23.09.2016 10:39

Бюджет-2016: с грустной улыбкой

Фото Ивана Малыгина

Отчет об исполнении регионального бюджета за первое полугодие стал одним из ключевых вопросов состоявшейся на днях сессии областного Собрания депутатов.

Доклад, представленный министром финансов области Еленой Усачевой, нарисовал в создании слушателей двойственную картину: план по доходом почти выполнен, с расходами регион справляется, госдолг области удалось сократить и сделать его не таким обременительным, каким он был еще полгода назад. Но, тем не менее, тенденция, обозначенная главным казначеем Поморья, начинает настораживать – экономика региона постепенно падает. Но, обо всем по порядку.

Все идет по плану

То, что доходную часть удалось выдержать в коридоре, заданном еще первоначальной версией бюджета, заслуга отнюдь не благоприятных экономических тенденций, а прозорливости областного минфина. Елена Усачева сама с трибуны облсобрания призналась законодателям – мол, верстая бюджет, правительство исходило из пессимистичного прогноза, потому кардинально корректировать его параметры пока не пришлось. Вполне ожидаемым на этом фоне выглядит и тот факт, что при падении собственных доходов, общий план поступлений в казну был выполнен.

Так, за первое полугодие 2016 года бюджет региона в общей сложности получил 29,9 миллиардов рублей налоговых и неналоговых доходов – 46,2% от прогноза кассовых поступлений в за январь-июнь. При этом основу доходной базы областной казны в этом году составил налог на доходы физических лиц. Он обеспечил 85% всех налоговых поступлений. Причем, по сравнению с прошлым годом объем поступлений от НДФЛ вырос на 6% или на 421,7 миллиона. В министерстве финансов объясняют этот факт просто – на предприятиях региона растет фонд оплаты труда. Что ж, и это тоже неплохо.

Вторая составляющая доходной части бюджета – платежи от предприятий добывающих и сырьевых отраслей. Так, рост показали поступления от налога на добычу полезных ископаемых. Причем главная роль в этом случае принадлежит отнюдь не нефтеносным месторождениям НАО, а архангельским алмазам. Именно налог на их добычу принес региону свыше миллиарда рублей, что в полтора раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Существенно подросли поступления и от платы за пользование природными ресурсами. Причем из 314,3 миллионов рублей, полученных из этого источника, 67% - это платежи за пользование лесным фондом. В минфине это связывают с тем, что регион возобновил предоставление участков лесного фонда субъектам малого и среднего бизнеса.

Ну и, наконец, третий кит, на котором зиждется финансовая стабильность региона, это акцизы – на топливо и алкогольную продукцию. Причем последние в этом году принесли областной казне куда больше, чем в прошлом – аж на 24,4%. При этом по акцизам на алкогольную продукцию местных производителей зафиксирован прирост и вовсе на 47%, что свидетельствует, конечно, о росте производства и употребления спиртного.

Однако, далеко не все доходные статьи бюджета отличаются позитивной динамикой. Некоторые источники наоборот – падают. Среди них, например, налог на прибыль. В первом полугодии областной бюджет по нему получил на 1,84 миллиарда рублей меньше, чем в прошлом, отставание составляет 23,7%. Причин столь резкого спада, по мнению Елены Усачовой, несколько. Среди них: сокращение поступлений от плательщиков НАО, снижение цен на нефть и зафиксированная переплата по этому налогу за прошлые годы.

Медленнее, чем в прошлом году, идут поступления и по налогу на имущество организаций. Если в 2015-м за первые шесть месяцев удалось собрать 47,5% годового плана имущественного налога, то в этом году – 43,5%. В минфине это связывают с уменьшением остаточной стоимости основных средств, облагаемых более высокой налоговой ставкой, при одновременном увеличении стоимости имущества, налог на которое рассчитывается по почти вдвое меньшей ставке. Кроме этого, некоторые предприятия области получили налоговые льготы в связи с реализацией инвестиционных проектов.

Подкачал и транспортный налог. Он за январь-июнь принес в казну Поморья лишь 18% от годового плана и на 23,6% меньше, чем в прошлом году.

- Если внимательно посмотреть на структуру поступлений по налогу на прибыль, то мы увидим, что наиболее существенное сокращение поступлений из этого источника наблюдается от предприятий Ненецкого автономного округа – спад более 46%. Это связано со многими факторами: и с падением цен на нефть, и с реализацией подписанного между Архангельской областью и Нарьян-Маром соглашения о разделе продукции. Но падение по налогу на прибыль наблюдается и в Архангельской области. Оно существенно ниже, 13,4%, но оно есть. Так или иначе, все это говорит о том, что реальный сектор экономики Поморья начинает прихрамывать, - считает заместитель председателя областного Собрания депутатов Надежда Виноградова. – Однако, мы предвидели эти тенденции еще на стадии формирования бюджета, когда вместе с правительством региона приняли решение работать по пессимистичному прогнозу. Именно это позволило нам принять работоспособный бюджет, застрахованный от негативных трендов, и выполнить свои обязательства, как по доходам, так и по расходам.

Госдолг сокращается, задолженность растет

С расходной частью у областного бюджета в первой половине года тоже все было относительно в порядке – практически все свои обязательства по госпрограммам регион выполнил. Конечно, по некоторым из них отставание от плана наблюдается, но оно не так велико, чтобы до конца года его невозможно было бы наверстать.

