросы в режиме прямого диалога, поговорить о дальнейшем сотрудничестве.

Депутаты с интересом посмотрели фильм о магистрали, познакомились с подробной информацией на специально подготовленных стендах. А чтобы и на практике узнать, насколько сложен, кропотлив и ответствен процесс организации железнодорожного движения, посетили энергодиспетчерский пункт Архангельской дистанции электроснабжения.

О чем конкретно шла речь на встрече, рассказали ее участники.

– Один из важных вопросов, касающихся Архангельска, – это реконструкция железнодорожного вокзала и привокзальной площади. Городу нужен современный вокзал, и чтобы вокруг него была не конечная остановка «пазиков», а красивый центр, – отметил председатель комитета облсобрания по промышленной политике, транспорту, связи и экологии Эрнест Белокоровин . – Также обсудили проблемы, связанные с железнодорожным мостом, поговорили о поездах дальнего следования – в Новороссийск, Адлер. Они должны быть современными, удобными. И представитель Федеральной пассажирской компании сказал, что с 1 сентября все вагоны будут оборудованы кондиционерами. Были заданы вопросы о реконструкции остановочных площадок, о пригородных поездах на Няндому, на Карпогоры. И это очень хорошо, что мы могли напрямую задать эти вопросы, договорились системно возвращаться к ним. Благодарим руководство компании за такую встречу.

Заместитель начальника Северной железной дороги по территориальному управлению Валерий Шиленко выделил наиболее важные объекты строительства в ближайшее время:

– Главная задача на этот и следующий годы – построить железобетонный путь от станции Обозерской до стыка с Октябрьской железной дорогой, до Маленьги. Увеличится пропускная способность грузовых поездов, скорость доставки грузов и надежность пассажирского движения. Что касается полной реконструкции вокзального комплекса в Архангельске, – сейчас решаются финансовые и организационные вопросы, собирается проектная документация. Возможно, в следующем году начнем реконструкцию.

– Мы напрямую пообщались с представителями жителей Архангельской области, услышали, что волнует сегодня избирателей, услышали депутатский корпус, – подчеркнул, подводя итоги встречи, заместитель начальника Северной железной дороги Олег Васютенко . – Вектор нашего развития и дальнейшей работы направлен на то, чтобы как можно меньше было вопросов, связанных с работой железнодорожного транспорта. От слов обязательно перейдем к делу, и те вопросы, которые депутаты поднимали, будем учитывать в наших инвестиционных программах.

В интересах пассажира

Особое внимание в ходе диалога было уделено организации пригородных пассажирских перевозок, которые с 2011 года осуществляет ОАО «Северная пригородная пассажирская компания». Сегодня в Архангельской области курсирует 59 пригородных поездов, а пассажирооборот региона составляет 21 процент от общего пассажирооборота ОАО «СППК».

За 2014 год в Поморье перевезли 1,74 млн человек. В 2015 году, в связи с оттоком пассажиров на альтернативные виды транспорта, ожидается снижение этого показателя на 8,7 процента.

Следует отметить, что организация обслуживания населения пригородным железнодорожным транспортом – это обязанность исполнительных органов власти региона. Механизм такой: область определяет объем перевозок, заказывая у перевозчика (в данном случае – СППК) необходимое количество поездов и вагонов, устанавливает тариф для населения – как правило, ниже экономически обоснованного. Разницу между полной стоимостью проезда и стоимостью для пассажира доплачивает регион. Согласно законодательству РФ регионы обязаны компенсировать убытки перевозчика в полном объеме.

– С правительством Архангельской области отношения складываются конструктивные, во главе угла которых – интересы пассажира, – отмечает генеральный директор ОАО «СППК» Александр Докукин . – Так, сумма компенсации перевозчику, заложенная в бюджете Архангельской области на 2015 год, составляет 170,8 миллиона рублей. Вместе с тем, по принятой ФСТ России методике расчета плановые убытки ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» достигают 327,9 миллиона рублей. В 2015 году планируется значительный рост доли покрытия убытков компании по Архангельской области.

Составляя расписание, ОАО «СППК» старается учитывать пожелания пассажиров. К примеру, теперь жители Онеги и Онежского района могут ездить в московском направлении без длительного ожидания поезда: при формировании графика 2015 года было скорректировано расписание пригородных поездов Маленьга – Малошуйка, Малошуйка – Онега и Онега – Обозерская для удобной пересадки пассажиров на поезда дальнего следования No 315/317 Северодвинск/Архангельск – Москва.

С начала июня, на основании обращения областного агентства по транспорту и в связи с многочисленными просьбами пассажиров, изменена периодичность курсирования поездов по маршруту Пукса – Няндома – Пукса. В результате жители области могут совершить поездку (в пределах одних суток) по этому маршруту два раза в неделю – по средам и четвергам.

Планы на перспективу

В среднесрочной перспективе наиболее сложным и капиталоемким остается решение вопроса обновления парка подвижного состава, который требует все больше расходов на обслуживание и капитальный ремонт. Один из вариантов решения проблемы – инвестиции субъектов в ОАО «СППК» путем приобретения подвижного состава. Что не просто сократит расходы СППК на обслуживание, но и увеличит привлекательность пригородных поездов для пассажиров и, как следствие, снизит расходы региона.

По словам генерального директора ОАО «СППК» Александра Докукина, железная дорога заинтересована в тесном сотрудничестве с Архангельской областью на долгосрочную перспективу. Заключать договоры на несколько лет и формировать на такой же срок тарифы – взаимовыгодно.

Это позволит привлечь дополнительные инвестиции и проводить скоординированные мероприятия по развитию пригородного пассажирского комплекса. Стоит заметить, что и область со своей стороны готова заключить долгосрочные договоры, но при условии выработки на федеральном уровне законодательной базы.

Северная железная дорога: общие сведения

– развернутая длина путей – более 8,5 тысяч километров;

– более 3000 грузоотправителей пользуются услугами СЖД;

– за 2014 год перевезено 62,9 млн тонн грузов, 7,2 млн человек в дальнем сообщении, 10,7 млн человек – в пригородном;

–инвестиции за 2014 год в целом по дороге составили 14,2 млрд руб., по Архангельской области – 3,5 млрд руб.;

– в первом квартале 2015 года перечислено в консолидированные бюджеты и внебюджетные фонды регионов присутствия СЖД около 3,4 млрд руб. В том числе 365 млн рублей – Архангельской области.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ЦВЕТКОВА. Фото автора