04.07.2017 13:57

Архангельский речной порт на пороге новых проектов

ЦГР «Жаровиха» с сухогрузом «Балтийский-108»
Генеральный директор Архречпорта Андрей Разговоров
Щебень в мешках

Речники открывают бетонный завод

До недавнего времени Архангельский речной порт был известен как предприятие, обслуживающее пассажирские речные линии и грузовой терминал в Жаровихе. Сегодня это многопрофильное предприятие. Речпорт добывает песок, осуществляет поставки щебня в районы Крайнего Севера, а с этого года начнёт производство собственного бетона.

Бетонный завод порт намерен открыть на Соловках. Три года назад на архипелаге речники открыли грузовой терминал, который решил проблемы по доставке грузов, особенно строительных материалов и спецтехники для муниципальных нужд и реставрации музея.

Модульный бетонный завод обеспечит строительство 12 многоквартирных домов, которые планируется построить для расселения ветхого жилья в ближайшие годы. «Работать будем на собственном песке, что позволит делать качественный бетон, – рассказывает Андрей Разговоров. – Наш песок высоко оценён в лабораториях Франции. После многочисленных лабораторных исследований его было разрешено использовать при строительстве резервуаров для сжижения газа на Сабетте. Уверен, и бетон на таком песке будет прочным и качественным».

И всё же основным видом деятельности речного порта остаётся перевалка грузов. Причалы грузового района Жаровиха Архангельского речного порта уже наполнены грузами: трубы, пиломатериалы, контейнеры, щебень, уголь, стройматериалы и спецтехника. Навигация предстоит ответственная.

Началась она в июне лесосплавной кампанией. По заказу лесопромышленников с Пинеги и Холмогорского района в Архангельск доставлено около 100 тысяч кубометров леса. «Таких объёмов, – признаётся генеральный директор Архречпорта Андрей Разговоров, – не было давно. По большой воде спустили 12 плотов. Задействован был почти весь речной буксирный флот. В целом около 100 тысяч кубометров леса доставили с делянок к причалам лесоперерабатывающих заводов. Опыт работы на реке у речпорта колоссальный, поэтому с задачами, поставленными заказчиком, справились достойно».

Грузоперевозки в районы Крайнего Севера

Сейчас Архречпорт готовится к большим объёмам работ по перевалке грузов в районы Крайнего Севера. У причалов Жаровихи уже идёт загрузка судов и барж. Согласно заявленным контрактам, на Север и в отдалённые уголки Архангельской области планируется отгрузить свыше 1,5 миллионов тонн различных грузов.

В НАО отправлены первые сухогрузы. По заказу компании «Полартранс» в Заполярье будут доставлены тысячи тонн товаров первой необходимости, продукты питания, бытовая техника, легковые автомобили – всё то, что необходимо в повседневной жизни. За три тёплых месяца в Ненецкий округ необходимо успеть завезти всё, что позволит благополучно прожить предстоящую зиму.

В июле с причалов Жаровихи начнётся масштабная отгрузка угля и дров для жилищно-коммунального хозяйства НАО. В этом году судоходная компания «Экотэк» выиграла конкурс на поставку топлива в Заполярье. Свои суда «Экотэк» загружает в Жаровихе и в этом году на побережье Баренцева моря планирует доставить свыше 14 тысяч тонн угля и дров.

«Эта навигация началась с некоторым оживлением на линии Архангельск – НАО, – рассказывает генеральный директор Архангельского речного порта Андрей Разговоров. – Прошлые два года просели по объёмам из‑за свернувшегося коммерческого строительства в Заполярье. А сегодня есть небольшой рост. Конечно, в этом свою роль сыграли наши партнёры – компания «Экотэк», которая выиграла конкурс на поставку топлива в НАО для нужд ЖКХ. Компания «Полартранс» стабильно держит объёмы по доставке грузов в Нарьян-Мар. Грузы в этом направлении обрабатываются в нашем порту, и это обеспечивает хорошие показатели по работе порта».