Особую и, надо отметить, не беспочвенную гордость у Елена Усачевой вызвало снижение государственного долга и стоимости получаемых Архангельской областью кредитов. Так, за первое полугодие госдолг региона сократился на 1,7 миллиарда рублей и составил 35,7 миллиардов. При этом, 71% в его структуре составляют недорогие бюджетные кредиты. Но и коммерческие кредиты, коих по итогам первого полугодия насчитывается чуть больше 10 миллиардов рублей, обходятся областной казне все дешевле – если в январе средневзвешенная ставка для них составляла 9,8%, то в июле уже 8,5%.

Однако, если для областной казны ситуация с госдолгом более-менее налаживается, то муниципальные бюджеты начинают испытывать трудности с оплатой уже выполненных работ.

В частности, по данным региональной контрольно-счетной палаты, муниципалитеты региона на 1 июля накопили просроченную кредиторскую задолженность в сумме 249,2 миллиона рублей. Причем это на 20,7% больше, чем на начало года. Больше всего – 54 миллиона рублей - муниципалитеты задолжали за содержанию имущества. Еще 38,6 миллиона местные бюджеты должны за оплату капитальных вложений в объекты основных средств. Чуть больше 32 миллионов рублей составляет долг муниципальных образований области за коммунальные услуги. В лидерах по кредиторке – Плесецкий, Котласский, Вельский и Коношской районы и город Мирный.

- Те суммы, которые мы назвали, безусловно, не критичны, но нужно помнить, что просроченная задолженность может в любой момент быть взыскана в судебном порядке. А это всегда влечет за собой риски провалов по текущим финансовым потокам, не обеспечение источниками запланированных расходов местного бюджета и, конечно же, увеличение расходов на судебные издержки, пени и штрафы, предусмотренные договорами, - предостерегает председатель контрольно-счетной палаты Архангельской области Александр Дементьев. – Казначейство, вооружившись решением суда, спишет эти средства в безусловном порядке. То есть, в этот момент муниципалитет-должник может на какое-то время попросту остаться без средств. В чем причина того, что местные бюджеты копят долги? Точно могу сказать одно – областной бюджет выполнил перед ними все обязательства полным рублем. Речь, скорее всего, идет о некорректном планировании бюджетов, когда в них изначально предусматривается меньше средств, чем необходимо было заложить в сметах на оплату тех или иных услуг и работ. Возможно были произведены так называемые инициативные расходы, не запланированные изначально в муниципальных бюджетах. Я бы рекомендовал главам тех муниципальных образований, где эта проблема имеется, тщательнее работать с резервами – проанализировать эффективность муниципальных закупок, поработать над собираемостью недоимки по налогам, проанализировать как используется муниципальное имущество, нет ли затрат вне определенных законодательством полномочий. Однозначно, системная работа с оптимизацией расходов бюджета всегда дает значительный эффект. В любом случае, жить в долг – плохая привычка.

Будем жить по средствам?

Тем временем, резкое сокращение собственных доходов бюджета по налогам на прибыль и имущество вызвало у депутатов справедливый вопрос – откуда регион намерен брать деньги на восполнение потерь?

- Самостоятельно справиться с выполнением плана по налогу на прибыль мы, наверное, не сможем, - заявила Елена Усачева, отвечая на вопрос депутата Юрия Шарова. – Поэтому правительство Архангельской области направило соответствующее обращение в правительство Российской Федерации и министерство финансов, и соответствующая работа в этом направлении проводится.

К слову сказать, до настоящего момента отношения между региональным минфином и федеральным ведомством выстраивались в конструктивном ключе. Архангельская область не только получала все положенные ей субсидии и дотации, но и умудрялась выбивать из федеральной казны дополнительные средства. Однако, все идет к тому, что в ближайшем будущем ситуация изменится. Нет, Москва нас не разлюбит. Просто федеральному минфину уже очень скоро самому придется ответить на вопрос – а сможет ли он и дальше помогать регионам? Причем ответ на него уже звучит в коридорах и кабинетах здания на Ильинке. И он отнюдь не обнадеживающий.

Еще в июле министерство финансов России предупредило регионы о том, что в 2017 году все межбюджетные трансферты будут сокращены на 15,5%. На уровне 2016 года сохранятся лишь объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Взамен Москва предложила регионам помочь друг другу самим – путем перераспределения доходов от налога на прибыть между богатыми и бедными субъектами Федерации. Как будет работать схема раздела «прибыльного» налога в теории уже известно (этот вопрос обсуждался 16 сентября на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака), а вот чем новый механизм обернется на практике – пока нет – до конкретных расчётов кому и сколько причитается дело еще не дошло.

Однако, так или иначе, рассчитывать на помощь федерального центра как на панацею от всех бюджетных болезней в 2017 году не приходится. Риторика федерального минфина четко дает понять – субъектам придется зарабатывать на жизнь самим. И именно поэтому уже имеющаяся негативная тенденция в отношении собственных налоговых доходов так настораживает.

- Мы уже приступили к работе над бюджетом следующего года, уже есть его проектировки, которые позволяют сделать вывод о том, что следующий год будет гораздо сложнее текущего, - поделилась Надежда Виноградова. – К сожалению, такая ситуация складывается не только вокруг нашей области. Она характерна и для федерального бюджета – мы видим, что там сокращение идет буквально по всем отраслям, в том числе и в части межбюджетных трансфертов регионам. Конечно, правительство постоянно ищет новые источники доходов, рассматриваются всевозможные варианты налоговых маневров, но пока окончательных решений не приято, мы вынуждены исходить из того, что мы имеем на сегодняшний день. Поэтому, скорее всего, нам придется сильно ужаться, жить по средствам, как говорится.

Однако, у регионального правительства есть и альтернативный путь - принять бюджет с большим дефицитом и наращивать госдолг, как это делалось шесть-семь лет назад. По какому пути пойдут в доме за оленем, мы узнаем уже совсем скоро.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Олег Кузнецов