Атомоход «Севморпуть», простоявший под грузовыми операциями две недели, сегодня ранним утром вышел из порта Архангельск
На борту более семи тысяч тон генеральных грузов назначением в Обскую губу. Там, на Гыданском полуострове, на одной параллели с портом Сабетта, разворачивается строительство поселка газовиков – Утренний.
Первый в истории заход в устье Северной Двины уникального грузового судна с ядерной силовой установкой, с предельными для фарватеров и причалов габаритами, наглядно показал возможности Архангельского порта.
А также выявил слабые места, одним из которых стало – недостаточное обеспечение порта буксирами для швартовки судов. Сам факт, что лихтеровоз «Севморпуть» пришел из Мурманска в сопровождении двух буксиров-кантовщиков «Росатомфлота» говорит об этом. Швартовку атомохода на грузовом районе Экономия выполняли буксир «Тамбей» мощностью четыре тысячи лошадиных сил и буксир «Кайман» мощностью три тысячи лошадиных сил. Постановка к причалу 260-метрового судна силами только Архангельской компании «Портофлот» оказалась проблематичной.
Сегодня в составе портофлота, который оказывает помощь при швартовке транспортов длиной 100-150 метров, имеется три буксира мощностью 2500 лошадиных сил – «Сергей Сердаков», «Жижгин» и «Моржовец», а также один мощностью 2000 лошадиных сил – «Турий». К настоящему моменту два из них находятся в ремонте. Полученные в далекие 70-е годы еще шесть буксирных судов, которые давали возможность флоту одновременно работать при швартовке на Бакарице, в Талагах и на Экономии, списаны в металлолом.
Хроническая их нехватка вынудила транспортные компании Архангельска к приобретению собственных (к сожалению, не новых) буксиров. Так, у Северного морского пароходства сейчас работает буксир «Тритон» 1972 года постройки, у Архангельского тралового флота – «Водник» (1972 года), у «Бункерной компании» – «Таймыр» (1969 года), акционерное общество «Белфрахт» владелец буксира «Антей» (1974 года).
Остается надеяться, что при постановке атомохода «Севморпуть» на линию Архангельск – порты Дальнего Востока, наличие для его швартовки необходимого количества буксиров достаточной мощности будет выполнено безусловно.