03.02.2018 14:56

Северодвинские корабелы расстаются с буксирами-ветеранами

Морской буксир «Садко» во льдах Белого моря

Морских буксиров этого проекта в 60-е годы было построено на Ленинградской судостроительной верфи «Петрозавод» более полусотни. 

Большинство из них направлялось на военно-морской флот в качестве вспомогательных судов. Два – «Иван Плюснин» и «Садко» попали в Северодвинск; первый – на «Севмашпредприятие», второй – в центр судоремонта «Звездочка». 

Там до недавнего времени они несли службу, главным в которой было обеспечение морских испытаний заказов, то есть ввод в строй единиц ВМФ после постройки или ремонта. 

Технические и мореходные качества судов делали их универсальными. Благодаря усиленному ледовому классу буксиры круглый год могли ходить в море, находясь в автономном плавании до тридцати суток и преодолевая расстояния в восемь тысяч миль. Они могли брать на борт большое количество людей: помимо семнадцати человек экипажа здесь, в жилых помещениях, могли разместиться не менее пятнадцати специалистов сдаточной команды, но бывало, что в море выходили около полусотни человек. 

За полвека работы буксирам «Иван Плюснин» и «Садко» приходилось также выполнять рейсы по Белому и Баренцеву морям, заниматься буксировкой военных судов и кораблей, траулеров и танкеров, плавкранов и плавучих буровых установок. И даже заниматься совсем экзотическим делом, таким как промысел гренландского тюленя. В 2006 году на буксире «Садко» в Белое море выходила зверобойная экспедиция, заказчиком рейса была компания «Белое море».

В среднем срок службы судов этого класса составляет 20-25 лет, и многие, построенные на «Петрозаводе», давно закончили свою трудовую биографию. Жизнь северодвинских буксиров-ветеранов стараниями экипажей и судоремонтных предприятий продлилась далеко сверх этого срока. Но приходит время, когда и с ними приходится прощаться, на смену пришли современные, маневренные, экономичные с более мощным двигателем суда.

С 2011 года не работает «Иван Плюснин» - его поставили на прикол и выставили на продажу. Три года назад состоялась передача буксира одной малоизвестной компании, которая намеревалась капитально его отремонтировать. Летом прошлого года буксир был поставлен на слип Поморской судоверфи, что находится под Архангельском в поселке Турдеево. Как он будет эксплуатироваться в дальнейшем – не известно.

С 2015 года стоит «Садко» у причала ЦС «Звездочка» без движения. Северодвинские корабелы строили различные планы о его дальнейшей судьбе, но, видимо, ничего не решили. 

Хозяева судоразделочных предприятий ждут, что буксир в самое ближайшее время прибудет в Архангельск. И надеются стать владельцами почти тысячи тонн отличного металла полувековой давности «первого проката», который и сейчас ценится у металлургов всего мира.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Александр МИХАЙЛОВСКИЙ