06.12.2019 16:21

Движущая сила бизнеса – поколение Z

Фото из архива Ивана Захарова

Один из амбассадоров федерального проекта «Мой бизнес» в регионе Иван Захаров о том, почему в бизнесе важны ошибки, как меняется предпринимательское сообщество региона и что поможет предпринимателю в районах выжить в эпоху федеральных сетей

– Иван, как долго вы занимаетесь бизнесом?

– В общей сложности уже семь лет. Зарегистрировался предпринимателем в сентябре 2012 года, а первую прибыль получил уже через пару месяцев – в декабре. До этого момента я порядка десяти лет работал по найму в крупной компании, занимался корпоративными финансами. Знаний в сфере управления финансами у меня было много, поэтому я решил открыть онлайн школу. Разработал и запустил свой первый обучающий курс по финансовой грамотности.

– Ваш первый проект – чему он научил, какие ошибки совершали? Каких знаний не хватало?

– Прежде всего появилась осознанная уверенность в том, что деньги можно зарабатывать по‑другому, работая на себя. Кроме того, я понял, что для бизнеса нет границ и зарабатывать можно удалённо. Так, именно первый проект я запустил, находясь в шести тысячах километрах от России. Сегодня я развиваю как собственные проекты по различным направлениям – от продажи индийских товаров до производства сувенирной продукции, – так и бизнес в рамках франшизы. Кроме того, я также инвестирую в различные стартап-проекты, которые развиваются на территории Архангельской и Московской областей. Они пока не приносят прибыли, но перспективы у них хорошие. Так что границ у бизнеса нет.

– Сегодня вы являетесь одним из 15 амбассадоров Агентства регионального развития. Почему вы приняли такое решение, какими знаниями вы готовы делиться?

– Моя задача и как посла бизнеса, и как преподавателя, и как действующего предпринимателя – не просто делиться знаниями и своим опытом. Поверьте, в моей практике есть и примеры неудачных инвестиций, и закрытия проектов, и финансовых потерь. Я могу рассказать, как не надо делать. Но моя задача, и это гораздо важнее, чтобы человек, пришедший на семинар или лекцию, записавший в блокнот работающие технологии, которыми с ним поделились, на следующий день начал их применять, то есть претворять полученные знания в жизнь. Другими словами, я должен убедить или вдохновить его делать, а не откладывать в долгий ящик.

– Вы много ездите по районам с обучающими семинарами. Чего не хватает бизнесу на местах?

– Последние пять лет я объездил все районы области. Малому бизнесу на местах не хватает знаний и масштабности мышления. Безусловно, развивать проекты в условиях низкой покупательной способности и высокой конкуренции со стороны крупных федеральных торговых сетей тяжело. И это объективный сдерживающий фактор для, например, торговли и сферы услуг. Но с другой стороны, никто не мешает малому бизнесу развивать нишевые проекты, выходить за границы своей территории за счёт возможностей интернета и социальных сетей. Многие предприниматели так и делают сегодня.

– Изменилось ли бизнес-сообщество региона за последние годы?

– Если мы говорим о малом и среднем предпринимательстве, то да. Во-первых, предприниматели научились быстрее адаптироваться под меняющиеся условия, быстрее перестраивать свои проекты, быстрее внедрять инновации. Во-вторых, бизнес молодеет. Не сильно, но эта тенденция в ближайшие пять лет должна стать заметнее. Растёт новое поколение молодёжи – это поколение Z, дети, рождённые с конца девяностых – начала двухтысячных годов. То, что мы раньше называли технологиями будущего, для них это уже настоящее. Они не боятся начинать что‑то новое, не боятся экспериментировать, они не упускают возможности учиться и получать новые знания. В течение пяти лет, мне кажется, именно это поколение будет движущей силой бизнеса, и именно эти ребята будут формировать костяк предпринимательства не только в нашем регионе, но и в России в целом.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анастасия ВОЛОДИНА