Терминал для крупнотоннажных судов

Осенью прошлого года речной порт обустроил причалы бывшего 2‑го лесозавода. Дноуглубительные работы позволили обеспечить постановку крупнотоннажных судов. Сегодня со 2‑го лесозавода грузы уходят далеко на Север – Сабетту, Диксон, Певек.

«В основном здесь обслуживается Арктическое морское пароходство, – поясняет Андрей Разговоров. – Компания имеет собственный сухогрузный флот грузоподъёмностью от 7 до 12 тыс. тонн. Принять такие суда на Жаровихе мы не можем. А причалы бывшего лесозавода позволяют это сделать. Сейчас мы развиваем причальную линию, устанавливаем дополнительные портальные краны». За время работы на новом грузовом терминале речного порта отгружено шесть судов. Сейчас на открытых складах формируются грузы по заказу компании «Востокуголь». Уже пришли первые БелАЗы, совсем скоро они отправятся на Диксон для работы на угольном месторож­дении.

Архречпорт начал поставки щебня

Сейчас Архречпорт наращивает объёмы по поставке щебня. Если до недавнего времени добывали только песок, то теперь предлагают своим клиентам и другие строительные материалы. «В этом году, – поясняет Андрей Разговоров, – мы заключили договор на поставку щебня с карьера Умба Мурманской области, и в ближайшие месяцы в Архангельск поступит около 30 тысяч тонн. Уже сегодня начали отгрузку щебня как в нашем регионе, так и в соседние». Большая часть щебня отправится на Сабетту и в дорожно-строительные компании Архангельской области. Закупают щебень в основном вместе с песком, который добывает речной порт. В следующем году Арх­речпорт намерен значительно увеличить объёмы добычи речного песка. Принятое решение связано с предстоящими работами по возобновлению реконструкции федеральной трассы М8 и расширению Окружного шоссе.

Речной порт есть – вокзала нет

Архангельский речной порт – одно из старейших предприятий Архангельска. В 2020 году Архангельская пристань отметит 100‑летний юбилей. А грузовой терминал в Жаровихе работает с 1960‑х годов. Но, несмотря на столь солидный возраст и успешность, остаются нерешённые проблемы. Главная из них – речной пассажирский вокзал. На набережной он раньше был, в деревянном исполнении. Сейчас на его месте жилкомплекс «Омега-хаус».

Речники готовы самостоятельно построить новый вокзал: есть проект, инвестор, участок, но нет разрешения на строительство.

«Мы столкнулись с такой бюрократией в этом вопросе, что не укладывается в голове, – говорит Андрей Разговоров. – То, что вокзал нужен, соглашаются все. Наши сотрудники работают и обслуживают речные линии в строительных вагончиках, пассажиры по‑прежнему без удобств. Часто в народе говорят: вот площади МРВ пустуют, чего там не разместятся. Нам его никто не отдаст. Нужен свой вокзал для обслуживания теплоходного сообщения. Но при этом мы уже три года не можем получить разрешения на строительство. И все продолжают мучиться.

За последние три года речной порт обновил весь пассажирский флот. Закуплены два новых теплохода, один уже работает на Северной Двине. Повышение качества обслуживания пассажирских линий возобновило интерес горожан к речным прогулкам и экскурсиям, которые вернулись на реку. Но развивать экскурсионное направление невозможно без удобств на причалах. А кроме того, страдает и благоустройство в данной части набережной. Строительство бизнес-центра «Дельта» закончится, но оставшиеся вагончики с сотрудниками порта внутри вряд ли добавят лоска этой части набережной.

И коллектив Архангельского речного порта, конечно, хотел бы гордиться не только показателями по грузообороту, новыми видами деятельности, но и ухоженной и красивой пристанью, которая могла бы стать предметом гордости Архангельска.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ТРЕТЬЯКОВА Фото из архива предприятия